Додд

242

(Dodd) Чарлз Гарольд (1884-1973), англ. Протестантский исследователь НЗ, богослов и экуменич. Деятель. Род. В Рексеме, образование получил в Оксфорде и Берлине, где изучал классич. Филологию, богословие и эпиграфику. В 1912 Д. Рукоположен и назначен пастором в конгрегационалистскую церковь Варвика. В 1915-30 он преподавал Свящ. Писание в Оксфорде, в 1930-35 - библ. *экзегетику в Манчестерском ун-те, в 1936-55 - проф. Богословия в Кембридже. С 1950 Д. Стал гл. Ред. Перевода Новой Английской Библии (см. Ст. Переводы Библии на новые европейские языки) Широкую известность приобрело его обращение к Всемирному Совету Церквей, в к-ром он изложил библ. Основы общехрист. Единения. Книги Д. Переводились на мн. Европ. Языки. Большую роль в истории новозав.

Исследований сыграли две работы Д. "Притчи о Царстве" ("The Parables of the Kingdom", L., 1935) и "История и Евангелие" ("History and the Gospel", L.-N.Y., 1938). В них была обоснована теория *"осуществленной эсхатологии", согласно к-рой благовестие Господа о Царстве Божьем относилось не только к будущему, но прежде всего к моменту Его проповеди. Именно Его приход в мир и возвещение Им Евангелия открыли эру Суда. "Иисус провозглашает, что свершение, Царство Божье, уже пришло в историю, и Он принимает на Себя "эсхатологическую" роль "Сына Человеческого". Абсолютное, "всецело иное" вступило во время и пространство. И поскольку Царство Божье явилось и явился Сын Человеческий, пришли также и Суд, и благословение.

Отныне люди будут жить в новой эре, в которой Царство Божье и его благодать и Суд явили себя". С приходом Христа люди уже живут в присутствии Бога, Судии и Спасителя. Что касается апокалиптич. Пророчеств Евангелия, то, по мнению Д., они - просто традиционная форма, связанная с тогдашней эсхатологич. Лит-рой. Мысль о том, что Суд и Царство уже "здесь и теперь", Д. Находит у *синоптиков, но еще более определенно она выражена в Ев. От Иоанна. Поэтому ученый и обратился к исследованию Иоанновой традиции. Свои выводы он обобщил в трактате "Интерпретация Четвертого Евангелия" ("The Interpretation of the Fourth Gospel", Camb., 1953). По словам еп. *Кассиана (Безобразова), это исследование Д. - "плод величайшего труда, огромного напряжения мысли и подлинной любви".

Прежде всего Д. Указывает на многоликость культуры, в условиях к-рой возникло и получило распространение Ев. От Иоанна. Он подчеркивает, что евангелист обнаруживает глубокое знакомство с раввинистич. Богословием, александрийским иудейством и зарождающимся гностицизмом (причем Д. Подвергает уничтожающей критике гипотезу *Бультмана о мандейском происхождении доктрин 4-го Евангелия) Все указанные точки соприкосновения между Ев. От Иоанна и религ. Течениями древности свидетельствуют, по словам Д., о тех кругах, к-рым оно было адресовано, но основа Ев. От Иоанна - вполне оригинальная и библейская. В частн., учение о Логосе только внешне напоминает античное. На самом деле корни его уходят в ВЗ. Большое внимание уделяет Д.

"осуществленной эсхатологии", как она отразилась у Иоанна. Д. Делит 4-е Евангелие на тематические части. Пролог (1), Книгу Знамений (2-12), Книгу Страстей (13-20) и добавочный эпилог (21). Это деление стало общепризнанным среди библеистов. Все Евангелие имеет целью возвестить жизнь со Христом, к-рая начинается "ныне", и в этом оно тождественно по духу с благовестием ап. Павла. Толкуя духовный смысл Ев. От Иоанна, Д. Признает его ценность и как историч. Источника, к-рый питается ранним преданием, независимым от синоптического. Итогом научно-богосл. Деятельности Д. Явилась его книга "Основатель христианства" ("The Founder of Christianity", L., 1970. Рус. Пер. М., 1993). Она выросла из лекций ученого, прочитанных еще в 1954. Книга написана четким классическим языком, но за простотой стиля кроется многолетний опыт исследований.

