Ордера Архитектурные
- в сер. I тыс. До н.э. На смену монументальным сооружениям эпохи энеолита и бронзы приходит античная ордерная система - одна из величайших вершин развития архитектуры. В Древней Греции сложились 3 главных архитектурных стиля, или О. А., - дорический, ионический и коринфский. В принципе ордерная система - это та же балочно-стоечная конструкция, которая- лежала в основе древнего жилища и дольмена, но более сложная, усовершенствованная и четко разработанная.При дорическом ордере массивный ствол колонн с вертикальными ложбинками - каннелюрами вырастает прямо из каменного пола - стилобата, вверху колонна завершается круглой подушкой - эхином, поддерживающей более широкую квадратную плиту - абаку. Эхин, абак и примыкающую к ним снизу шейку колонны называют вместе капителью колонны.
На капителях лежит поперечное крепление - антаблемент. Он состоит из балки - архитрава, горизонтально лежащей на капителях колонны, фриза, расположенного над архитравом и расчлененного на прямоугольные триглифы и квадратные плоскости - метопы с рельефными изваяниями, и карниза. Выше антаблемента фронтон - - треугольник, образующийся при двускатном покрытии на торцах здания. На нем обычно расположены многофигурные композиции монументальной скульптуры.Ионический стиль - более изящный. Если дорические храмы сравнивают с мужской фигурой, то ионические - с грациозной женской. Колонна здесь вырастает из базы и завершается капителью с волютами (закруглениями в виде спирали).В коринфском ордере в сравнении с дорическим колонны более стройные и изящные.
Видимо, к этому времени др.-греч. Архитекторы научились уже более точно рассчитывать их соотношение с антаблементом и не боялись поставить верх здания на более тонкие колонны. Капитель колонны стала похожа на корзину из листьев. Образцы ионического стиля в сравнении с ними казались уже скромными.Роль колонны в др.-греч. Архитектуре была большой и многообразной. Радиус колонны служил модулем, т.е. Единицей измерения ордера, его внутренней мерой. Величина модуля менялась. Колонны опоясывали целлу (святилище, в центре которого помещалась статуя божества), определяя весь внешний облик храма. Выстраиваясь вокруг городской площади (агоры) или у театра под открытым небом, колонны и их перекрытия образовывали портики, служившие убежищем от дождя и зноя.
В их тени обосновывались лавочники и менялы. Портики нередко возвышались и перед частными домами.Римляне ввели сложный, или композитный, ордер, представляющий соединение коринфского с ионическим, и тосканский, сходный с дорическим. Вся европейская архитектура вплоть до новейшего времени пользовалась ордерами, выработанными в Греции и Риме.На территории нашей страны можно встретить как сооружения античного времени в стиле этих ордеров, так и с позднейшими вариациями в архитектуре XVII-XIX вв. Маркиз де Кюстрин писал о том, что в 30-х г. XIX в. "классическая колонна - клеймо, отличающее в России все общественные здания". Это клеймо возродилось и в 30-50-х г. В СССР. Античные О. А. Широко применялись при строительстве общественных зданий.
В каждом городе и крупном поселке можно встретить кинотеатры или клубы, построенные в стиле О. А., с колоннами, антаблементом и фронтоном..
Дополнительный поиск Ордера Архитектурные
На нашем сайте Вы найдете значение "Ордера Архитектурные" в словаре Археологический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Ордера Архитектурные, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "О". Общая длина 20 символа