Декалог

327

(греч. DekЈlogoj - Десятословие), десять Моисеевых заповедей. Само слово Д. Является переводом евр. Наименования заповедей - ас(рет ха-двар(м (Исх 34:28), "десять слов", к-рые были написаны "на скрижалях" как "слова Завета". Еще до кон. 18 в. Предпринимались попытки отождествить Д. С культовыми заповедями Исх 34:14-26, но эти попытки успеха не имели, поскольку в *ритуальном декалоге отражен оседлый образ жизни (ст. 22, 26). Общепризнано, что Д. - это те заповеди, к-рые мы находим в Исх 20:1-17 и Втор 5:6-21. Среди внебибл. Текстов Моисеева и домоисеева времени существуют параллели Д. (в т.ч. В егип. "Книге мертвых"), однако все они сочетают нравств. Заповеди со сложным магическим ритуалом (см. Повесть Петеисе III, в кн. Древнеегипетская проза, М., 1978).

Исключительный характер богооткров. Заповедей Д. Заключается в том, что он связывает служение Богу н е с о б р я д а м и, а с фундаментальными этич. Нормами. В этом смысле Д. Не имеет аналогий в рамках своего времени. Вместе с древнейшим Моисеевым исповеданием веры (Втор 6:4-5) Д. Выражает с а м у ю с у т ь в е р о у ч е н и я В З - того, что в нем есть непреходящего. Поэтому Христос Спаситель освящает Своим авторитетом Д., сводя его к двум главнейшим заповедям. Любви к Богу и любви к человеку (Мк 12:28-31. Ср. Мф 22:35-40). Согласно ап. Павлу, 5-10-е речения Д. "заключаются в сем слове. Люби ближнего твоего, как самого себя" (Рим 13:9). Иными словами, закон скрижалей содержит ядро *этического монотеизма. Представители школы *Велльхаузена, исходя из своей эволюционистской концепции, пытались доказать, что Д.

Мог возникнуть лишь в эпоху пророков. Но, как показал *Киттель Р., этот вывод покоится лишь на предубеждении, будто этический монотеизм н е м о г существовать в столь раннее время. Анализируя особенности Д., Киттель Р. И др. Библеисты (*Брайт, *Менденхол, *Роули) привели многочисл. Доказательства, что его происхождение связано с Моисеем. Пророки действительно исходили из учения Д., но они никогда не считали, что это учение открыто ими впервые ("отвергли закон Господень", букв. "Тору Яхве" - Ам. 2:4. "Написал Я ему важные законы Мои, но они сочтены им как бы чужие" - Ос. 8:12. "О, человек. Сказано тебе, что - добро и чего требует от тебя Господь" - Мих. 6:8). Д. Не несет следов земледельческого быта. Что же касается субботы, то, как замечает Киттель Р., "и кочующему пастуху известно немало занятий, которые он может в тот или иной день выполнять или не выполнять".

По словам Дж. Брайта, Десять заповедей "представляют собой основной и первоначальный элемент веры Израиля". Такие принципы, как Завет, Обетование, историзм Библии и запрет изображать Божество, не были порождением ветхозав. Церкви, а сами формировали ее. Согласно гипотезе Г. Роули, заповеди Исх 34 существовали еще до Синайского законодательства, к-рое дало *этический Декалог. "Переход от первоначального Десятословия к Десятословию этическому, - пишет ученый, - естественно следует связывать с некой выдающейся личностью, и этой личности более, чем любая другая из известных нам фигур, соответствует Моисей". Если сравнить версии Д. В Кн.Исход и в Кн.Второзакония, то становится очевидным, что они различаются не по существу, а по дополнениям.

"Следует предположить, - писал библеист МДА *Жданов, - что в том и другом случае пояснительные слова вставлены". Однако это не может ставить под сомнение каноничность обоих текстов, т. Е. И дополнения, сделанные после Моисея, входят в состав книг, признанных Церковью боговдохновенными. Порядковое разделение заповедей Д. Не одинаково в зап. И вост. Церк. Традициях. На Западе, начиная с блж. *Августина, заповедь Исх 20:2-3 соединяется с Исх 20:4, а в Исх 20:17 слова "не желай жены ближнего твоего" выделены в отдельную (9-ю) заповедь. Восточная же традиция считает 20:4 (запрет изображений) особой (2-й) заповедью, а 20:17 рассматривает как единую (10-ю) заповедь. Это деление совр. Библеисты признают более обоснованным. Первоначально Д.