Автор анализирует источники евангел. Истории, особенности Личности и благовестия Иисуса и дает очерк Его земной жизни. В противовес деструктивной критике он избегает (подобно мн. Англ. Библеистам) шатких конструкций и рискованных гипотез. Он убедительно показывает, как за самыми ранними пластами евангельского текста проступает живая Личность Христа во всем ее неповторимом своеобразии. Для Д. Христос и Церковь неразделимы. Само название книги уже является программным. Д. Не согласен с теми богословами, к-рые полагают, будто Христос не основывал Церкви и она возникла спонтанно в "послепасхальный" период. По словам Д., "Иисус не рассчитывал на реформированный иудаизм, хотя знал, что нужна определенная оболочка, в которую вольется вновь возникающая жизнь.

Новая оболочка уже начинала обретать форму. Ученики Иисусовы не только были призваны собирать народ Божий. Они сами стали его первыми членами, и на них стоит здание будущей Церкви". Их было 12, как праотцев Израиля, и они должны были стать зачинателями новозаветного Израиля, Церкви. Говоря о Тайной Вечере, Д. Пишет. "Не может быть никаких сомнений в том, ч т о имел в виду Иисус, когда предлагал Своим ученикам испить чашу Завета. Он фактически поставлял их "членами-основателями" нового народа Божьего". Список трудов Д. См. The Background of the New Testament and Its Eschatology, in honour of C.H.Dodd, еd. By W.D.Davies and D.Daube, Camb., 1956. Еп.К а с с и а н (Безобразов), Рецензия на кн. [Dodd C.H., The Interpretation of the Fourth Gospel, Camb., 1953], ПМ, вып.10, 1955.

П о т е н Ж., Новые подходы к проблеме Иисуса из Назарета, "Логос", №8, 1972. R o b i n s o n J., C.H.Dodd, TTS, S.237-42. NCE, v.16, p.132..

Значения в других словарях
Додд

(Вильям Dodd, 1729—1777) — английский поэт и писатель. Был проповедником в Лондоне, славился увлекательным красноречием. Но вместе со славой возрастала его расточительность и безнравственность. Попытка его подкупить жену лорда-канцлера для получения доходного прихода лишила его места. Вернувшись из Франции, где также предавался самой беспорядочной жизни, Д. Подделал вексель на имя лорда Честерфилда и, несмотря на просьбы многих знатных друзей и города, с подписью 23000 лиц, был повешен. Из сочин..

Добротворский

Василий Иванович, прот. (1822-94), рус. Правосл. Богослов. Был проф. Харьковского ун-та. Его работа "Библейская хронология в связи с хронологиями древних восточных народов по новейшим исследованиям" (ПО, 1877, №5), написанная в связи с трудами франц. Историка аббата У.Шевалье (1841-1923), рассматривает важную исагогич. Проблему (см. Ст. Хронология библейская) но в наст. Время устарела. Другой его очерк - "Критический метод в исследовании о книгах Свящ. Писания" (М., 1883) посвящен разбору *докум..

Добшютц

(Dobschutz) Эрнст фон (1870-1934), нем. Протестантский исследователь НЗ и историк ранней Церкви. Преподавал в ун-тах Иены, Страсбурга, Бреслау и Галле. Ученик *Гарнака, Д. Последовательно проводил в своих работах идеи либеральной теологии. Христос для него был Человеком, Который принес Откровение о Боге Отце и Сам был Откровением Божьим (в Своей вере и религ. Самосознании). В трудах о раннем христианстве Д. Подчеркивал прежде всего нравств. Силу христианства и нравств. Воздействие Библии на мир...

Додерляйн

(Doderlein) Иоганн Кристоф (1745-92), нем. Евангелич. Богослов и экзегет. Сын пастора. Окончил Альтдорфский ун-т, где в 1772 стал профессором. С 1782 вел курс догматики и экзегетики в Иенском ун-те. В историю библеистики Д. Вошел как первый автор, детально обосновавший теорию, согласно к-рой Кн. Прор. Исайи, начиная с 40-й гл., была написана не самим пророком в 8 в., а его продолжателем, жившим в 6 в. ("Esaias, ex recensione textus Hebraei", Altdorfi, 1775). См. Ст. Исайи пророка книга. Spruche ..

Докетизм

(от греч. Dokљw - казаться), представление, согласно к-рому человечность Иисуса Христа была мнимой, а плоть - призрачной. Д. Появился очень рано, в апостольскую эпоху, и следы полемики с ним можно усмотреть уже в НЗ (1 Ин 4:2-3). Первые прямые указания на Д. Дошли от самого нач. 2 в. (сщмч. *Игнатий Антиохийский). Как самостоят. Учение Д., по-видимому, не сформировался и стал одной из характерных черт гностич. Писаний. Отзвуки Д. Сохранились в монофизитском понимании природы Христа. Докетические..

Дополнительный поиск Додд Додд

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Додд" в словаре Библиологический словарь. Александр Мень, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Додд, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Д". Общая длина 4 символа