Десять заповедей

248

I. Д.З. Перечислены в Исх 20:2-17. Втор 5:6-18. В ВЗ они названы "словами завета" (Исх 34:28), или "десятословием" (Исх 34:28. Втор 4:13), а в НЗ - "заповедями" (греч. Энтолай. Мф 19:17. Рим 13:9). В совр. Лит-ре Д.З. Часто именуют "Декалогом" (от греч. Дека - "десять" и логос - "слово"). Десятословие - первая часть обширного законодат-ва Моисея, свидет-во заключения завета на горе Синай. Это основной Закон израильтян, к-рый был написан на двух каменных плитах (в Синод. Пер. - "скрижали") Самим Богом (Исх 24:12. 31:18. 32:16. Втор 4:13. 10:4. См. Закон). Моисей передал скрижали народу, к-рый был свидетелем провозглашения Д.З., но слышать Божьих речей не мог (Исх 19;20). О размерах скрижалей (Исх 32:15) в Библии ничего не говорится, но известно, что Д.З.

Были размещены на двух сторонах каждой скрижали. Результаты археол. Раскопок позволяют предположить, что для Д.З. Было бы достаточно двух плит высотой около 10 см.II. В Библии нет нумерации заповедей, но, исходя из текста, можно предложить след. Деление:Введение. Я Господь, Бог твой. (Исх 20:2).1. Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим (ст. 3).2. Не делай себе кумира. (ст. 4-6).3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно. (ст. 7).4. Помни день субботний. (ст. 8-11).5. Почитай отца твоего и мать твою. (ст. 12).6. Не убивай (ст. 13).7. Не прелюбодействуй (ст. 14).8. Не кради (ст. 15).9. Не произноси ложного свидетельства. (ст. 16).10. Не желай дома ближнего твоего. (ст. 17). У иудеев и христиан существовали разные варианты деления заповедей и распределения их на двух плитах.

Филон Александрийский, Иосиф Флавий, раннехрист. Церковь, а в наст. Время православная и большинство протестантских церквей придерживаются указ. Выше деления. В Талмуде введение рассматривается как первая заповедь, а стихи Исх 20:3-6 объединены во вторую. Августин объединил в одну заповедь ст. 2-6 и, чтобы сохранить общее число заповедей, разделил последнюю на девятую и десятую. В этом ему последовали католич. И лютеранская церкви. Но в результате такого деления произошло смешение понятий идолослужения и почитания изображений. Запрет на поклонение изображениям не всегда выполнялся и в конце концов исчез из катехизиса. Согл. Филону, Иосифу Флавию, Талмуду, Иринею Лионскому, на каждой плите было по пять заповедей, позднее же стали считать, что на одной плите было четыре заповеди, а на другой - шесть.

Из этого следовало, что, согл. Концепции Августина, на одной плите было три заповеди, а на другой - семь, а согласно концепции Ж.Кальвина, соотв., четыре и шесть. Т.о., на первой плите были записаны заповеди, касающиеся отношения к Богу, а на второй - отношений между людьми.III. Обе редакции Д.З. В принципе одинаковы, но в них по-разному мотивируется заповедь о соблюдении субботы. Так, в Исх 20:11 в основе заповеди лежит история сотворения мира, а во Втор 5:15 - избавление Израиля от егип. Рабства. В своих прощальных словах Моисей указывает на событие, более близкое народу. Кр. Того, в Исх 20:17, в заповеди "Не желай...", слово "дом" служит обобщающим понятием семьи и собственности, а во Втор 5:21 вначале названа жена (см.

Брак, IV,1).IV. О том, что Синайское законодат-во не было чем-то абсолютно новым, свидет-вуют древневост. Своды законов, к-рые в большинстве своем были составлены значит. Раньше. Самый известный из них - свод законов Хаммурапи (1792-1750 гг. До Р.Х.), царя см. Вавилона. Законы Хаммурапи, в свою очередь, представляли собой переработ. Вариант более раннего законодат-ва. Они имеют много параллелей с другими ветхозаветными законами (с т.наз. Казуистическим правом, построенным по образцу. "Если . То..."), но лишь нек-рые из них схожи по форме с заповедями десятословия (напр., т.наз. Аподиктическое право. "Ты не должен..."). Нек-рое сходство с Д.З. Имеют клятвы невиновности умерших в егип. "Книге мертвых" и список прегрешений, использовавшийся в ассир.

