Евсеев

284

Иван Евсеевич (1868-1921), рус. Правосл. Специалист по истории церк.-слав. Переводов и изданий Библии. Род. В с. Каменка Псковской губ. Окончил Псковскую ДС и СПб.ДА (1893). Изучение библ. Переводов Е. Начал еще в студенч. Годы под руководством *Болотова. Первая его работа (1894) о рецензии сщмч. *Лукиана Антиохийского была им написана, когда он работал в библиотеке СПб.ДА. Человек неистощимой энергии и самозабвенный труженик библ. Науки, Е. Совершил ряд путешествий для изучения древних манускриптов Писания, в частн. Побывал в Египте (1895). Его магистерская дисс. О слав. Переводе Кн. Прор. Исайи (1897) положила начало целому ряду его исследований рукописной традиции слав. Библии. В 1898-1906 Е. Работал в Моск. Заиконоспасском духовном уч-ще, Подольской и Орловской ДС.

В 1906, получив степень д-ра богословия за труд о слав. Переводе Дан, Е. Был назначен доцентом каф. Гомилетики СПб.ДА, где в 1909 занял кафедру рус. И церк.-слав. Языков и палеографии. Наряду с преподаванием он мн. Времени уделял науч. Трудам, поставив перед собой цель подготовить авторитетное науч. Издание церк.-слав. Библии и способствовать тем самым изданию нового русского ее перевода. В 1910 Е. Принял участие в работе Междунар. Комиссии по *критическому изданию *Септуагинты, возглавляемой *Ральфсом. Е. Подготовил описание 4000 слав. Манускриптов Писания. А в 1911 он представил в Синод одобренный Советом СПб.ДА проект науч. Издания слав. Библии. В течение ряда лет Синод колебался и не принимал решения, и только в 1915 при Петрогр.

ДА была создана *Комиссия библейская по подготовке этого издания. Для работы Комиссии Е., сделал необыкновенно много. Он изучил историю текстов и рукописных традиций, подготовил к изданию *Геннадиевскую Библию, выступал с докладами, писал статьи и рецензии. Осн. Его вывод заключался в том, что *Елизаветинская Библия, восходящая к *Острожской, *Московской и *Геннадиевской, несовершенна. В ней отсутствует единый принцип перевода. В одних случаях она ориентирована на Септуагинту, в других - на *Вульгату. Е. Считал, что необходима полная реконструкция переводов свв. Равноап. *Кирилла и *Мефодия, к-рые генетически связаны с Лукиановой рецензией LXX. И хотя Комиссия, переведенная в ведение Российской академии наук (1918), продолжала работать, внезапная смерть ее вдохновителя прекратила работу.

Е. Не успел свою цель воплотить в жизнь, но благодаря его стараниям был подготовлен материал для будущего науч. Издания слав. Библии. Е. Энергично выступал за пересмотр *русского перевода. Он считал ликвидацию *Российского библ. Об-ва "прискорбной исторической ошибкой" и осуждал травлю, к-рой подверглись в 19 в. Такие самоотверженные труженики библеистики как архим. *Макарий (Глухарев) и прот.*Павский. Е. Указывал, что только усилия митр. *Филарета (Дроздова) спасли дело рус. Библии. Учитывая различия в рукописных традициях и переводах, Е. Предлагал дать рус. Перевод либо исключительно по Септуагинте (сохранившей одну из древнейших традиций), либо два перевода одновременно - с евр. И греч. Языков. Важнейшим требованием, к-рое Е. Предъявлял к будущему изданию рус.

Библии, была модернизация языка. Деятельность Е. Была высоко оценена еще при жизни. Он был членом многочисл. Науч. И церк. Обществ, получал премии и награды, состоял чл.-корр. АН (с 1914). Лукиановская рецензия LXX в слав. Пер., ХЧ, 1894, №5/6. Книга прор. Исайи в древнеслав. Пер., СПб., 1897. О древнеслав. Пер. ВЗ, СПб., 1897. Заметки по древнеслав. Пер. Свящ. Писания, ч.1-6, СПб., 1899-1902. Библиографич. Заметка. Моск. Изд. Греч. Библии 1821 г., БВ, 1902, №1. О следах евр. Оригинала в древнеслав. Пер. Кн. Бытия, СПб., 1905. Кн. Прор. Даниила в древнеслав. Пер., М., 1905. Рукописное предание слав. Библии, ХЧ, 1911, №4. Геннадиевская Библия 1499 г., М., 1914. Острожская Библия 1581 г. В старообрядческой перепечатке, М., 7422 [1914]. Очерки по истории слав. Пер. Библии, Пг., 1916.

