Елеонский

290

Федор Герасимович (1836-1906), рус. Правосл. Специалист по ветхозав. Библ. Истории и истории Библии. Род. В Нижегородской губ., в семье диакона. Окончил СПб.ДА (1863). Преподавал в Рижской, Казанской, Литовской ДС, а с 1870 - в СПб.ДА, где состоял доцентом, а затем э.орд. Профессором (1875) по каф. Библейской истории. В 1884 после защиты докторской дис. "История израильского народа в Египте от поселения в земле Гесем до египетских казней" (СПб., 1884) получил звание орд. Профессора. Принимал участие в подготовке к изданию Правосл. Богосл. Энциклопедии и цикла толкований на ВЗ ("Толкование на Книгу св. Прор. Исайи", совм. С *Троицким И.Г. И *Якимовым, ч.1-3, СПб., 1883-95). Последние годы жизни занимался патристикой, в частн., перевел ряд творений свт.

*Иоанна Златоуста. Как отмечал свящ. Воронцов В., труды Е. Отличала не только громадная эрудиция, но и писательский талант. Е. Ценил исследования зап. Библеистов и широко ими пользовался. Он сетовал на то, что наука о Свящ. Писании "продвигается у нас особенно медленно", но при этом был убежден, что правосл. Экзегетам нет нужды слепо следовать за "немцами", повторяя сказанное ими "без продумывания и без проверки оснований". Его взгляд на будущее библ. Науки в России был оптимистичен. "Запасаясь теми знаниями, какими располагает современная наука, - писал Е., - пользуясь опытами других и вразумляясь их ошибками, мы должны самостоятельно потрудиться на этом поприще. При всей разрыхленности библейской почвы разными точками отправления и научными приемами библейская истина не утратила своего неизменно благотворного влияния на христианскую душу, как скоро она искренне и с усилием начинает трудиться над ее усвоением".

Е. Сознательно избрал темой докторской дисс. "белое пятно" библ. Истории - 400-летнее пребывание потомков Иакова в Египте, период, о к-ром в Библии сказано очень мало. Привлекая исчерпывающий по тем временам материал, историк пытался реконструировать и описать религ.-обществ. Состояние израильтян в стране фараонов. Работе предшествовало серьезное текстуально-критич. Исследование, в результате к-рого Е. Отдал предпочтение *масоретскому тексту (в главах, касающихся его темы). В труде уточнено географич. Положение земли Гесем (Гошен) и ряда егип. Городов, а также сделан вывод, что влияние на израильтян язычества не было абсолютным. Хотя, как отмечает автор, "в египетских памятниках доселе не открыто прямых и несомненных указаний на живших в Египте израильтян", косвенные же данные египтологии подтверждают историчность сказаний Библии.

Прочие работы Е. Шли в четырех направлениях. 1) создание общего курса ветхозав. Истории (текст лекций по этому курсу за 1876/77 уч. Год остался в рукописи. 2) разбор спорных гипотез нем. Протестантской критики. 3) сопоставление библ. Материалов с древневост. Памятниками. 4) история *церк.-слав. И *рус. Переводов Библии. Состояние истории ветхозав. Церкви в совр. Протестантской лит-ре, ХЧ, 1870, №10. Разбор мнений совр. Отрицательной критики о времени написания Пятокнижия, СПб., 1875, вып.1. Теократич. И экономич. Состояние ветхозав. Левитства и священства по законам Пятокнижия, ХЧ, 1875, ч.II. Постановление Второзакония о царской власти и пророчестве и время их происхождения, т а м ж е, №9/10. Судебное устройство по законам Пятокнижия, т а м ж е, №11.

Отрывки из вавилонско-ассир. Сказаний о первобытных временах, ХЧ, 1877, ч.I. О ветхозав. Священстве, ХЧ, 1879, ч.II. Егип. Сказание о потопе, ХЧ, 1883, №4. Происхождение Юбилея, ХЧ, 1885, ч.I. Важнейшие задачи при науч. Рассмотрении библ. Событий, относящихся ко времени пребывания израильтян в Египте, СПб., 1886. Результаты новых изысканий в заиорданской Палестине и Сев. Сирии, СПб., 1886. Филологич. Услуги ассириологии в деле изучения ветхозав. Книг, ХЧ, 1889, №11/12. К вопросу о Кн. Прор. Софонии, ХЧ, 1898, ч. II. Разбор мнений т. Н. Высшей критики о ветхозав. Истории, ХЧ, 1899, e7, 12. Отечеств. Труды по изучению Библии в XIX в., ХЧ, 1901, ч.1, 1902, ч.1. Примеры сделанных елисаветинскими справщиками исправлений текста первопечатной слав. Библии, не служащих к его усовершенствованию, ХЧ, 1902, №6.

