Бёме

255

(Bohme) Якоб (1575-1624), нем. Протестантский мыслитель. Род. В Силезии в зажиточной крестьянской семье. Обучившись ремеслу сапожника, поселился в Г(рлице, где и провел большую часть жизни. Под влиянием пастора Мартина Меллера, стремившегося преобразовать лютеранское учение, Б. Стал знакомиться с мистич. Натурфилос. И алхимич. Лит-рой. Особенно волновала его проблема зла и *теодицеи. Решение ее было подсказано Б. Не столько книгами, сколько личным мистическим опытом. По свидетельству самого Б., дважды (в 1600 и 1610) он пережил состояния озарения, когда ему открылась сущность вещей. Пытаясь передать этот опыт, Б. Написал книгу "Аврора, или Утренняя заря в восхождении" ("Morgenrote im Aufgang oder Aurora", [S.l.], 1612). По форме она представляла собой род толкования на *Шестоднев.

Несмотря на перегруженность астрологич. И алхимич. Терминологиями, на запутанность изложения, странные образы и темные *аллегории, этот труд Б. Обладает огромной поэтической силой и глубиной мысли. *Гегель считал Б. Самородком, положившим начало оригинальной нем. Философии. Размышления Б. Начинаются с тайны *Грехопадения. Одним из первых среди толкователей Библии он отверг мысль, будто зло явилось в природе в результате Адамова непослушания. Когда был сотворен человек, единый организм природы, "древо" ее, было уже раздираемо противоположными силами. "Нет ничего в природе, что не заключало бы внутри себя доброго и злого. Все движется и живет в этом двояком побуждении". Полярность мира проистекает из Бога, в Котором потенциально пребывает все.

Вселенная полна динамики, огня, вечного "кипения". И в Самом Боге нельзя видеть неподвижное Начало. Сокровенный Отец, проявляя Себя в Слове (Сыне), соединяет тайну этого проявления со Своей непостижимой сущностью через Духа. Его силы рождают мир. "Из сил Божиих возникло небо. Из неба возникли звезды. Из звезд возникли стихии. Из стихий возникли земля и твари". Этот богосл. Эволюционизм Б. Местами приближается к пантеизму, хотя последовательным пантеистом Б. Не был. Его мысли свойственны антиномичность, парадоксальность, недосказанность. По мнению Б., противоположности, когда они заключены в Божестве, имеют гармоничный характер. Когда же свободная воля духовных существ пыталась подняться выше Бога, полярности приобрели мучительный, темный характер.

Падение Люцифера в силу взаимосвязанности всех уровней творения сказалось и на Вселенной в целом. Но эта катастрофа ее не погубила. "Ибо земная и поврежденная природа от начала своего сотворения и до сего дня непрестанно трудилась над тем, чтобы мочь произвести небесные образы, как в земле, так и в людях и зверях". Этот процесс Б. Сравнивает с муками рождения. Он решительно отвергает учение *Кальвина о предопределении. Человеку дарована свобода, несмотря на то, что "вещество, из которого был создан Адам, было несколько заражено диавольским недугом". Человек мог преодолеть это темное начало, но поддался искушению, к-рое поработило его. Спасение человеку принес Сам Бог, воплотившись в Иисусе Христе. Через Него свет проникает в падший мир.

Он есть заря нового бытия, к-рая брезжит во всем, что есть доброго в человеке. "Все люди таковы, будь они христиане, иудеи, турки или язычники. В ком есть любовь и кротость, в том есть и свет Божий". Заря Христова предшествует великому Дню, когда зло в мире будет окончательно побеждено. В своих последующих писаниях, в частн., в "Теоскопии", вошедшей в сб. "Христософия" (Chrtistosophia, [S. L.], 1624), Б. Углубил свое учение о противоположностях. Пока Бог представляет собой неизреченную "Бездну" ("Abgrund"), Он не может стать Творцом. Тайна Триипостасности есть саморазличение в Боге, к-рое же производит противоположности в твари, - искажаясь, она рождает зло, а устремляясь к Богу, - добро. Творение и искупление есть единый процесс, полный борьбы, "буйства", надежды и великого завершения.

Книги Б. Вызвали гонения против него со стороны лютеранских ортодоксов. Его даже пытались изгнать из Гёрлица. Позднее идеи Б., несмотря на то, что они чужды строгой филос. И богосл. Логике, оказали большое влияние на европ. Мысль, в частн., на Гегеля, *Шеллинга, А.Шопенгауэра, Ф.Баадера, Вл.*Соловьева, *Бердяева. В Россию его книги проникли уже в кон. 17 в. И были полностью переведены в 18 в. (изданы лишь частично). Архиеп. Филарет (Гумилевский) находил рукописи его трудов даже в крестьянских домах. На нек-рых была надпись "иже во святых отца нашего Иакова Бемена". Sammtliche Schriften, Bd.1-11, Stuttg., 1955-61. В рус. Пер. Christosophia, или Путь ко Христу, кн.1-9, СПб., 1815, репр., М., 1990. Aurora, или Утренняя заря в восхождении, М., 1914.

