Допленный Период Ветхозаветной Истории
Условное обозначение для периода, к-рый охватывает время от Авраама, т.е. От начала ветхозав. Церкви, до разрушения Иерусалима Навуходоносором. Нек-рые библеисты считают началом периода эпоху Иисуса Навина, относя все предшествовавшие события к предыстории Израиля. Д.п. Распадается на пять эпох, к-рые отражают пять стадий религиозно-обществ. Становления ветхозав. Церкви. 1) 19-13 вв. До н.э., э п о х а *п а т р и а р х о в - от Авраама до Моисея. 2) 13 в., э п о х а М о и с е я. 3) 13-11 вв., п е р и о д з а с е л е н и я Х а н а а н а и э п о х а с у д е й. 4) 11-10 вв., э п о х а р а н н е й м о н а р х и и и е д и н о й и м п е р и и при Давиде и Соломоне (до разделения империи на два царства в 931). 5) 10-6 вв., э п о х а *р а з д е л е н н ы х ц а р с т в (до гибели Храма в 587/586).
Последняя эпоха делится на два неравных по времени периода, гранью к-рым служит падение Самарии (722/721). 1. Исторические события Д. П. В патриархальную эпоху ветхозав. Церковь представляла собой группу полукочевых кланов, обитавших в Сирии и Ханаане, к-рые временами поселялись на окраинах Египта. Последнее такое переселение привело к "рабству", когда фараоны стали использовать иноплеменников на строительных работах. В кон. 13 в. Израильтяне обретают свободу и под руководством Моисея уходят в глубь Синайского полуострова. Там, у свящ. Горы, они получают Закон и нек-рое время странствуют в окрестностях оазиса Кадеш (Кадес). На рубеже 13 и 12 вв. Они уже образуют союз колен, народ, объединенный общей верой, и проникают (с боями и мирно) на территорию Ханаана.
В 12-11 вв. Израиль представляет собой *амфиктионию, к-рую время от времени возглавляют шофеты (судьи), харизматические вожди. Разобщенность колен помогла соседним племенам и особенно пришедшим из Эгеиды филистимлянам держать их под своей властью. Восстание против филистимлян приводит к основанию монархии (ок. 1030), а затем, при Давиде, к созданию объединенной империи, к-рая включала и ряд окрестных земель (Моав, Аммон, Эдом, Сирию). Но уже при Соломоне эти владения одно за другим утрачиваются, а при его сыне Ровоаме империя распадается на Израиль (*Ефрем) и Иудею. Этим воспользовался фараон Шешонк I (Сусаким), к-рый на время устанавливает свой контроль над Палестиной. При Омри (Амврии) (885-874) столицей Ефрема становится Самария.
Цари Ефрема ведут борьбу с Дамаском и с Ассирией, к-рая с 9 в. Начинает угрожать всему Бл. Востоку. Но частые дворцовые перевороты (в Ефреме правили 5 династий) ослабляют Северное царство, и в 738 оно становится данником Ассирии. В 722/721 Салманассар V и Саргон II разрушают царство Ефрема и большую часть его населения депортируют на восток. Иудея, хотя и сохраняет династию Давида, уже не в силах противиться Ассирии и вынуждена платить ей дань. Однако ассирийцам не удается захватить Иерусалим. В 612 их собственная страна оказывается окончательно разгромленной мидийцами и халдеями. Иерусалимский царь Иосия возвращает Иудее независимость и в 20-х гг. 7 в. Устанавливает свою власть над всей Палестиной. После его гибели (609) Иудея сначала вынуждена подчиниться Египту, а затем Халдейскому (Нововавилонскому) царству.
Попытки восстания приводят сначала к депортации знати из Иерусалима (597), а затем к разрушению Иерусалима (587/586). С этого времени начинается *Плена период. 2. Религиозная жизнь Д. П. Меняла свой характер в соответствии с различными этапами ветхозав. Истории. В патриархальную эпоху Бог воспринимался как небесный Покровитель клана, заключивший с ним Завет и давший Обетование о великом будущем (через Авраама и его потомков "благословятся все племена земные" - Быт 12:3. 18:18. 22:18). Смысл этого пророчества, к-рое исполнилось во Христе, оставался до времени тайной. Основная заповедь религии патриархов выражена в словах Бога. "Ходи предо Мною и будь непорочен" (Быт 17:1). Знаком Завета являлся обряд обрезания, к-рый был широко распространен на Востоке, но для Авраама стал символом посвященности "Богу Всемогущему" (Быт 17:9-14).
Культ в эпоху патриархов носил еще черты первобытной простоты. Благоговение перед Богом выражалось в жертвах, приносимых на импровизированных алтарях под открытым небом. В годы пребывания под властью фараона, в "доме рабства", духовная жизнь израильтян приходит в упадок и становится наполовину языческой (Ис Нав 24:14. Ср. Иез 20:8. 23:3). Из этого состояния выводит израильтян посланный Богом пророк и вождь Моисей. У Синая заключается Завет, но уже не с одним представителем народа, а со всем Израилем, к-рый призван чтить единого Бога и быть для Него "царством священников и народом святым" (Исх 19:6). Основы Моисеевой религии, заключенные в *Декалоге и др. Заповедях, находят выражение в своего рода ветхозав. "символе веры" (Втор 6:4-5).
