Аввакум Петров
, протопоп (1620/21-1682), рус. Правосл. Писатель, один из вождей старообрядчества. Род. В Нижегородском краю, в семье сел. Священника. В 1644 был рукоположен во иереи. С начала служения вступил в конфликт с окружением. В 1647 вынужден был бежать в Москву, где примкнул к "кружку ревнителей благочестия" и повел борьбу против упадка нравов. Подобно *Савонароле, А. Сознавал себя пророком, призванным обличать и наставлять. Церк. Реформу, проводимую царем Алексеем Михайловичем и патр. Никоном, А. Не принял, вследствие чего стал объектом жестоких гонений. Попытки царя и иерархии привлечь его на сторону реформы оказались безуспешными. А. Осудили на Соборе, бросали в тюрьмы, ссылали в монастыри, но он остался непреклонен. В 1667 выслан на север, в Пустозерск.
В изгнании продолжал борьбу, сочинял послания, проповеди, библейские толкования, составил автобиографию. На седьмом году царствования Феодора Алексеевича А. Был казнен (заживо сожжен в срубе) вместе с тремя единомышленниками. А. - один из наиболее талантливых и ярких рус. Писателей 17 в. Канонизирован старообрядцами в 1916. Библейские толкования. Находясь в пустозерской ссылке, А. Составил ряд бесед и комментарий к Библии. Среди них - толкования на Псалмы, Кн.Премудрости Соломона, на прор.Исайю и др. Написаны они живым, образным языком. А. Выступает как страстный полемист, широко пользующийся народной лексикой. Его комментарии носят практический назидательный характер и тесно связаны с борьбой, к-рую он вел, отстаивая принципы "древлего благочестия".
А. Постоянно обращался к реалиям современной ему жизни. Так, толкуя притчу о богаче и Лазаре, он замечает. "Любил вино и мед пить, жареные лебеди, и гуси, и рафленые куры. Вот тебе в то место жару в горло, губитель душе своей окаянной!" (из "Книги бесед", в кн. "Памятники литературы Древней Руси. 17 в.", кн.2, М., 1989, с.424). Падение Адама изображает как прообраз повседневных искушений человека. Он сравнивает первых людей с пьяницами. "Оттоле и доднесь творится та же лесть в слабоумных человеках. Потчивают друг друга зелием нерастворенным, сиречь зеленым вином процеженным и прочиими питии, и сладкими брашны. А опосле и посмехают друг друга, упившегося допьяна, - слово в слово, что в раю бывает при дьяволе и при Адаме" (соч.
О сотворении мира, там же, с.444). Попытку Адама переложить вину на Еву А. Трактует так. "Просто молыть. "на што, де, мне дуру такую зделал?"" (там же). Такого рода "снижение" образов Писания было не профанацией, а вытекало из желания проповедника актуализировать Библию. Многие места толкований полемически направлены против "никониан" и содержат пророчества о возмездии, к-рое ожидает их за отступление от старых обрядов. Житие протопопа А., им самим написанное, и др. Его сочинения, Иркутск, 1979 (здесь же см. Библиогр.). Послания, челобитные, письма, в кн. Памятники лит-ры Древней Руси. 18 в., кн.2, М., 1989, с.523-79. Б о р о з д и н А.К., Протопоп А., СПб., 19002. ИВЛ, т.4, с.351. М а л ы ш е в В.И., Библиогр. Соч. Протопопа А.
И лит-ры о нем. 1917-1953 гг., ТОДРЛ, т.10, 1954, с.435-46. М я к о т и н В.А., Протопоп А. Его жизнь и деятельность, СПб., 1894. Протопоп А., История рус. Лит-ры, т.2, ч.2, М.- Л., 1948..
Дополнительный поиск Аввакум Петров
На нашем сайте Вы найдете значение "Аввакум Петров" в словаре Библиологический словарь. Александр Мень, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Аввакум Петров, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "А". Общая длина 14 символа