Вербализм

303

(от лат. Verbum - слово), теория, согласно к-рой Писание полностью было продиктовано Духом Святым и поэтому каждое его слово как исходящее от Бога следует понимать буквально. Происхождение В. Коренится в раввинистич. Представлении о *Торе, к-рая предсуществовала на небе и была в готовом виде дарована людям. В какой-то мере подобный подход был свойствен отцам Церкви раннего периода (напр., мч. *Иустин Философ сравнивал библ. Писателей со струной, из к-рой извлекается звук). Однако в дальнейшем такой механистич. Подход к теории *боговдохновенности был переосмыслен. Против В. Свидетельствуют след. Факты. 1) сами свящ. Писатели, напр. Ап. Павел, иногда говорят от себя, а не по велению Божьему (1 Кор. 7:6-12). 2) язык, воззрения и стиль библ.

Авторов различны, что труднообъяснимо в случае, если бы они записывали только данное им единое Слово Божье. 3) при составлении свящ. Книг их авторы, по собств. Признанию, пользовались лит. *источниками и *Преданием Церкви (ср. "Я первоначально преподал вам, что и сам принял" - 1 Кор 15:3. 4) повествования свящ. Книг об одних и тех же событиях различны и даже противоречивы. 5) в библ. Книгах есть фактические неточности, касающиеся естествознания (см. Ст. Космография библейская) и истории. 6) то, что в НЗ приводятся ссылки на ВЗ по *Септуагинте, показывает, что само по себе чтение Библии в переводе допустимо. Но любой перевод уже есть отход от буквы и является интерпретацией текста. Следовательно, как сказал блж. *Иероним. "Евангелие заключается не в словах Писания, но в его смысле" (Толкования на Гал., 1:11-12).

7) следует учитывать и *разночтения в библейских *рукописях, к-рые не дают возможности реконструировать каждое слово Писания. 8) В. Фактически отрицает богочеловеч. Характер Писания, делая автором его только Бога и лишая людей подлинного соучастия в передаче *Откровения (см. Ст. Синергизм) 9) книги Писания содержат цитаты из гражданских документов (напр., 1 Ездр. 2), а также сведения по истории и естествознанию, к-рые не относятся к области Откровения. 10) само Писание не рассматривает тайну Божественного вдохновения как такое воздействие Духа Божьего на человека, к-рое делает его бессознательным орудием. И пророки, и апостолы пишут в полном сознании и при участии своих сил, разума и способностей (см. Свт. Василий Великий.

"Толкования на Ис", Предисловие). В. Тесно связан с убеждением, что в Библии следует искать только буквальный смысл. Между тем, начиная с эпохи свв. Отцов, толкователи прибегали не только к этому методу, но и к поискам сокровенного смысла, стоящего за буквой. Боговдохновенность, ПБЭ, т. 2, с.729-47. *В и г у р у Ф., Руководство..., М., 1897, т. 1. *К а р т а ш е в А. В., Ветхозав. Библ. Критика, Париж, 1947. Прот. *К н я з е в А., О боговдохновенности Свящ. Писания, ПМ, вып. VIII, 1951. Л е о н а р д о в Д. С., Вербальные теории богодухновенности Свящ. Писания среди западных богословов в XVII в., ВиР, 1900, №15-16. *B e n o i t P., Aspects of Biblical Inspiration, Chi., 1965. См. Также ст. Боговдохновенность Свящ. Писания..

Значения в других словарях
Вербализм

Сущ., кол-во синонимов. (1). ..

Венсан

(Vincent) Луи, иером. (1872-1960), франц. Католич. Библеист и археолог. В 1891 вступил в Орден доминиканцев. Послушничество прошел в Голландии и был послан в Иерусалим для изучения богословия, с 1897 по 1953 - проф. *археологии библейской в библ. Школе (Еcole biblique). В 1895 принял сан священника. Был активным сотрудником *Лагранжа. Его исследования в области библ. Археологии принесли В. Всемирную известность. Совместно с *Абелем В. Вел раскопки древних холмов, открыв города, упоминающиеся в В..

Вентурини

(Venturini) Карл (1768-1849), нем. Писатель. Род. В Брауншвейге. Был преподавателем в Хельмстеде, пастором в Хорддорфе. В. Наряду с *Реймарусом - типичный представитель "просветительского" *рационализма и *отрицательной критики 18 в. В своей трехтомной кн. "Реальная история великого Пророка из Назарета" ("Naturliche Geschichte des grossen Propheten von Nazareth", Bd.1-3, Bethlehem, 1800-02) В. Дал крайне субъективную трактовку еванг. Истории, произвольно изобразив Христа как Человека, за спиной ..

Вержболович

Михаил Осипович (1861-1911), рус. Правосл. Писатель и библеист. Род. В Минской губ., в семье сел. Священника. Окончил КДА (1887) и в 1892 защитил магистерскую дисс. По ВЗ. Преподавал психологию в Таврической ДС и философию в МДС (с 1895). Магистерская работа В. Публиковалась в Трудах КДА (1889-91) и вышла отд. Изданием. "Пророческое служение в Израильском (десятиколенном) царстве" (К., 1891). Деятельность североизраильских пророков Ахии, Илии, Елисея, Осии, а также Амоса (к-рый был иудеем, но пр..

Верховский

Александр Тимофеевич (1827-82), рус. Правосл. Ученый. Учился в Медико-хирургич. Академии, работал врачом. По словам *Лопухина, В. "редкий у нас тип светски образованного человека, живо интересовавшегося богословием". В частн., он прослушал курс в СПб.ДА, изучал *древнеевр. И другие вост. Языки, а также церк. Историю. В. Задумал подготовить "Библейско-исторический словарь" (один из первых в России по образцу словаря известного составителя энциклопедий Уильяма Смита, 1813-93). Однако "Библейский с..

Дополнительный поиск Вербализм Вербализм

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Вербализм" в словаре Библиологический словарь. Александр Мень, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Вербализм, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "В". Общая длина 9 символа