Молитвах за больного, а также заклинания, предназнач. Для более сильного магич. Воздействия на божество.V. В отличие от прочих законодательств, целью к-рых было регулирование общест. Отношений, суть десятословия состоит в признании направляющей воли Господа, "единого Бога" (Исх 20:3. Втор 6:4), указующего Своему народу праведные пути в этом мире и пе-рекрывающего пути ложные. Четко определяемое Господом требование "ты должен" или "ты не должен" (букв. "ты не будешь") отличает Д.З. От любых других библ. И небибл. Казуистических законов, действующих по принципу "если . То...". Если к.-л. Сделает (или не сделает) ч.-л., то его нужно наказать таким-то образом. Предпосылкой Д.З. Были Божеств. Откровение и осуществленное Богом освобождение Израиля из егип.

Рабства, о чем ясно говорится в преамбуле (Исх 20:2) к этому основному израил. Закону. Божий дар, принятый народом Израиля и предшествующий выдвигаемому Богом требованию, делает необходимым выполнение этого требования. И поэтому народ Господень должен жить по Божьему Закону, всем сердцем служа Господу Богу и своему ближнему. "Святы будьте, ибо свят Я, Господь, Бог ваш" (Лев 19:2).VI. В НЗ Иисус и апостолы неоднократно ссылаются на эти заповеди, за исключ. Заповеди о соблюдении субботы (Мф 19:18,19. Мк 10:19. Лк 18:20. Рим 13:9. Иак 2:11). При этом, указывая на необходимость прежде всего внутр., а не внешнего соблюдения заповедей, они выделяют два основных требования - любовь к Богу и любовь к ближнему (Мф 22:36-40.

Рим 13:9)..

Значения в других словарях
Десять Заповедей

(десятисловие, декалог) - перевод еврейского выражения "асерет-ха-дварим", употребленного в Исх 34:28 и Втор 4:13 и 10:4. Традиция отождествляет десятисловие с "десятью заповедями", представленными в Книге Исхода (20:2-17) и еще раз, с небольшими разночтениями, - в Книге Второзакония (5:6-21). Однако некоторые исследователи отождествляли десятисловие с законами, содержащимися в Исх 34:10-26 и составляющими часть т.н. Культового декалога, который библейская критика считает древнейшей частью Шести..

Десять Заповедей

Моисей. Изобретатель десяти наиболее часто нарушаемых законов. Леонард Луис Левинсон Десять заповедей лишь потому так лаконичны, ясны и понятны, что были написаны без помощи советников и экспертов. Шарль де Голль Если бы Бог был либералом, вместо десяти заповедей мы имели бы десять предложений. Малколм Брэдбери На каждом шагу надписи. «Не плевать!», «Не сорить!», «Не шуметь», «Не ехать по левой стороне!» Не видел я только надписи. «Не убивать!» А может, подействовало бы. Станислав Ежи Лец С тех ..

Десять заповедей

Сущ., кол-во синонимов. (3). ..

Десять Заповедей

(Исх 20.3-17. Вт 5.7-21)-основа Синайского завета Бога с Его народом и основа всего Моисеева законодательства. Они были написаны Самим Богом на каменных скрижалях (пластинах) и даны в руки Моисею (Исх 24.12. 31.18. 32.16. Вт 9.10) В Исх 34.28 они названы «десятисловие». Первые скрижали с заповедями Моисей разбил (Исх 32.19. Вт 9.17), но взамен их получил новые с теми же словами (Исх 34.28-29. Вт 10.1-5). Десять заповедей, как и молитва Господня (образец всех молитв), делятся ровно на две части. ..

Десятина

I. Д. - это одноразовое отчисление от воен. Добычи (Быт 14:20)или регулярные, как правило, годовые отчисления от урожая и от других доходов в пользу святилища (Лев 27:30-33) или царя (1Цар 8:15,17. См. Подати, II,1). Эти подати составляли 1/10 часть от размера имущества или дохода. Д. Была известна и за пределами Израиля, напр., у финикийцев и карфагенян, нововавилонян, персов, аравийцев, греков и римлян. Еще Авраам отдал Мелхиседеку Д. От своей добычи (Быт 14:20. Евр 7:4), а Иаков обещал отдава..

Десять

Десять см. Число.. ..

Дети Божьи

Дети (сыны) Божьи см. Усыновление.. ..

Дети, сыновья, младенцы, чада

I. Словами "дети" или "сыновья" в Библии обозначены не только прямые потомки человека, но также его внуки и правнуки, т.е. Последующие поколения. Там, где эти слова употреблены в метафорич. Значении, они указывают либо на состояние беспомощности и зависимости, неведения и незрелости (Мф 18:3. 1Кор 14:20. 1Пет 2:2), либо подразумевают людей, определяемых по к.-л. Характерному свойству или по их отношению к ч.-л., как, напр., "чада света" или "сыны века сего" (Лк 16:8. Еф 5:8), "сын смерти" (2Цар ..

Дополнительный поиск Десять заповедей Десять заповедей

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Десять заповедей" в словаре Библейская энциклопедия Брокгауза, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Десять заповедей, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Д". Общая длина 16 символа