Евсевий (Ещsљbioj) Кесарийский, Памфил

257

Еп. (ок. 265 - ок. 340), греч. Писатель, первый историк Церкви, сочинения к-рого сохранились до нашего времени. Е. Справедливо называют "отцом церковной историографии", поскольку в отличие от своих предшественников (*Гегезиппа, *Юлия Африкана и др.) он пытался придать своему труду характер полноты и систематичности. Е. Род. В Палестине, по-видимому, в семье греков-христиан, к-рая дала ему первонач. Образование. Стремясь продолжить его, он пришел в Кесарию, где сблизился с пресвитером *Памфилом, человеком глубокой веры и большой учености (в честь него Е. Называл себя Памфилом). Богатая кесарийская б-ка, собранная Памфилом, приобщила Е. К богословской и церк.-историч. Лит-ре, в частн., к трудам *Оригена. Под влиянием Памфила он стал его горячим поклонником.

В 305, когда начались массовые преследования христиан, Памфил был схвачен и брошен в тюрьму. Е. Посещал его в заключении, где они вместе писали апологию Оригена. После казни друга и учителя в 310 Е. Скрылся из Кесарии и скитался по Палестине, охваченной гонениями. Впоследствии он описал то, что видел и слышал, в книге "О палестинских мучениках". Вернулся Е. В Кесарию только после прекращения репрессий. Он с восторгом встретил новую эпоху, эпоху Константина, и стал ревностным почитателем первого царя-христианина. Науч. И лит. Труды Е. Принесли ему славу, а в 313 его избрали епископом города. В 20-х гг. Он был замечен императором и вошел в круг близких ему людей. Е. Пришлось играть немаловажную роль в истории арианской смуты. С одной стороны, он считал непомерными притязания людей проникнуть во внутрибожеств.

Тайну. "Мы не понимаем, - писал он, - тысячи таких вещей, которые находятся у нас перед глазами Как после этого мы дерзаем допытываться познания сущности вечного Божества?" Но, с другой стороны, как приверженец Оригена, он был склонен к пониманию Троицы в иерархич. Смысле (субординационизм) и поэтому признавал известную правоту Ария. Е. Принадлежал проект Никейского символа веры, но внесение в него слов "Единосущный Отцу" он встретил с недовольством, подчинившись лишь воле Константина. В последние годы жизни Е. Вел борьбу с правоверными никейцами и придерживался умеренного арианства. Для библ. Науки огромную ценность представляет "Церковная история" Е. Ввиду того, что в ней он привел выдержки из многих утраченных текстов.

Только из соч. Е. Мы знаем о книгах *Папия Иерапольского, Гегезиппа и др. Раннехрист. Писателей, проливающих свет на происхождение Евангелий. Сообщает он и о мн. Преданиях, касающихся апостольского времени и общин 1-2 вв. (об апп. Иоанне, Фаддее, Иакове и др.). Т. О., работы Е. - незаменимый источник для новозав. Истории. Представляют интерес и суждения Е. О *каноне, к-рые отражают одну из церк. Традиций. Ученый разделил писания НЗ на три категории. 1) "Омологумена", общепринятые (Четвероевангелие, Деян, Посл. Ап. Павла, 1 Петр, 1 Ин), 2) "Антилегомена", спорные (Иак, Иуд, 2 Петр, 2-3 Ин) и 3) "Нота", апокрифические Послание( *Варнавы, "Пастырь" Герма. Е. Указывает, что нек-рые относили к этой категории и Откр). Среди *апокрифов наиболее нелепыми и несогласными с учением Церкви Е.

Считает Ев. От Петра и Ев. Фомы (Ев. Детства), Деяния апп. Иоанна, Андрея и прочих апостолов (Церк. История, III, 25, 6). В "Вопросах и ответах" (фрагм. См. M i g n e. PG, t.22, р.879-1006) Е. Пытался решить проблему *родословия Иисуса Христа, к-рую он ставил и в своей "Церк. Истории" (I, 7). Е., между прочим, одним из первых заметил, что нек-рые цитаты из ВЗ в Мф и Ин соответствуют не *Септуагинте, а евр. Тексту. Исследования Е. Были тесно связаны с поручением имп. Константина, к-рый писал ему. "Мы заблагорассудили объявить твоему благоразумию, чтобы ты приказал опытным, отлично знающим свое искусство писцам написать на выделанном пергаменте пятьдесят томов, удобных для чтения и легко переносимых для употребления. В этих томах должно содержаться Божественное Писание, какое, п о т в о е м у р а з у м е н и ю (разр.

- А.М.), особенно нужно иметь и употреблять в Церкви" (Жизнь блаженного царя Константина, IV, 36). Из этого явствует, что равноапост. Царь доверял Е. Определять традиционный объем канонич. Писаний. Е. Первым обратил внимание на *с и н о п т и ч е с к у ю п р о б л е м у, разделив Евангелия на 10 рубрик, или "канонов", в к-рых отметил места, общие для всех четырех Евангелий, для первых трех, для Мф, Лк и Ин, для Мф, Мк и Ин, для Мф и Лк и т. Д. Т. О., Е. Положил начало историч. И литературной новозав. Критике (M i g n e. PG, t.22, р.1275-92). Немалое исагогич. Значение имеет "Ономастикон" Е., алфавитный обзор городов, местностей, стран и водоемов, о к-рых говорится в Библии. Историк сам был палестинцем и во время своих скитаний обошел страну вдоль и поперек (труд этот был в переработанном виде издан на лат.

