Дионисий (Dionъsioj) Великий
Свт. (ок. 190 - ок. 265), еп. Александрийский, отец Церкви, богослов и экзегет. Род. В богатой аристократич. Семье араб. Происхождения. Получил разностороннее домашнее образование в языческом духе. Обращению Д. В христианство способствовало чтение ап. Павла и знакомство с еп. Александрии. Крестившись, Д. Стал учеником *Оригена. В начале 30-х гг. Он был рукоположен и вскоре назначен руководителем катехизич. Школы (233). В 247 Д. Становится еп. Александрийским, буквально накануне репрессий против христиан, начатых имп. Децием. Когда Д. Был арестован, крестьяне освободили его и, вопреки его воле, укрыли в безопасном месте. В столицу Египта Д., по всей вероятности, вернулся только в 251, когда гонения утихли. В это время святителю пришлось бороться с расколом Новациана, к-рый требовал излишне суровых мер в отношении "падших" (т.
Е. Отрекшихся из страха в дни преследований). Немало тревог принесли Д. Хилиасты (в т. Ч. Еп. Непот), к-рые настаивали на букв. Толковании "тысячелетнего Царства Христова" в конце веков. Будучи сторонником аллегорич. Метода, Д. Выступал против них, но в полемике проявил широту взглядов и терпимость. Миротворцем показал себя святитель и в спорах, действительно ли крещение, совершенное еретиками (Рим признавал его действительным, Карфаген и Кесария отрицали). В 257, во время гонения имп. Валериана, Д. Был отправлен в ссылку, к-рую использовал для проповеди среди язычников. После возвращения он принял участие в борьбе с ересями Савеллия и Павла Самосатского. Всего он занимал кафедру Александрии 17 лет. Правосл. Церковь празднует память святителя 5 октября.
Экзегетические творения свт. Д. Сохранились только в отрывках. "Толкование на Екклесиаста" (остались лишь фрагменты) написано в духе *парафраза и содержит гл. Обр. Нравств. Поучения. Примечательно, что в этом труде Д. Отходит от аллегоризма, в частн., толкуя Эдем как земное местопребывание первых людей. В отрывках "Толкования на Книгу Иова" Д. Объясняет, почему змий (диавол) был назван "хитрым". По словам святителя, его лжемудрость уловляла лишь людей, к-рые еще не достигли совершенства. В комментарии на Гефсиманскую молитву Христа Спасителя Д. Говорит. "Иоанн, записавший на память самые великие и божественные из речей и дел Спасителя, слышал от Него Самого следующие слова. "чашу, юже даде Мне Отец Мой, не имам ли пити ея.
А пить чашу значило исполнить служение и, проникшись изволением Отца, мужественно совершить все домостроительство искупления и пройти ужасные страдания Матфей весьма ясно показывает, что хотя Он и просил, чтобы прошла мимо чаша, однако молился, чтобы это произошло не так, как Он сам хотел, но как хотел Отец. Согласно с этим следует понимать и слова, переданные Марком и Лукою". Т. О., Д. Стремился согласовать свидетельства *синоптиков с Ев. От Иоанна. Полемический труд "Об обетованиях", направленный против хилиаста Непота, цитируется у *Евсевия Кесарийского ("Церк. История", VII, 24-25) и представляет собой святоотеч. Образец библ. Критики. Сравнивая Откровение и Ев. От Иоанна, Д. Признает *боговдохновенность этих книг, но доказывает, что их язык и стиль не позволяют приписать их одному автору.
"Самый язык оправдывает предположение о различии Евангелия и Послания от Откровения. Первые написаны не только без ошибок против греческого языка, но и с особенным изяществом в выражениях при образовании умозаключений и при построении речи. В них весьма трудно найти какое-либо выражение иностранное или неправильное или вообще простонародное. Видно, что писатель обладал и тем и другим разумом, так как Господь даровал ему оба - и разум ведения и разум речи. Я не отрицаю, что и тот (т. Е. Автор Апокалипсиса. - А. М.) видел Откровение, получил ведение и пророчество, но вижу, что речь и язык его не чисто греческие, но смешаны с речениями иностранными и по местам неправильными. Нет нужды указывать здесь на эти речения, ибо не с насмешкою, - да не подумает кто, - сказал я это, но только с намерением показать несходство этих сочинений" (Об обетованиях, фрагмент 5).
Иными словами, святитель допускал постановку исагогических вопросов (в частн., вопроса об *авторстве) независимо от веры в боговдохновенность и не посягая на нее. Сохранились также небольшие фрагменты комментариев Д. На Деяния, Посл. Иакова и Посл. К Римлянам. Толкование на Песнь Песней, к-рое ему приписывали, очевидно, принадлежит другому экзегету. M i g n e. PG, t.10. The Letters and Other Remains of Dionysius of Alexandria, ed. By C. L. Feltoe, Camb., 1904. В рус. Пер. Творения св. Д. Великого, еп. Александрийского, Каз., 1900. Д. Великого, еп. Александрийского, Каз., 1900. ПБЭ, т.4, с.1082-86. Архиеп.*Ф и л а р е т (Г у м и л е в с к и й), Историч. Учение об Отцах Церкви, СПб., 18822, т.1. B i e n e r t W.A., Dionisius von Alexandrien, B.-N.Y., 1978.
Библиогр. На иностр. Яз. См. Q u a s t e n. Patr., v.2, p.101-09. См. Также ст. Святоотеческая экзегеза..
Дополнительный поиск Дионисий (Dionъsioj) Великий
На нашем сайте Вы найдете значение "Дионисий (Dionъsioj) Великий" в словаре Библиологический словарь. Александр Мень, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Дионисий (Dionъsioj) Великий, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Д". Общая длина 28 символа