Ветхозаветные Апокрифы

332

1. Мидраши. Кн. Юбилеев, или Малое Бытие, содержит легенды на тему сказаний Кн. Бытия и Кн. Исхода. Она написана ревностным законником, к-рый стремился показать, что обряды Моисеева Пятикнижия соблюдались еще в патриархальную эпоху. Автор считает, что Закон был записан на небесных скрижалях еще до создания мира. Название книги связано с тем, что автор делит историю на циклы по 50 лет (юбилеи). На Кн. Юбилеев ссылаются свт. *Епифаний Кипрский и блж. *Иероним. Текст книги (в эфиоп. Пер.) был заново открыт И.Л.Крапфом и издан *Дилльманном (1859). Сохранился также греч. Пер. И фрагменты евр. Оригинала (в числе *кумранских текстов). Написана Кн. Юбилеев в кон. 2 в. До н.э. Автором ее был либо фарисей, либо член кумранской секты (рус. Пер. Прот. *Смирнова А.).

Кн. Жизни Адама и Евы представляет собой легендарно-худож. Пересказ истории первых людей от их изгнания из Эдема до смерти Адама. Падение сатаны объясняется завистью его к человеку, к-рому (как образу Божьему) он не хотел поклониться. Автор исповедует веру в грядущее спасение. "Господь отринет от Себя злых, а праведные будут сиять, словно солнце. И в это время люди будут очищены от грехов водой" (29:9). Книга написана в евангельскую эпоху, и упоминание воды, быть может, указывает на чаяния, оживленные проповедью Иоанна Крестителя. Сохранилась в лат. И греч. Переводах. Вариант ее имел условное назв. "Апокалипсис Моисея". Апокриф Кн. Бытия есть свободный пересказ глав 12-15 Кн. Бытия. Уцелели лишь фрагменты книги на *арамейском языке в Кумранской библиотеке.

Мученичество прор. Исайи пересказывает легенду о смерти пророка, к-рый якобы был перепилен пилой в дни гонения Манассии. Книга обработана христ. Автором ок. 2 в. На основании иудейских мидрашей 1 в. До н.э. 2. Апокалипсисы. 1-я Кн. Еноха (1 Енох) содержит обетования и пророчества о мировых событиях и приходе Мессии, Который был назван Сыном Человеческим, Избранником, Сыном Жены, Святым. Говорится, что Он был "избран и сокрыт" пред Господом "прежде, чем был создан мир" (48:70). По стилю и духу 1-я Кн. Еноха наиболее близка к Кн. Даниила. История *грехопадения связывается автором (или авторами) не с Быт 3, а с Быт 6:1-6. Падшие ангелы научили людей волхвованиям и были за это ввергнуты в бездну (см. Иуд 1:6, 14-15). Книга распадается на неск.

Частей. А) вступление (1-5). Б) ангелы и Вселенная (6-36). В) притчи (37-71). Г) небесные светила (72-82). Д) видения (83-90). Е) увещание к праведности (91-105). Ж) заключение (106-108), включающее Кн. Ноя (106-107). 1-я Кн. Еноха дает наиб. Полное представление о чаяниях иудеев в *междузаветный период. Книга была открыта заново в эфиоп. Переводе и издана на англ. Яз. В 1821. Сохранились отрывки на греч. И арам. Языках (в Кумране). По-видимому, не все части книги были записаны одновременно. Самые ранние разделы относятся к эпохе Маккавейского восстания (в ней есть прямые намеки на Иуду Маккавея). Хотя 1-я Кн. Еноха не была включена в канон, она пользовалась большим уважением в древней Церкви (рус. Пер. Прот. Смирнова А.). 2-я Кн. Еноха, или Кн. Тайн Еноха (2 Енох), описывает вознесение Еноха на небо, где ему открываются судьбы мира от Грехопадения до *Потопа.

Книга сохранилась в древнеслав. Переводе. Оригинал, вероятно, написан на арамейском или *дневнеевр. Языке. Солнечный календарь, к-рого придерживается автор, указывает на его связь с Кумраном (рус. Пер. *Аверинцева С.). 3-я Кн. Еноха, (3 Енох.) малоизученный текст, сохранившийся в ср.-век. Лат. Переводе. Издан в 1928. Вознесение Моисея, апокалипсис, дошедший до нас лишь в виде фрагмента. В представлении автора, Суд Божий и победа над дьяволом сливаются с гибелью "орла" - Римской империи, когда один Бог воцарится над Израилем и миром. Написана книга в первые годы н.э. Человеком, близким к *зилотам и *ессеям. Сохранилась в лат. Переводе. Апокалипсис Авраама трактует о судьбах ветхозав. Церкви, к-рые были якобы открыты еще Аврааму. Сохранился в древнеслав.

Переводе. Источник идей, по-видимому, ессейский. Война сынов Света, см. Кумранские тексты. Книга тайн, см. Кумранские тексты. Апокалипсис прор. Илии, христ. Обработка мессианских пророчеств, написанных в 1 в. До н.э. - 1 в. Н.э. Пророчества Сивиллы, поэмы, написанные от лица языч. Прорицательницы Сивиллы. Составители их призывают язычников обратиться к Единому Богу, обличают идолопоклонство, зло и нечестие. Иудейским авторам принадлежат III, IV и V части книги. Датируются временем между 1 в. До н.э. И 1 в. Н.э. Апокалипсис Варуха содержит пророчества о Царстве Мессии, к-рое должно прийти на смену године испытаний. Наступление его ставится в связь со строгим соблюдением Закона. Сохранился в двух вариантах - сир. И греч., хотя написан, вероятно, на евр.