Б е р д я е в Н.А., Из этюдов о Якове Б., "Путь", 1930, №20-21. Г о л о в и н А.В., Филос. Воззрения Якоба Б., "Уч. Зап. Каф. Обществ. Наук вузов Ленинграда", Л., 1969, Вып.10. Г о р ф у н к е л ь А.Х., Философия эпохи Возрождения, М., 1980. Л е в е н В.Г., Якоб Б. И его учение, "Вестник истории мировой культуры", 1958, №5. Н е м а н о в И., Антихрист, или таинств. Источник великой мудрости одного нем. Башмачника, "Наука и религия", 1968, №6-7. НЭС, т. 5. ПБЭ, т. 2, с. 374-77. B e n z E., Der Prophet Jakob Bohme, Mainz, 1959. G r u n s k y H.A., Jakob Bohme, Stuttg., 1956. K o y r №A., La philosophie de Jacob Boehme, P., 1929..

Значения в других словарях
Бёме

(Böhme) Якоб (1575, Альтзейденберг, — 17.11.1624, Гёрлиц), немецкий философ, представитель Пантеизма. По профессии сапожник. Для сочинений Б. Характерны слияние натурфилософии и мистики, экзальтированность стиля, наличие множества библейских и поэтических образов. Бог, по Б., един с природой и объемлет собою всё — небо и ад, внутреннее и внешнее, добро и зло, творит самого себя из «ничто» посредством раздвоения своего первоначально недифференцированного единства и выделения из него противоположн..

Бёме

БЁМЕ (Bohme) Якоб (1575 - 1624), немецкий философ-пантеист. Занимался сапожным ремеслом. Основываясь на толковании библейских текстов и традициях немецкой мистики, развил своеобразную диалектику, выраженную в ярких и смелых образах (например, Бог как "пропасть", рождающая "основу"). Сочинения. "Аврора, или Утренняя заря в восхождении" (1634, русский перевод 1914).. ..

Беме

БЕМЕ Якоб (Behme, 1575-1624) - немецкий философ-мистик, сапожник по ремеслу. Философ-самоучка, Б. Ненавидит цеховых ученых с их книжной латынью, но протест его слаб. Средневековая идеология еще властвует над нарождающимся буржуа. В своем фантастическом истолковании мира Б. Сочетает натурфилософию с средневековой теологией. Сквозь влияние последней пробивается однако попытка своеобразного диалектического мышления. Принцип философии Б. - вечное движение, становление, основные категории - «противо..

Беме

Или Бем (Bohme, Bohm) Якоб (Иаков) (1575-1624) - немецкий теософ, гностик, мистик. Родился в бедной крестьянской семье. До 10 лет пас скот, обучался сапожному ремеслу. Странствовал. Читал Библию, сочинения Парацельса, В. Вейгеля, немецких мистиков. К этому времени относится его посвящение в таинства мистики кем-то, кто предсказал ему будущую духовную миссию. Неоднократно испытывал божественные видения. В состоянии особого духовного восхищения Б. Пишет свое первое сочинение 'Aurora, или Утренняя ..

Беме

БЕМЕ или Бем (Bohme, Bohm) Якоб (Иаков) (1575-1624) - немецкий теософ, гностик, мистик. Родился в бедной крестьянской семье. До 10 лет пас скот, обучался сапожному ремеслу. Странствовал. Читал Библию, сочинения Парацельса, В. Вейгеля, немецких мистиков. К этому времени относится его посвящение в таинства мистики кем-то, кто предсказал ему будущую духовную миссию. Неоднократно испытывал божественные видения. В состоянии особого духовного восхищения Б. Пишет свое первое сочинение "Aurora или утрен..

Беллармино

(Bellarmino) Роберто Франческо Ромоло, кард. (1542-1621), итал. Католич. Богослов. Род. В Тоскании. Был племянником папы Марцелла II. Восемнадцати лет вступил в Общество Иисусово. Вел преподавательскую деятельность, занимался исследовательской работой по Библии и патрологии. В эти годы Б. Написал грамматику евр. Языка, много раз переиздававшуюся. В 1592 вышло пересмотренное издание *Вульгаты с предисловием Б. За свою подвижническую жизнь и ученость Б. Пользовался высоким авторитетом в католич. М..

Белорусские Переводы Библии

Начало изданий Библии в Белоруссии связано с деятельностью первопечатника *Скорины, к-рый в 1517-19 выпустил ряд книг своей "Русской Библии" ("Бiблiя руска", т.1-3, Прага, 1517-19). Позднее *Тяпинский В. Издал отдельно Четвероевангелие (Тяпино, 1580). На совр. Белорус. Язык католики перевели весь НЗ и Псалмы перевод( Л. Дцекуць-Малея и А. Луцкевич, Хельсинки, 1931) и Евангелия с Деяниями (Пер. Свящ. П.Татариновича, Рим, 1954). П о д о к ш и н С.А., Реформация и общественная мысль Белоруссии и Ли..

Бен-сира

См. Иисуса, сына Сирахова, Премудрости Книга.. ..

Бенари

(Benari) Фердинанд (1805-80), нем. Протестантский библеист, проф. Берлин. Ун-та. В 1841 Б. Выдвинул гипотезу, что число зверя 666 в Откр 13:18 есть сумма цифровых значений евр. Букв, к-рые образуют слова "Нерон кесарь". Эта догадка почти одновременно с Б. Была выдвинута *Гитцигом и *Ройссом и нашла поддержку у многих экзегетов. Кроме того, Б. Отождествил 5 царей Откр 17:10 с Августом, Тиберием, Калигулой, Клавдием и Нероном и, т.о., датировал Апокалипсис 68-м годом (правление Гальбы). В наст. Вр..

Дополнительный поиск Бёме Бёме

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Бёме" в словаре Библиологический словарь. Александр Мень, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Бёме, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Б". Общая длина 4 символа