Аввакум Петров

468

, протопоп (1620/21-1682), рус. Правосл. Писатель, один из вождей старообрядчества. Род. В Нижегородском краю, в семье сел. Священника. В 1644 был рукоположен во иереи. С начала служения вступил в конфликт с окружением. В 1647 вынужден был бежать в Москву, где примкнул к "кружку ревнителей благочестия" и повел борьбу против упадка нравов. Подобно *Савонароле, А. Сознавал себя пророком, призванным обличать и наставлять. Церк. Реформу, проводимую царем Алексеем Михайловичем и патр. Никоном, А. Не принял, вследствие чего стал объектом жестоких гонений. Попытки царя и иерархии привлечь его на сторону реформы оказались безуспешными. А. Осудили на Соборе, бросали в тюрьмы, ссылали в монастыри, но он остался непреклонен. В 1667 выслан на север, в Пустозерск.

В изгнании продолжал борьбу, сочинял послания, проповеди, библейские толкования, составил автобиографию. На седьмом году царствования Феодора Алексеевича А. Был казнен (заживо сожжен в срубе) вместе с тремя единомышленниками. А. - один из наиболее талантливых и ярких рус. Писателей 17 в. Канонизирован старообрядцами в 1916. Библейские толкования. Находясь в пустозерской ссылке, А. Составил ряд бесед и комментарий к Библии. Среди них - толкования на Псалмы, Кн.Премудрости Соломона, на прор.Исайю и др. Написаны они живым, образным языком. А. Выступает как страстный полемист, широко пользующийся народной лексикой. Его комментарии носят практический назидательный характер и тесно связаны с борьбой, к-рую он вел, отстаивая принципы "древлего благочестия".

А. Постоянно обращался к реалиям современной ему жизни. Так, толкуя притчу о богаче и Лазаре, он замечает. "Любил вино и мед пить, жареные лебеди, и гуси, и рафленые куры. Вот тебе в то место жару в горло, губитель душе своей окаянной!" (из "Книги бесед", в кн. "Памятники литературы Древней Руси. 17 в.", кн.2, М., 1989, с.424). Падение Адама изображает как прообраз повседневных искушений человека. Он сравнивает первых людей с пьяницами. "Оттоле и доднесь творится та же лесть в слабоумных человеках. Потчивают друг друга зелием нерастворенным, сиречь зеленым вином процеженным и прочиими питии, и сладкими брашны. А опосле и посмехают друг друга, упившегося допьяна, - слово в слово, что в раю бывает при дьяволе и при Адаме" (соч.

О сотворении мира, там же, с.444). Попытку Адама переложить вину на Еву А. Трактует так. "Просто молыть. "на што, де, мне дуру такую зделал?"" (там же). Такого рода "снижение" образов Писания было не профанацией, а вытекало из желания проповедника актуализировать Библию. Многие места толкований полемически направлены против "никониан" и содержат пророчества о возмездии, к-рое ожидает их за отступление от старых обрядов. Житие протопопа А., им самим написанное, и др. Его сочинения, Иркутск, 1979 (здесь же см. Библиогр.). Послания, челобитные, письма, в кн. Памятники лит-ры Древней Руси. 18 в., кн.2, М., 1989, с.523-79. Б о р о з д и н А.К., Протопоп А., СПб., 19002. ИВЛ, т.4, с.351. М а л ы ш е в В.И., Библиогр. Соч. Протопопа А.

И лит-ры о нем. 1917-1953 гг., ТОДРЛ, т.10, 1954, с.435-46. М я к о т и н В.А., Протопоп А. Его жизнь и деятельность, СПб., 1894. Протопоп А., История рус. Лит-ры, т.2, ч.2, М.- Л., 1948..

Значения в других словарях
Аввакум Петров

(около 1620, село Григорово Закудемского стана Нижегородского уезда — 1682, Пустозерский острог), один из основателей старообрядчества, протопоп, писатель. Из священников. С 1642 дьякон, с 1644 священник села Лопатищи Нижегородского уезда. Летом 1647 из-за преследований местного «начальника» бежал с семьёй в Москву. Сблизился с членами «Кружка ревнителей благочестия» (С. Вонифатьевым, И. Нероновым, Ф.М. Ртищевым, будущим патриархом Никоном), познакомился с царём Алексеем Михайловичем. В сентябре..

Аввакум Петров

(1620 или 1621-82), глава старообрядчества и идеолог раскола, протопоп, писатель. В 1646-47 входил в " Кружок ревнителей благочестия". В 1653 выступил против реформ патриарха Никона, сослан с семьей в Сибирь. В 1663 возвращен в Москву, продолжил борьбу с официальной церковью. В 1666-67 осужден на церковном соборе и сослан в Пустозерск, где 15 лет провел в земляной тюрьме. По приговору церковного собора сожжен в срубе. Автор свыше 100 литературных произведений, и т.ч. Автобиографического "Жития"...

Абеляр

(Abelard, Abailard) Пьер (1079-1142), франц. Философ, католич. Богослов. Род. В семье небогатого рыцаря, отличавшейся высоким благочестием (отец и мать позднее приняли постриг). Отказавшись от прав на наследство, А. Стал свободным философом. Учился в Париже. После этого основал собственную школу. Как преподаватель философии и теологии получил широкую известность. Трагич. События личной жизни побудили А. Уйти в м-рь св. Дионисия. Богословские соч. А. Вооружили против него влиятельных церк. Лиц. Е..

Абрабанель

Исаак (1437-1508), иудаистский толкователь Библии, живший в Португалии. Автор обширных комментариев на *Пятикнижие, *Исторические книги ВЗ и *Пророков. В них А. Уделял много места исагогическим вопросам, а также выступал против нарождающегося *рационализма. А. Нередко ссылался на экзегетич. Взгляды отцов Церкви. В свою очередь христ. *гебраисты и экзегеты 17 и 18 вв. Пользовались его трудами. Именно у А. Астроном *Кеплер отыскал указание на "мессианский знак" - схождение планет Сатурна и Юпитера..

Аввакума Пророка Книга

(евр. Хавак(к), входит в раздел *Малых пророков второй части *Пророческих книг ВЗ и состоит из 3-х глав. Содержание и композиция. А.п.К. Делится на три части. 1) диалог между Богом и пророком, вопрошающим Его. Первый ответ Божий (1:1 - 2:1). 2) второй ответ Божий. Пять бедствий (2. 2-20). 3) псалом Богоявления. Торжество веры (3:1 - 19). Это первый пример в ВЗ, когда вся книга построена как беседа души человека со своим Творцом. Антифонная композиция и указание для хора (3:19) свидетельствуют о ..

Августин

(Augustinus) Аврелий, еп., блж. (354-430), отец Церкви, пастырь-проповедник, богослов, философ, экзегет. Род. В г. Тагасте (Сев.Африка, ныне Алжир), в семье нумидийского (берберского) чиновника-землевладельца. Отец его был язычником (принял христианство лишь на склоне лет), а мать, Моника, - христианкой. А. Учился в высшей риторской школе в г. Карфагене, где сначала вел рассеянную светскую жизнь. Постепенно в нем произошел духовный переворот. Он занялся изучением философии и религии. Нравств. Чу..

Дополнительный поиск Аввакум Петров Аввакум Петров

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Аввакум Петров" в словаре Библиологический словарь. Александр Мень, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Аввакум Петров, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "А". Общая длина 14 символа