Периодизация Археологическая

- римский поэт и мыслитель Лукреций (I в. До н.э.) дописьменную историю делил на каменный, медный, бронзовый, железный века. Схема Лукреция до сих пор применяется археологами. Окончательно как наука археология формируется в XIX в. В этот период были открыты древние цивилизации Двуречья и Египта. В 1836 г. Датский археолог X. Томсен в книге "Путеводитель по северным древностям" обосновал археологическим материалом гипотезу о трех веках начальной истории человечества, ее подтвердил и развил И. Ворсо. В 1837 г. Археолог Э. Ларте установил, что человек, делавший древнейшие каменные орудия, был современником мамонта и других ископаемых животных. В 1862 г. Д. Леббок лорд Эвбюри предложил разделить всю "доисторию" человека на две части.

Первую назвали палеолитом, что в переводе означает "древний каменный век", а последнюю - неолитом (новым каменным веком) . В неолите уже появилась глиняная посуда. (Позднее выделили мезолит - средний каменный век.)Фр. Археолог Габриэль де Мортилье предложил разделить палеолит на два больших периода - верхний и нижний. К верхнему (позднему) (40-12 тыс. Лет. Назад) палеолиту были отнесены находки из верхних слоев стоянок, а к нижнему (раннему) - из более глубоких. Нижний палеолит (древнее 40 тыс. Лет) он разделил еще на три части - шелль, ашель и мустье, а верхний - на ориньяк, солютре и мадлен. Названия эти были даны по местечкам во Франции, где впервые были найдены орудия того или иного периода. Эти названия распространились потом по всем странам - к ашелю и мустье сейчас относят находки не только во Франции, но и в Азии, Африке и других странах.

Термин "шелль" сейчас не применяется, но введен термин "олдувай". В конце XIX в. Фр. Археолог Э. Пьет открыл переходную эпоху между палеолитом и неолитом - мезолит.Бронзовый и железный века также были разделены на два периода - ранний и поздний. В конце XIX в. В археологию вошел термин "энеолит", т.е. Медно-каменный век, переходный период от каменного века к эпохе бронзы. В эпохе железа выделяют период раннего железа, античной и средневековой археологии..