Вавилонское Столпотворение
Сказание Быт. 11:1-9 о сооружении огромной башни (слав. Столпа), к-рое было прервано Богом. Рассказ помещен вслед за родословием народов, рассеявшихся по земле после *Потопа. Люди, имевшие "один язык и одно наречие", пришли с востока в землю Сеннаар (евр. Шенеар. Имеется в виду Шумер в Месопотамии) и решили построить там город и башню "высотою до небес". Они хотели "сделать себе имя" и поставить ориентир, далеко видный на равнине ("чтобы нам не рассеяться по лицу всей земли" - син. Пер. Здесь неточен), Но Бог "сошел посмотреть город и башню" (антропоморфное выражение, показывающее ничтожность строений в очах Господних) и осудил замысел строителей. Он смешал их языки, и они рассеялись по земле. С тех пор это место стало называться Вавилон, от слова балал - смешение.
Мн. Толкователи видели в рассказе этиологию возникновения языков. Однако еще *Филон Александрийский предпочитал понимать В. С. Аллегорически. Свт. *Григорий Нисский отметил, что В. С. Произошло уже п о с л е рассеяния народов, у к-рых постепенно и естественно сложились свои языки. Многообразие языков святитель понимал не как кару, а как нечто соответствующее воле Божьей. Смысл сказания выясняется в контексте той части Пролога Кн.Бытия, к-рая символически изображает восстание человека против Творца (грех Адама, Каина, исполинов). Определенный свет на В. С. Проливает и фразеология Древнего Востока, где "быть людьми одного языка" означало подчиняться царю одной империи. В сказании о В. С. Люди захотели сохранить единство с помощью единой империи, символами к-рой были город и башня, и этот план оказался неугодным в очах Божьих.
Прототипом такой империи издавна был Вавилон, поскольку именно в Месопотамии возникли первые деспотич. Державы. Лит. Основой сказания о В. С. Были, по-видимому, вавилонские легенды о башнях, "подобных небу", к-рые строили боги в честь главы пантеона Мардука. В этих легендах прославлялся Вавилон и его боги. Библия же, напротив, делает Вавилон символом тирании и богоборчества (Иер 50:29 сл. Откр. 18:1 сл.), и традиция эта начинается с рассказа о В. С. Его центр. Идея, по словам *Гальбиати, следующая. "Бог не пожелал успеха попытке объединения, сделанной этой группой человечества. Даже самые мощные культуры разрушаются, если не совпадают с Божественными замыслами, как пространно засвидетельствуют пророки в своих обличениях языческих народов".
Сам образ Вавилонской башни связан с зиккуратами, к-рые возводились в древней Месопотамии (один из них, Этеменанки, достигал 90 м в высоту). Вавилонская башня, МНМ, т. 1. В и г у р у Ф., Руководство..., М., 1897, т.1. ЕЭ, т. 5. ПБЭ, т. 3, с. 62-5. *Ф р э з е р Дж., Фольклор в Ветхом Завете, пер. С англ., М., 1985. Ч е р н я в с к и й А. Ф., О В. С. И смешении языка строителей, Кишинев, 1906. Я открою тебе сокровенное слово. Лит-ра Вавилонии и Ассирии, пер. С аккадского, М., 1981. *G a l b i a t i E., P i a z z a A., Pagine difficili della Bibbia, Genova, 1951. См. Также библиогр. К ст. Пятикнижие..
Дополнительный поиск Вавилонское Столпотворение
На нашем сайте Вы найдете значение "Вавилонское Столпотворение" в словаре Библиологический словарь. Александр Мень, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Вавилонское Столпотворение, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "В". Общая длина 26 символа