Яз. Блж. *Иеронимом). Из многочисл. Э к з е г е т и ч е с к и х р а б о т Е. Уцелели лишь комментарии к Пс и Ис, а также фрагменты из др. Толкований. Для Е. Библия - это боговдохновенное Писание, Слово Божье. Познание его не может быть простым делом. Как оглашенным преподают сначала лишь основы веры, а потом вводят в более глубокое научение, так и свящ. Писатели дают проникнуть в глубинный смысл их учения только тем, кто "окреп умом". Следуя Оригену, Е. Прибегал к *аллегорич. Методу толкования, а также к выявлению *анагогич. Смысла Писания. Правда, он обращал внимание и на "жизненный контекст" того или иного пророчества Ис, поясняя его вост. Обычаями, с к-рыми познакомился на родине. Но, как сетовал блж. Иероним, Е., "обещая в заглавии объяснение историческое, иногда забывает обещание и уклоняется в умствования Оригена" (Толкование на Ис, V).

Особенно злоупотреблял Е. Аллегориями, комментируя надписания псалмов, к-рые в действительности никакого иносказания не содержат (см. Ст. Псалтирь). Большую ценность представляет его интерпретация библ. Тем борьбы с врагами. Е. Дает понять, что в новозав. Время эти темы следует переносить на борьбу с нравств. Злом (M i g n e. PG, t.23, р.1283). Е. Рассматривал также вопросы о *полигамии библ. Патриархов, о значении праздника Пасхи, но труды эти до нашего времени не сохранились. M i g n e. PG, t.19-24. SC, t. 206, 215, 228, 262, 266, 292, 307. В рус. Пер. Соч., т.1-2, СПб., 1848-49 (неполное собрание). О названии местностей, встречающихся в Свящ. Писании ок. 320 г., ПСб., т.13, вып.1, 1894. Церк. История, СПб., 1858. Т о ж е, БТ, сб.23, 1982, сб.24, 1983, сб.25, 1984, сб.26, 1985.

Митр.И о а н н (Вендланд), Е.Кесарийский и его "Церковная история", ЖМП, 1965, №11. *Л е б е д е в А.П., Церк. Историография в главных ее представителях с IV в. По XX в., Собр. Церк. Историч. Соч., М., 19032, т.1. НЭС, т.17. ПБЭ, т.5, с.227-31. *Р о з а н о в Н.П., Е.Памфил, еп. Кесарии Палестинской, М., 1880. Архиеп. *Ф и л а р е т (Гумилевский), Историч. Учение об отцах Церкви, СПб., 18822, т.2. Q u a s t e n. Patr., v.3, p.309-45 (там же приведена библиогр. На иностр. Яз.)..

Значения в других словарях
Евреям Послание Святого Апостола Павла

Последняя из тех книг новозав. Канона, к-рые носят имя ап. Павла. В тексте Е.П., однако, автор не указывается. Послание состоит из 13 глав. Канонический, боговдохновенный и апостольский характер Е.П. Был признан в Церкви очень рано. Уже свт. *Климент Римский ссылается на него как на свящ. Книгу (напр., 1 Послание к Коринфянам, 36). Косвенные указания на Е.П. Есть у св. *Иустина Философа (Диалог с Трифоном иудеем, 118). *Климент Александрийский, по словам *Евсевия Кесарийского, приписывал его ап...

Евсевий

(Евгений Никольский) митр. (1861-1922), рус. Правосл. Богослов и церк.-обществ. Деятель. Род. В Тульской губ., в семье священника. Окончил Тульскую ДС и МДА (1885). С 1888 преподавал в Могилевском духовном училище. С 1893 иеромонах и ректор Иркутской ДС. В 1897 хиротонисан во епископа в Иркутске и направлен на Камчатскую кафедру. В 1899 переведен во Владивостокскую епархию. Е. Участник Поместного Собора Рус. Правосл. Церкви 1917-18, близкий сподвижник свт. Тихона Московского. В 1920 стал митр. К..

Евсевий (Ещsљbioj) Эмесский

Еп. (ок.300-ок.360), грекоязычный экзегет, близкий к антиохийской традиции. Род. В г. Эдессе. Изучив греч. Яз., поселился в Антиохии, где оказался втянутым в арианскую смуту. Под влиянием своего наставника *Евсевия Кесарийского Е. Принял сторону "староникейцев", или полуариан. В 341 Антиохийский синод избрал его епископом г. Эмеса в Финикии. По словам блж. *Иеронима, Е. Был человеком высокого ума и написал "бесчисленное множество книг, строже других держась исторических фактов" (О знаменитых муж..

Евсеев

Иван Евсеевич (1868-1921), рус. Правосл. Специалист по истории церк.-слав. Переводов и изданий Библии. Род. В с. Каменка Псковской губ. Окончил Псковскую ДС и СПб.ДА (1893). Изучение библ. Переводов Е. Начал еще в студенч. Годы под руководством *Болотова. Первая его работа (1894) о рецензии сщмч. *Лукиана Антиохийского была им написана, когда он работал в библиотеке СПб.ДА. Человек неистощимой энергии и самозабвенный труженик библ. Науки, Е. Совершил ряд путешествий для изучения древних манускри..

Дополнительный поиск Евсевий (Ещsљbioj) Кесарийский, Памфил Евсевий (Ещsљbioj) Кесарийский, Памфил

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Евсевий (Ещsљbioj) Кесарийский, Памфил" в словаре Библиологический словарь. Александр Мень, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Евсевий (Ещsљbioj) Кесарийский, Памфил, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Е". Общая длина 38 символа