Дионисий (Dionъsioj) Великий

242

Свт. (ок. 190 - ок. 265), еп. Александрийский, отец Церкви, богослов и экзегет. Род. В богатой аристократич. Семье араб. Происхождения. Получил разностороннее домашнее образование в языческом духе. Обращению Д. В христианство способствовало чтение ап. Павла и знакомство с еп. Александрии. Крестившись, Д. Стал учеником *Оригена. В начале 30-х гг. Он был рукоположен и вскоре назначен руководителем катехизич. Школы (233). В 247 Д. Становится еп. Александрийским, буквально накануне репрессий против христиан, начатых имп. Децием. Когда Д. Был арестован, крестьяне освободили его и, вопреки его воле, укрыли в безопасном месте. В столицу Египта Д., по всей вероятности, вернулся только в 251, когда гонения утихли. В это время святителю пришлось бороться с расколом Новациана, к-рый требовал излишне суровых мер в отношении "падших" (т.

Е. Отрекшихся из страха в дни преследований). Немало тревог принесли Д. Хилиасты (в т. Ч. Еп. Непот), к-рые настаивали на букв. Толковании "тысячелетнего Царства Христова" в конце веков. Будучи сторонником аллегорич. Метода, Д. Выступал против них, но в полемике проявил широту взглядов и терпимость. Миротворцем показал себя святитель и в спорах, действительно ли крещение, совершенное еретиками (Рим признавал его действительным, Карфаген и Кесария отрицали). В 257, во время гонения имп. Валериана, Д. Был отправлен в ссылку, к-рую использовал для проповеди среди язычников. После возвращения он принял участие в борьбе с ересями Савеллия и Павла Самосатского. Всего он занимал кафедру Александрии 17 лет. Правосл. Церковь празднует память святителя 5 октября.

Экзегетические творения свт. Д. Сохранились только в отрывках. "Толкование на Екклесиаста" (остались лишь фрагменты) написано в духе *парафраза и содержит гл. Обр. Нравств. Поучения. Примечательно, что в этом труде Д. Отходит от аллегоризма, в частн., толкуя Эдем как земное местопребывание первых людей. В отрывках "Толкования на Книгу Иова" Д. Объясняет, почему змий (диавол) был назван "хитрым". По словам святителя, его лжемудрость уловляла лишь людей, к-рые еще не достигли совершенства. В комментарии на Гефсиманскую молитву Христа Спасителя Д. Говорит. "Иоанн, записавший на память самые великие и божественные из речей и дел Спасителя, слышал от Него Самого следующие слова. "чашу, юже даде Мне Отец Мой, не имам ли пити ея.

А пить чашу значило исполнить служение и, проникшись изволением Отца, мужественно совершить все домостроительство искупления и пройти ужасные страдания Матфей весьма ясно показывает, что хотя Он и просил, чтобы прошла мимо чаша, однако молился, чтобы это произошло не так, как Он сам хотел, но как хотел Отец. Согласно с этим следует понимать и слова, переданные Марком и Лукою". Т. О., Д. Стремился согласовать свидетельства *синоптиков с Ев. От Иоанна. Полемический труд "Об обетованиях", направленный против хилиаста Непота, цитируется у *Евсевия Кесарийского ("Церк. История", VII, 24-25) и представляет собой святоотеч. Образец библ. Критики. Сравнивая Откровение и Ев. От Иоанна, Д. Признает *боговдохновенность этих книг, но доказывает, что их язык и стиль не позволяют приписать их одному автору.

"Самый язык оправдывает предположение о различии Евангелия и Послания от Откровения. Первые написаны не только без ошибок против греческого языка, но и с особенным изяществом в выражениях при образовании умозаключений и при построении речи. В них весьма трудно найти какое-либо выражение иностранное или неправильное или вообще простонародное. Видно, что писатель обладал и тем и другим разумом, так как Господь даровал ему оба - и разум ведения и разум речи. Я не отрицаю, что и тот (т. Е. Автор Апокалипсиса. - А. М.) видел Откровение, получил ведение и пророчество, но вижу, что речь и язык его не чисто греческие, но смешаны с речениями иностранными и по местам неправильными. Нет нужды указывать здесь на эти речения, ибо не с насмешкою, - да не подумает кто, - сказал я это, но только с намерением показать несходство этих сочинений" (Об обетованиях, фрагмент 5).