По поводу 150-летия Елисаветинской Библии, СПб., 1902. Новый замечательный результат библ.-филологич. Изысканий относительно книги прор. Даниила, ХЧ, 1903, №4. Разбор приводимых отрицат. Критикой доказательств неправильности верований древнего Израиля относительно места присутствия Бога Израилева, ХЧ, 1903, №9. Следы влияния евр. Текста и древних, кроме 70-ти, переводов на древнейший слав. Перевод Библии, СПб., 1905. Кому обязан своим происхождением древнеслав. Перевод некоторых мест ветхозав. Текста, сделанный с еврейского?, ХЧ, 1905, №10, 11. Статьи в ПБЭ. Амос. Библия в России. Библейские о-ва в России и др. А к в и л о н о в Е., Речь при отпевании почетного члена СПб.ДА, заслуж. Проф. Ф.Г.Е., ЦВ, 1906, №46. И. У., Проф. Ф.Г.Е. (Некролог), т а м ж е.

ПБЭ, т.5, с.396-97..

Значения в других словарях
Елеонский

Масличный. ..

Елеонский

Елеонский - псевдоним Сергея Николаевича Миловского, даровитого бытописателя русского духовенства (1861 - 1911). Елеонский происходил из духовного звания. Окончил курс киевской духовной академии. Был смотрителем разных духовных училищ. Более чем 25-летний педагогический труд, с вечной заботой о семье, с противодействием глухой провинциальной среды и предубеждением начальства против его литературной деятельности, сломили слабое здоровье и психику Елеонского. В 1911 г. В припадке душевного расстро..

Елеонский

Елеонский - псевдоним Сергея Николаевича Миловского, даровитого бытописателя русского духовенства (1861 - 1911). Елеонский происходил из духовного звания. Окончил курс киевской духовной академии. Был смотрителем разных духовных училищ. Более чем 25-летний педагогический труд, с вечной заботой о семье, с противодействием глухой провинциальной среды и предубеждением начальства против его литературной деятельности, сломили слабое здоровье и психику Елеонского. В 1911 г. В припадке душевного расстро..

Елеонский

ЕЛЕОНСКИЙСеминарская фамилия. От названия Елеонской горы, около Иерусалима. (Ф).. ..

Ездры 1-3 Книги

Ветхозав. Писания, носящие имя деятеля эпохи Реставрации Ездры. 1-я кн. Ездры входит в число *Исторических книг ветхозав. Канона и помещается после 2-й кн. Паралипоменон. Первоначально она, скорее всего, составляла одно целое с Неем, к-рая стоит непосредственно вслед за 1-й кн. Ездры. Обе свящ. Книги частично написаны от лица гл. Героев - Ездры (евр. Эзры) и Неемии (евр. Нехем(и), а частично от лица повествователя-"летописца". Нек-рые разделы 1 Езд написаны на арам. Языке. 1 Езд имеет 10 глав, а..

Екклесиаста Книга

(евр. Кох(лет), канонич. Книга ВЗ, помещаемая в разделе *Учительных книг. Еврейское ее название означает, по-видимому, человека, находящегося в собрании (от евр. Каг(л - собрание) или говорящего перед собранием, проповедника. По своей лит. Форме Е.К. Является сборником поэм, объединенных общей мыслью, к к-рым добавлен прозаический эпилог (12:9-14). Книга содержит 12 глав. Наиболее ранняя рукопись Е.К. Найдена в Кумране и датируется временем между 175-150 до н.э. Содержание, учение и композиция Е..

Елизаветинская Библия

См. Переводы Библии на церковно-славянский язык.. ..

Елизарова

Маргарита Михайловна (1938-78), сов. Кумрановед. Окончила историко-филологич. Ф-т Горьковского ун-та. Кандидат историч. Наук (1969). Была сотрудницей Ленингр. Отделения Ин-та востоковедения АН СССР. Гл. Работа Е. - "Община терапевтов" (М., 1972) является наиболее полным в отечеств. Лит-ре исследованием об аскетич. Общине Египта, описанной у *Филона Александрийского. Вывод Е. Состоит в том, что община *терапевтов была ветвью ессейского движения, начавшегося в *Кумране. Автор подчеркивает ряд спец..

Дополнительный поиск Елеонский Елеонский

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Елеонский" в словаре Библиологический словарь. Александр Мень, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Елеонский, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Е". Общая длина 9 символа