Языке. Дата - кон. 1 в. Н.э., после разрушения Иерусалима имп.Титом. 3. Псалмы. Псалмы Соломоновы написаны как обличение недостойных правителей, обещают возмездие им руками зап. Врагов - "китим" (киттиев). Пришествие Мессии описано как событие сверхъестественное и одновременно политическое. По стилю Псалмы Соломоновы родственны канонич. Псалтири. Уцелели лишь в греч. Пер. С еврейского. Псалмы Соломоновы стали известны науке с 17 в. Как полагают, они были написаны в период завоевания Иудеи Помпеем (63 до н.э.), но в книге есть намеки на смерть Помпея, что указывает на 48 до н.э. (рус. Пер. Прот. А.Смирнова). Оды, или Песни Соломона, христ. Гимны гностич. Характера. Впервые изданы в 1909. Благодарственные гимны, см. Кумранские тексты. 4. Произведения в духе писаний мудрецов.

*Послание Аристея к Филократу повествует о том, как был создан перевод Семидесяти (см. Септуагинта) Помимо рассказа об этом событии апокриф содержит апологию религии ВЗ, в к-рой вера не противоречит разуму. Учитывая, что его читателями были и язычники, автор не отрицает, что под именем Зевса они могут чтить истинного Бога. Несмотря на ряд *анахронизмов, Послание содержит историч. Зерно. Дата книги - ок. 200 н.э. (рус. Пер. *Иваницкого В.). 4-я Кн. Маккавейская (или О владычестве разума) содержит филос. Беседы, построенные как *мидраш к сказанию 2-й Кн. Маккавейской о Елеазаре и братьях-мучениках. В древности книга приписывалась *Иосифу Флавию. Она является характерным произведением александр. Иудейской лит-ры, в к-рой библ. Учение соединялось с антич.

Философией. На эту книгу нередко ссылались свв. Отцы. Дата ее создания не установлена, но с наибольшей вероятностью ее можно отнести к периоду между 18-37 н.э. 5. Заветы. Заветы 12-ти патриархов написаны в подражание Быт 49 и представляют собой завещания-пророчества, вложенные в уста сыновей патриарха Иакова. В книге повествуется о тайнах неба и судьбе Израиля. Мессия назван Священником, причем пересказывается отвержение Его иудейским народом. Фрагменты Заветов, найденные в Кумране, указывают на связь их авторов с ессейством. В нынешнем виде, по мнению большинства исследователей, книга несет следы переработки иудео-христианина, жившего в Палестине (рус. Пер. Прот. А.Смирнова). Завет Авраама сохранился в двух редакциях на греч.

Языке. Завет Адама и Завет Исаака сохранились на сир., араб. И эфиоп. Языках. Все три произведения подверглись переработке христ. Автора. Значение ветхозав. А. Определяется тем, что они воссоздают ту духовную среду, в к-рой жила Церковь ВЗ перед приходом Христа, в евангельскую и апостольскую эпохи. Круг идей, развиваемых А., помогает понять мн. Места НЗ. Мы видим в них напряженные эсхатологич. И мессианские чаяния, веру в скорый Суд над миром, апокалиптич. Взгляд на историю как арену битвы незримых противоборствующих сил. В А. Есть проблески истины, когда они говорят о Мессии как о сверхъестеств. Существе, но эти проблески сочетаются с необузданной апокалиптич. Фантазией, уверенностью, что Суд Божий неотделим от возрождения Израильского царства.

Т.о., А. Объясняют и неприятие Христа, и факторы, к-рые способствовали вере в Него. Нек-рые изречения А. Близки к евангельским. В определенном смысле ветхозав. А. Представляют собой мост между двумя Заветами..

Значения в других словарях
Весткотт

Брук Фос - см. Уэсткотт.. ..

Ветхий Завет

(термин). Впервые этим словосочетанием дохрист. Часть Библии названа ап. Павлом (Palai¦ dia("kh, букв. - Д р е в н и й З а в е т - 2 Кор 3:14). Позднее отцы Церкви так стали именовать и весь дохрист. Период свящ. Истории спасения. Эпитет "Древний" (слав. Ветхий) возник из противопоставления дохрист. Завета Новому Завету, к-рый был предречен прор. Иеремией (евр. Брит хадаш( - Иер 31:31 сл.) и к-рый осуществился Иисусом Христом. ВЗ назван "Заветом вечным" (Лев 24:8), поскольку он является фазой ед..

Вигуру

(Vigouroux) Фулькран Жорж, свящ. (1837-1915), франц. Католич. Библеист, последний представитель *старой исагогики в католич. Науке. Род. В Нанте, рукоположен в 1861. После занятий философией перешел к изучению Библии. С 1890 проф. Свящ. Писания в Католическом ин-те (Париж). В. Стал первым секретарем образованной в 1902 *Папской библейской комиссии и принимал участие в составлении ее осн. Документов. В противоположность *Лагранжу В. Не признавал выводов *новой исагогики и вел против нее научную п..

Византийская Экзегеза

См. Греческая библеистика.. ..

Дополнительный поиск Ветхозаветные Апокрифы Ветхозаветные Апокрифы

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Ветхозаветные Апокрифы" в словаре Библиологический словарь. Александр Мень, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Ветхозаветные Апокрифы, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "В". Общая длина 22 символа