Иными словами, святитель допускал постановку исагогических вопросов (в частн., вопроса об *авторстве) независимо от веры в боговдохновенность и не посягая на нее. Сохранились также небольшие фрагменты комментариев Д. На Деяния, Посл. Иакова и Посл. К Римлянам. Толкование на Песнь Песней, к-рое ему приписывали, очевидно, принадлежит другому экзегету. M i g n e. PG, t.10. The Letters and Other Remains of Dionysius of Alexandria, ed. By C. L. Feltoe, Camb., 1904. В рус. Пер. Творения св. Д. Великого, еп. Александрийского, Каз., 1900. Д. Великого, еп. Александрийского, Каз., 1900. ПБЭ, т.4, с.1082-86. Архиеп.*Ф и л а р е т (Г у м и л е в с к и й), Историч. Учение об Отцах Церкви, СПб., 18822, т.1. B i e n e r t W.A., Dionisius von Alexandrien, B.-N.Y., 1978.

Библиогр. На иностр. Яз. См. Q u a s t e n. Patr., v.2, p.101-09. См. Также ст. Святоотеческая экзегеза..

Значения в других словарях
Димитрий

Николай( Федорович Вознесенский), архиеп. (1871-1947), рус. Правосл. Церк. Писатель. Род. В Курской губ., окончил МДА (1898), преподавал в семинариях расколоведение, издавал журн. "Вера и жизнь". С 1909 протоиерей в Благовещенске. В 1917 переехал в Харбин (Китай), где в 1934 был хиротонисан во еп. Хайларского. В 1946 вернулся на родину и проживал на покое в Псково-Печерском монастыре. Умер и похоронен в Ленинграде. Д. Принадлежат экзегетич. Труды, построенные в основном на святоотеч. Комментария..

Диодор (Diтdwroj) Тарсийский

Еп. (ок. 330 - ок. 394), экзегет и богослов. Род. В Антиохии. Получил классич. Образование в Афинах и богословское - под руководством *Евсевия Эмесского. Д. Отличался широкой эрудицией. Одно время он возглавлял монашескую общину в родном городе. Став пресвитером, прославился борьбой против арианства и аскетич. Образом жизни. В 378 Д. Был поставлен епископом г. Тарса в Киликии и, по нек-рым сведениям, митрополитом области. На него смотрели как на столп Православия. *Антиохийская школа была фактич..

Дионисий Ареопагит

(DionЪsioj Areopag...thj), древнехрист. Богослов. Его книги написаны от лица афинянина Дионисия, обращенного ап. Павлом (Деян 17:34). Однако с 16 в. (в результате трудов *Эразма Роттердамского и др. Филологов) утвердилось мнение, что Д. А. - это псевдоним. В наст. Время считают, что автором книг Д. А. Был греч. Или сир. Монах, живший на рубеже 5-6 вв. Нек-рые ученые отождествляют его с грузинским мыслителем Петром Ивером. Труды Д. А. Представляют собой христ. Переосмысление неоплатоновского *мис..

Диттель

Вильям Францевич (1816-48), рус. Востоковед и путешественник. Окончил Казанский ун-т. Преподавал вост. Языки в С.-Петерб. Ун-те. Во время экспедиции по Бл. Востоку Д. Побывал на раскопках, к-рые вел франц. Археолог П.Э.Ботта (1802-70). Хотя Ботта полагал, что нашел развалины Ниневии, рус. Ученый доказал ошибочность этой гипотезы. Он же предложил начать раскопки холма Нимруд (самому вести эти работы не позволило отсутствие средств). Раскопки провел англичанин *Лэйард и нашел в Нимруде руины ассир..

Дополнительный поиск Дионисий (Dionъsioj) Великий Дионисий (Dionъsioj) Великий

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Дионисий (Dionъsioj) Великий" в словаре Библиологический словарь. Александр Мень, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Дионисий (Dionъsioj) Великий, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Д". Общая длина 28 символа