Был, вероятно, написан на скрижалях буквами синайского *алфавита. Скрижали хранились в Ковчеге Завета, по крайней мере, до 10 в. До н.э. (Втор 10:5. 3 Цар 8:9). Не известно, когда был утрачен Ковчег, но во *Второго Храма период он уже не существовал. Благоговейное отношение к Ковчегу и религиям Моисеева времени привело к тому, что из страха прикоснуться к стрижалям заповеди Д. В основном передавали изустно. Этим объясняется то, что к Д. Были сделаны дополнения. Новозав. Толкование Д. Мы находим в Нагорной проповеди Христа Спасителя (Мф 5:21-30). По словам свт. *Иринея Лионского, Господь "учил не в противность Закону, в о с п о л н я я (разр. - А. М.) Закон и вкореняя в нас (разнообразную) праведность Закона Он повелевал воздерживаться не только от (дел), запрещенных Законом, но и от пожеланий их" (Против ересей, IV, 13, 1).

Однако следует подчеркнуть, что евангельская этика качественно превосходит "запретительную", элементарную этику Д. Христос не только призывает "любить ближнего, как самого себя", но и любить врагов (Мф 5:44). Он дает н о в у ю заповедь - заповедь о самоотверженной любви, подобной той любви, к-рую Он имеет к людям (Ин 13:34). *Ж д а н о в А.А., Десятословие, в его кн. Из чтений по Свящ. Писанию ВЗ, вып,1, Серг. Пос., 1914. Н а й д е н о в Г., Заповеди Божии и права человека, "Логос", №15-16. *Ф а р р а р Ф., Голос с Синая, пер. С англ., СПб., 1895. Еnc.Kat., t.3, s.1106-12. W o o d s R o b e r t s B., Ten Comandments, L., 1966. См. Также работы Дж.Брайта, Р.*Киттеля и Дж.Э.Менденхола и ст. Пятикнижие..

Значения в других словарях
Декалог

ДЕКАЛОГ (греческое десятословие), десять заповедей Моисея, написанных на скрижалях. Легли в основу религиозно-этических норм иудаизма и были восприняты затем христианством.. ..

Декалог

Или десятисловие. ..

Декалог

(от греч. Deka - десять, и logos - слово). Десять заповедей.(Источник. "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Чудинов А.Н., 1910)греч., от deka, десять, и logos, слово. Десять заповедей.(Источник. "Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней". Михельсон А.Д., 1865). ..

Декалог

Десятисловие. ..

Декалог

ДЕКАЛО́Г -а. М. [от греч. Deka - десять и logos - слово, учение]. Десять религиозно-нравственных заповедей Ветхого Завета.. ..

Девтерографы

(от греч. DeЪteroj - второй и graf" - писание), книги или разделы свящ. Книг, к-рые повторяют с вариациями темы, рассмотренные в более ранних библейских текстах. Так, мн. Законы Кн.Второзакония являются Д. По отношению к законам Кн.Исход. 1-я Кн. Паралипоменон является Д. По отношению к 1-2 Цар, а 2 Езд - Д. По отношению к 1-й Кн. Ездры.. ..

Девтерономист

Или автор Второзаконнической истории - см. Исторические книги Ветхого Завета.. ..

Делич

(Delitzsch) Фридрих (1850-1922), нем. Ассириолог. Сын Франца Делича. Проф. Востоковедения в Лейпциге (1878), Бреслау (1893) и Берлине (1899). Широкий обществ. И науч. Резонанс вызвали лекции Д. На тему "Вавилон и Библия", прочитанные им в "Немецком восточном обществе" в присутствии Вильгельма II. Вышедшие отд. Книгой, они привели к острой полемике, в к-рой принял участие даже император. В этих лекциях Д. Указал на роль *Древнего Востока, особенно Вавилона, для понимания Библии. Не ограничившись ..

Демифологизация

Термин, введенный в богословие и экзегетику *Бультманом для обозначения интерпретации смысла Свящ. Писания с учетом древних форм *передачи *керигмы. Этот герменевтич. Подход не является чем-то новым в богословии, и принципы его зависят от того, что вкладывается в понятие "миф". Существует множество его определений (см. Ст. Миф и Библия). Здесь же мы выделим три аспекта. 1) "Миф-сказка" - чистая фикция, лишенная глубинного содержания. Таково расхожее значение слова миф, и так его воспринимают при..

Дополнительный поиск Декалог Декалог

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Декалог" в словаре Библиологический словарь. Александр Мень, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Декалог, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Д". Общая длина 7 символа