Виталий
Василий( Васильевич Гречулевич) еп. (1822-85), деятель церк. Просвещения, проповедник, экзегет. Род. В Подольской губ., в семье священника. После окончания СПб. ДА (1847) В. Стал законоучителем. В 1849 принял сан священника. Преподавательскую работу В. Совмещал с лит. Деятельностью. Писал преимущ. На библейские (новозав.) темы. "В трудах отца Василия, - пишет митр. Антоний (Мельников), - виден опытный катехизатор, глубоко понимающий Священное Писание и умело раскрывающий его перед паствой, особенно те места евангельского учения, которые требуют практического исполнения. Протоиерей Василий Гречулевич истолковывал Священное Писание всегда в церковном духе, постоянно ссылаясь на святого *Иоанна Златоуста. Нередко он использовал мысли святителя Феофилакта Болгарского и суждения современных ему богословов и среди них Черниговского святителя *Филарета (Гумилевского).
Благодаря печатным трудам он приобрел себе необозримую аудиторию". В 1860 В. Основал журн. "Странник" (просуществовавший до 1917). Этот церк. Орган сыграл большую роль в деле религ. И богосл. Просвещения в России. В 1879 был хиротонисан во еп. Острожского с именем Виталий, а в 1882 назначен епископом Могилевским и Мстиславским. В сане епископа В. Продолжал писать и заботиться о народном образовании (им было основано неск. Школ). Проповеди его неоднократно переиздавались. Смелым новшеством В. Было произнесение и печатание проповедей на укр. Яз., хотя в то время это не поощрялось. Лит. Деятельность В. Совпала с периодом, когда Свящ. Писание все больше стало проникать в народ. В 1863 вышло рус. Издание НЗ, а в 1876 и вся рус. Библия, что вызвало острую потребность в надежных комментариях, дабы предотвратить неверное и произвольное понимание Слова Божьего.
Этой трудной задаче и отвечали книги В. Важнейшая из них - "Подробный сравнит. Обзор Четвероевангелия в хронологич. Порядке" (ч. 1-2, СПб., 1859-66). Еще блж. *Августин обратил внимание на *противоречия библейские и хронологич. Расхождения у евангелистов. В решении этого вопроса библ. Наука пошла по двум направлениям. Одни авторы подчеркивали независимость различных евангельских традиций, а также составной характер евангельских повествований (ссылаясь при этом на *Папия, к-рый отмечал, что ев. Марк не придерживался строгого хронологич. Порядка в изложении). Такой подход подкреплял преимущ. Позиции *отрицательной критики. Другие авторы (напр., современники В. Англичане *Фаррар и *Гейки) пытались, вслед за Августином, согласовать расхождения в Евангелиях.
В. Избрал средний путь. Он признавал факт не строго хронологич. Построения Евангелий. "В повествованиях св. Евангелистов, - писал он, - нередко рассказываются одни после других, и даже, по-видимому, в непрерывной связи по времени такие события, которые совершались не непосредственно одно после другого, так что в промежутке их протекло довольно времени и произошло еще многое другое, как открывается из снесения одного Евангелия с другими. Это-то снесение, или сравнение св. Евангелий между собою, и показывает, как надобно понимать выражения, употребляемые св. Евангелистами при означении времени изображаемых ими событий. "тогда", "в те дни", "после сего", "по совершении сего" и проч. Эти выражения не всегда означают у них ближайшее преемство событий, но часто - одну связь между ними или просто последовательность их через неопределенное время".
В то же время В. Показывал, что разноречия евангелистов в какой-то степени можно примирить, если учитывать цели и намерения каждого из них. Они не были летописцами и не стремились описать все факты, а только те, к-рые были ими избраны. Отмечал В. И относительно свободное размещение в Евангелиях речений Христовых. Так, говоря о Нагорной проповеди, он выдвинул предположение, что ев. Матфей, "кроме изложения того, что собственно было при настоящем случае произнесено, хотел совместить здесь, в соответствие и пояснение сказанному, всю сущность нравственного учения, хотя в разных местах и в разное время преподаваемого". К "Подробному сравнит. Обзору Четвероевангелия" примыкает труд В. "Изложение Евангельской истории по руководству Подробного сравнит.
Обзора Четвероевангелия" (СПб., 1861). Следует отметить, что хронологич. Реконструкцией В. Пользовался *Толстой при составлении своего "Соединения и перевода четырех Евангелий". В конце 70-х гг. В. Принял участие в науч.-богосл. Дискуссии по вопросу о дате Тайной Вечери и Распятия. Он присоединился к мнению тех, кто считал Вечерю пасхальной, хотя она падала на четверг. В. Объяснял это гипотезой об обычае бедняков вкушать пасхальную трапезу в день предпразднества (того же мнения придерживались *Горский, еп. *Михаил (Лузин), еп. *Филарет (Гумилевский) и др. Об иных точках зрения см. Ст. Хронология библейская. Указатель церковных чтений из свящ. Книг Нового и Ветхого Завета на все дни недели и числа месяцев какого бы то ни было года, СПб., 1853.
Евангельская история, СПб., 1857. Ответ на "ученую полемику" по вопросу о "последней пасхальной Вечери Иисуса Христа и дне Его смерти", "Странник", 1877, №11. Последняя пасхальная Вечеря Иисуса Христа и день Его смерти, СПб., 1877. Нагорная проповедь Спасителя (Сущность христ. Учения). - Седлец, 1899. Притчи Христовы, СПб., 18642. Архиеп. А н т о н и й (Мельников), Еп. Могилевский и Мстиславский В. Гречулевич, ЖМП, 1975, №9. К а р г о п о л ь ц е в И. Н., Преосв. В. Гречулевич( еп. Могилевский и Мстиславский. Биогр. Очерк, Екатеринослав, 1887. ПБЭ, т. 3, с.517-19..
Дополнительный поиск Виталий
На нашем сайте Вы найдете значение "Виталий" в словаре Библиологический словарь. Александр Мень, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Виталий, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "В". Общая длина 7 символа