Вреде
(Wrede) Вильям (1859-1906), нем. Исследователь НЗ, близкий к идеям *либерально-протестантской школы экзегезы. Учился у Геттингене, где потом получил должность инспектора богосл. Школы. В 1893-1906 - проф. НЗ в ун-те Бреслау. *Швейцер А. Включает В. В список авторов 18-19 вв., пытавшихся дать реконструкцию жизни и учения *"исторического Иисуса". В. Утверждал, что для понимания Евангелия необходимо изучать не только канонич. Книги ВЗ, но и весь имеющийся корпус иудейской письменности и те эллинистич. Влияния, к-рые в ней отразились. "Именно иудейство, - писал он, - а не просто Ветхий Завет, является, с точки зрения религиозной истории, фундаментом христианства". В широко известной работе "Мессианская тайна в Евангелиях" ("Messiasgeheimnis in Evangelien", Gott., 1901) В.
Впервые подверг критике оценку Ев. От Марка как непосредств. И достоверного свидетельства о жизни Христа (каковым его считали сторонники *двух источников теории). В. Справедливо отметил, что в этом Евангелии мы имеем не просто воспоминания (хотя В. Признает, что в нем можно найти "следы" воспоминаний ап. Петра) но что это Евангелие написано уже в свете *христологии ранней Церкви. Из этого факта В. Сделал весьма спорный вывод. "Евангелие Марка относится к истории догматов", и все, что в нем касается христологии, есть "наносные пласты". По мнению В., "задача науки - где только возможно - счистить их". Будучи сторонником *рационализма в библеистике, В. Полагал, что Иисус не мог предсказать Своих страданий. По мнению В., Иисус не объявлял Себя Мессией.
Таковым Его признали ученики в послепасхальный период. В. Строил всю свою теорию на идее послепасхального мессианства, однако не мог дать удовлетворит. Объяснения, каким образом оно возникло. Вслед за *Штраусом он рассматривал повествование о Христе в Евангелиях как сплетение фактов Его жизни и черт, заимствованных из мессианских верований той эпохи. "Это изложение идеи, а не исторического развития", - писал он. Чтобы согласовать свою веру в мессианство Иисуса с тем, что Сам Он не считал Себя Мессией, ап. Марк, по мнению В., якобы и изобрел "мессианскую тайну", т. Е. Всюду подчеркивал нежелание Иисуса открывать Свое мессианство. Между тем в контексте еванг. Истории сама "мессианская тайна" вполне может быть понята и без неприемлемой для христианского сознания гипотезы В.
Христос, действуя иначе, чем Мессия народных поверий, сначала должен был заявить о Себе как об Учителе. И лишь тогда, когда Он был отвергнут даже в этом качестве, накануне Своих Страстей Он открыто провозгласил Себя Мессией. В небольшой, но имевшей резонанс книге "Павел" ("Paulus", Halle, 1904. Рус. Пер. М., 1907) В. Ярко обрисовал личность и жизнь апостола язычников, но отверг какую бы то ни было преемственность между учением Христа и учением Павла и в связи с этим поставил вопрос. Откуда ап. Павел черпал свою веру. Не признавая христианского учения о мистич. Присутствии Христа в мире после Его Воскресения, В. Вынужден был искать внешние источники для "павлинизма", и ему казалось, что он нашел их в иудейско-гностич.
Мифе о небесном Спасителе. "Павел, - утверждал В., - верил в подобное небесное существо, в Божественного Христа прежде, чем он уверовал в Иисуса". Однако эта гипотеза, столь популярная среди богословов *религиозно-исторической школы и позднее повлиявшая на экзегезу *Бультмана, не имеет основания в древних дохрист. Источниках. Одним из результатов работы В. Явилось стремление комментаторов уделять больше внимания богословию самих евангелистов, а не считать их простыми механич. Компиляторами. Эта тенденция повлияла на формирование *"истории редакций" школы. Die Echtheit des zweiten Thessalonicherbriefs, Lpz., 1903. В рус. Пер. Происхождение книг НЗ. Публичные лекции, М., 1908. RGG, Bd. 6, S. 1822. S c h w e i t z e r, GLJF, S.368-89.
ODCC, p.1501..
Дополнительный поиск Вреде
На нашем сайте Вы найдете значение "Вреде" в словаре Библиологический словарь. Александр Мень, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Вреде, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "В". Общая длина 5 символа