"Слушай, Израиль. Господь, Бог наш, Господь един есть. И люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душою твоею и всеми силами твоими". В Декалоге верность Богу ставится рядом с нравств. Обязанностями по отношению к человеку. Поэтому Христос Спаситель назвал Моисеев завет "люби ближнего твоего, как самого себя" (Лев 19:18) второй заповедью, подобной первой (Мк 12:28-31. Мф 22:34-40). Эти две заповеди наряду с относительно несложной системой ритуала (ср. Иер 7:21-22) составляют сущность Моисеева *этического монотеизма. Он характеризуется учением о Боге, превосходящем все тварное (отсюда запрет изображать Его), Боге святом, свободном от всякого несовершенства, Боге "человеколюбивом и милосердом, долготерпеливом и многомилостивом и истинном" (Исх 34:6), являющем Свои спасительные деяния в событиях истории, Боге, Который избавляет избранный Им народ для Своих целей, сокрытых в дали грядущего.
Он пребывает с народом Божьим на его путях, являя Себя в огненных и облачных *Теофаниях. Знак Его присутствия - это Ковчег Завета, как бы переносной престол Яхве. Глубина Моисеева учения с трудом усваивалась непросвещенным народом. К тому же после вторжения в Ханаан религия Завета оказалась под угрозой воздействия различных финикийских культов. Став крестьянами, израильтяне легко склонялись к этим культам - плодородия, пола и т. П., хотя Яхве все же продолжал считаться верховным Богом. Библейская традиция, согласно к-рой все хананеи были изгнаны или истреблены в войнах, носит в значительной мере символич. Характер (см. Ст. Иисуса Навина книга. Судей книга) Большинство местного населения осталось в Палестине, постепенно смешиваясь с израильтянами.
Этим и объясняется соблазн *двоеверия в Д.п. Только *пророки начали борьбу за возрождение Моисеевой религии. Сначала они пытались оказать влияние на ход обществ. Развития (Самуил, Нафан, Ахия, Илия, Елисей и др.), но со временем целиком посвятили себя религ. Преобразованиям. С 8 в. Они выступают в храмах и городах с проповедью, направленной против двоеверия, обрядового формализма, нравств. Язв общества. Сущность *профетизма сконцентрирована в словах прор. Михея. О человек. Сказано тебе, что - добро и чего требует от тебя Господь. Действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом твоим. (6:8) Свое учение пророки излагают в речах, к-рые они записывают, а затем собирают в книги их ученики.
Определ. Роль, хотя и меньшую, чем пророки, играют в Д.п. Священники и мудрецы. Последние закладывают основы особого рода лит-ры, к-рая первоначально носит светский характер, а позднее становится религиозно-назидательной. Что касается культа, то он сводится преимущ. К соблюдению праздничных и субботних дней и к жертвоприношениям. Алтари и храмы строились повсюду, но существовало неск. Главных святилищ (в Сихеме, Силоме, Вефиле, а со времен Давида - в Иерусалиме). Жертвенные обряды символизировали присутствие Бога на народной трапезе (прообраз Трапезы Нового Завета). Совершать жертвоприношения могли все главы семейств, но предпочтение отдавалось потомственным служителям Левиина колена (ср. Суд 17-18). Множественность святилищ, часть к-рых находилась на местах, издревле чтимых язычниками, поддерживала двоеверие.
Поэтому пророки все больше склонялись в пользу централизации культа. Осуществить ее удалось лишь после падения Самарии, причем поводом для реформы стала находка Книги Закона в Иерусалимском храме (622) при царе Иосии. Отныне никто не имел права приносить жертву где-либо, кроме этого Храма. 3. Священная письменность Д. П. Включает важнейшие части ВЗ. Прежде всего к этому периоду относится создание *Пятикнижия (какова бы ни была история его возникновения). Впрочем, большинство библеистов считает, что нек-рые разделы (традиция Э) и окончат. Редакция *Торы относятся уже к эпохе Плена. К этой же эпохе следует отнести завершение корпуса *Исторических книг, хотя они создавались на протяжении всего периода, начавшегося в 12-11 вв.
До н.э. В Д.п. Писали пророки Амос, Осия, Исайя, Михей (7 в.), Софония, Наум, Аввакум, Иеремия (7-6 вв.). Д.п. Датируется большинство псалмов, часть Кн. Притчей Соломоновых, а также первонач. Варианты Кн. Руфи и Песни Песней (возможно, в устной форме). В а л е т о н И., Израильтяне, в кн. Иллюстрир. История религий, под ред. А.П.Шантепи де ла Соссей, СПб., 1899, т.1. *Л е р М., История израил. Народа, пер. С нем., М., 1902. См. Труды. *Велльхаузена, *Даниеля-Ропса, *Де Во, *Киттеля Р., *Лопухина, *Никольского Н., *Нота, *Ренана, *Риччотти. А также ст. Богословие библейское. Иисуса Навина книга. Пятикнижие. Судей книга. Царств книги, и статьи о пророках Д. П..
Дополнительный поиск Допленный Период Ветхозаветной Истории
На нашем сайте Вы найдете значение "Допленный Период Ветхозаветной Истории" в словаре Библиологический словарь. Александр Мень, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Допленный Период Ветхозаветной Истории, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Д". Общая длина 38 символа