Столетняя годовщина рус. Пер. Библии, Пг., 1916. Собор и Библия, Пг., 1917. [Л о г а ч е в К.И.], Проф. И.Е.Е. К 50-летию со дня кончины, ЖМП, 1971, №12. Е г о ж е, Труды проф. И.Е.Е. По истории слав. Библии, ЖМП, 1972, №8. Е г о ж е, Работы проф. И.Е.Е. По рус. Пер. Свящ. Писания, ЖМП, 1973, №2. ПБЭ, т.5, с. 241-42..

Значения в других словарях
Евсеев

(Иван Евсеевич, род. В 1868 г.) — писатель, магистр богословия, инспектор Орловской духовной семинарии. Окончил курс в Петербургской духовной академии. Главнейшие работы Е. "Книга пророка Исайи в древнеславянском переводе" (СПб., 1897. Магистерская диссертация). "Григорий пресвитер, переводчик времени болгарского царя Симеона" (СПб., 19 0 2). "Книга пророка Даниила в древнеславянском переводе" (М., 1905). "Описание рукописей, хранящихся в орловских древнехранилищах" (выпуск первый, Орел, 1905)....

Евсеев

Сотр. "Русск. Школы". 1905 г.{Венгеров} Евсеевгравер, произв. Которого есть в коллекции Д. И. Ровинского.{Половцов}. ..

Евсеев

АВСЕЕВ АВСЕЕНКО АВСЕЙКИН АВСЮКОВ ЕВСЕЕВ ЕВСЕИЧЕВ ЕВСЕЙКИН ЕВСИКОВ ЕВСЮКОВ ЕВСЮНИН ЕВСЮТИН ЕВСЮТКИН ЕВСЮХИН ЕВСЮШИН ЕВСЮШКИН ЕВСЕЕНКО ЕВСЕЕНКОВ ЕВСИН ЕВСЕНКОВ ЕВСИКОВ ЕВСЕНКОВ ЕВСИКОВЕвсей, Овсей, Авсей - производные формы имени Евсевий, которое в переводе с греческого означает 'благочестивый'. (Ф). Отчество от обиходной формы Евсей из канонического мужского имени Евсевий (др.-греч. Eusebes - 'благочестивый'). Из того же имени - другие производные формы, разных степеней, также образовали отчества..

Евсевий (Ещsљbioj) Кесарийский, Памфил

Еп. (ок. 265 - ок. 340), греч. Писатель, первый историк Церкви, сочинения к-рого сохранились до нашего времени. Е. Справедливо называют "отцом церковной историографии", поскольку в отличие от своих предшественников (*Гегезиппа, *Юлия Африкана и др.) он пытался придать своему труду характер полноты и систематичности. Е. Род. В Палестине, по-видимому, в семье греков-христиан, к-рая дала ему первонач. Образование. Стремясь продолжить его, он пришел в Кесарию, где сблизился с пресвитером *Памфилом, ..

Евсевий (Ещsљbioj) Эмесский

Еп. (ок.300-ок.360), грекоязычный экзегет, близкий к антиохийской традиции. Род. В г. Эдессе. Изучив греч. Яз., поселился в Антиохии, где оказался втянутым в арианскую смуту. Под влиянием своего наставника *Евсевия Кесарийского Е. Принял сторону "староникейцев", или полуариан. В 341 Антиохийский синод избрал его епископом г. Эмеса в Финикии. По словам блж. *Иеронима, Е. Был человеком высокого ума и написал "бесчисленное множество книг, строже других держась исторических фактов" (О знаменитых муж..

Евфимий (Ещf"mioj) Зигабен

(Зигавин, Зигаден) (ум. После 1118), визант. Богослов и экзегет. Е. Жил в Константинополе в эпоху последнего культурного расцвета Византии при Комнинах. Он получил хорошее образование, стал придворным ритором, однако покинул мир, чтобы вступить в один из константинопольских монастырей. После пострига Е. Продолжал заниматься лит. Трудом. Из экзегетич. Работ Е. Сохранились толкования на Псалтирь, Четвероевангелие и на все послания. Эти комментарии компилятивны по характеру, но представляют ценност..

Евхерий

(Eucherius) ЛИРИНСКИЙ, еп. (ум. Ок. 450), галльский богослов, один из основателей ср.-век. Лат. *герменевтики. Род. В семье галльского сенатора-христианина и получил прекрасное по тому времени образование. Состоял на императорской службе. Был женат и имел двух сыновей. Однако в 410 покинул мир и удалился в монастырь. По свидетельству прп. Иоанна Кассиана, Е. Был настоятелем Лиринской обители. Будучи иноком, Е. Не уклонялся от участия в активной церк. Жизни, а в 434 его избрали на Лионскую кафедр..

Дополнительный поиск Евсеев Евсеев

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Евсеев" в словаре Библиологический словарь. Александр Мень, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Евсеев, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Е". Общая длина 6 символа