В нашей базе магии слов: 194 словаря. 2 207 871 слов

Древнерусское Искусство

76

искусство Древней Руси. Дохристианское мировоззрение можно представить по рус. народным сказкам. Изображения богов и богинь в то время большей частью делались из дерева и до нас не дошли. Кроме того, они уничтожались на протяжении веков. О скульптуре дохристианской Руси можно судить лишь по их небольшим фрагментам и обломкам, найденным при раскопках в Новгороде, Пскове, Старой Руссе и в других местах. До 80-х г. XX в. был известен всего один целый памятник др.-рус. каменной скульптуры - Збручский идол, найденный в середине прошлого века и хранящийся в музее Кракова. Идол с р. Збруч (приток Днестра) представляет собой высокий (2,7 м) 4-гранный столб, на каждой из 4 сторон которого изображены различные фигуры, расположенные 3 ярусами. Предполагается, что 3 горизонтальных яруса изображений символизируют деление вселенной славянами на небо (мир богов), землю (мир людей) и подземный мир, таинственные обитатели которого держат на себе землю. Верхняя часть столба - общая для 4 богов шапка. Под ней в рост изображены 4 фигуры. На главной лицевой стороне - богиня плодородия. Около идола располагался жертвенник - круг, сложенный из булыжников. Ров образует 8 дугообразных лепестков. В каждом из них во время праздника горел ритуальный огонь.
Языческие капища в виде небольших (14-30 м) площадок со рвом и валом встречаются во многих местах. Если в низменных местах такие святилища занимали естественное или специально насыпанное возвышение, то в холмистых они сооружались на главных вершинах возвышенности. Такое святилище в С. Буковине было обнаружено около ключей в Ржавинском лесу. Округлая площадка вершины холма была окружена валом диаметром 24, шириной 5 - 6 и высотой 1,5 м. На вершине вала найдены специальные площадки из камней для жертвенных огней и 4-гранный столб высотой 2,5 м без украшений, который в древности стоял в центре площадки. После принятия христианства он был сброшен в ров.
Дохристианская Русь знала и литье, и чеканку, керамику и вышивку, владела тонким искусством эмалей. Она производила искусные ювелирные вещи - бронзовые амулеты и украшения: звездчатые подвески, пряжки, колты и гривны (древние серьги и ожерелья), осыпанные зернью, увитые сканью. В узоры этих изделий вплетались птичьи, звериные и человеческие фигуры - славянский вариант "звериного стиля".
Традиции языческих времен сохранялись и после крещения Руси. Несмотря на запрещения изображать что-либо на стенах храмов, кроме орнамента и живописи, мастера-каменотесы при сооружении их ухитрялись вырубать из камня и запрещенную скульптуру. Недалеко от Владимира находится одно из прекраснейших зданий всей др.-рус. архитектуры - церковь Покрова на Нерли, построенная в 1165 г. Сейчас она стоит уединенно на берегу р. Старицы и воспринимается не только как памятник архитектуры, но и как скульптура. Как статуя она вертикальна, устремлена ввысь. Высотность смягчена мотивом полукружия: полукружием закомар, перекрытий, декоративных арочек, дверей и, наконец, венчающим полушарием главы, которая раньше была шлемовидной. Стены оживляет рельеф, который не ограничивается пилястрами и аркатурой: в закомарах сделаны лепные украшения. Посередине их - человеческая фигура с музыкальным инструментом, по бокам львы, грифоны, ниже загадочные женские маски. Аналогичная, но более богатая скульптура сплошь покрывает стены Дмитриевского собора во Владимире. К центральной фигуре Давида с обеих сторон тесными рядами идут всевозможные существа - ангелы, животные, птицы, языческие кентавры и грифоны. Здесь также представлены старые божества - олицетворения природных сил, те самые фантастические твари, которые встречались еще на дохристианских украшениях "звериного стиля", которые и потом, столетия спустя, вплетались в заставки и буквицы рукописных евангелий.
В XI в. строились богато украшенные храмы св. Софии в Киеве, Новгороде, Полоцке. Софийский храм в Киеве был украшен мозаиками и фресками греч. мастеров, но в них заметно и влияние рус. художников. Мозаика сохраняет всю красочность и линейную изысканность зрелого византийского стиля, но в них меньше созерцательного спиритуализма,больше жизненной энергии, прямой обращенности к людям. Богородица в конце апсиды Киевской Софии, стоящая с воздетыми руками - Оранта (молящаяся), считалась олицетворением "матери городов русских". По легенде - пока стоит эта "Нерушимая стена", будет стоять и Киев. Облик и поза Оранты, оберегающий жест поднятых рук напоминали Берегиню славян. Фигура Оранты кажется живой: она как будто идет навстречу, смотрит в глаза всем, кто входит в храм; золотой нимб над ее головой ярко светит даже в сумерках.
По сравнению с владимирскими новгородские церкви выглядят приземистыми, скупыми на украшения, но зато крепко сшитыми. Внутри они расписывались, снаружи их стены большей частью росписи и скульптуры не имели. Мозаичная техника развития не получила, но зато обрела жизнь фреска (живопись по сырой штукатурке). Наиболее интересная роспись конца XII в. была в разрушенном фашистами храме Спаса на Нередице. Сохранилась лишь незначительная часть его фресок. Они представляют собой целую галерею новгородских жителей в облачении христианских святых - мужественные, коренастые, суровые фигуры. Среди них много бородатых старцев: при родовом строе особо чтились старики - родоначальники большой семьи. Проявились здесь и образы "дедов-сказителей", которые позднее изображались как старцы русских монастырей, русские отшельники. Росписи Феофана Грека (XIV в.) продолжают традиции новгородской фрески, но он вносит в нее динамичность: порывистые белые штришки - "движки" оживляют темно-терракотовые узкие лики, подобно молниям. Его "Старец Макарий" на фреске Спасо-Преображенской церкви в Новгороде - человек, обуреваемый страстями. Традиции фресковой живописи продолжались в иконописи.







Значения в других словарях
Древляне (ДЕРЕВЛЯНЕ)

славянское племя, обитавшее в лесах к с.-з. от Киева ("зане седоша в лесехъ", - говорит летопись). Название племя и получило от лесов. Д. имели полугосударственную организацию. В летописи рассказывается о князьях и "лучших мужах", дружинниках. До сер. X в. между древлянскими и киевскими князьями происходили военные столкновения. В связи с этим автор Повести временных лет (киевлянин) старается опис ...

Древнеберингоморская Культура

культура побережья Берингова моря. С III в. до н.э. до первых веков н.э. ...

Древнеямная Культура

культура, которую чаще называют просто ямной. Бронзовый век. Занимает территорию от Урала до Днестра. Названа по обряду погребения в ямах под курганами. Покойники помещались в могилы на спине с подогнутыми ногами. Инвентарь беден - остродонные и круглодонные сосуды, топоры, медные ножи, изделия из камня редки. Встречаются повозки. ...

Дополнительный поиск Древнерусское Искусство

Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Древнерусское Искусство" в словаре Археологический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Древнерусское Искусство, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Д". Общая длина 45 символа