Ельчанинов

246

Александр Викторович, свящ. (1881-1934), рус. Правосл. Церк. Писатель. Род. В г.Николаеве. Еще в детстве началась его дружба с П. А. Флоренским, впоследствии известным богословом и ученым. Е. Окончил историко-филологич. Ф-т С.-Петерб. Ун-та, учился в МДА (занятия были прерваны из-за призыва в армию). В 1905 Е. Состоял первым секретарем религ.-филос. Общества им. Вл.*Соловьева в С.-Петербурге. В 1910 активно занялся педагогич. Деятельностью. По словам близко знавшего его *Булгакова, Е. Был не только "педагогом по призванию", но и "пастырем ранее своего пастырства". На Высших женских курсах Е. Читал лекции по истории религии и по истории рус. Религ. Мысли. В 20-х гг. Е. С семьей поселился в Ницце, где и был рукоположен (1926). Как священник Е. "представлял собой явление необычайное и исключительное, ибо он воплощал в себе органическую слиянность смиренной преданности Православию и простоты детской веры со всей утонченностью русского культурного предания" (прот.

С. Булгаков) Познание Слова Божьего было для Е. Не теоретич. Дисциплиной, а неотъемлемой частью духовной жизни. В своей самой известной, изданной посмертно книге "Записки" (4-е изд., Париж, 1978) он писал. "В нашем восприятии Слова Божия различимы следующие моменты. Слышание его, разумение, принятие сердцем и, наконец, употребление его в жизни. Проверьте себя - в какой из этих стадий вы находитесь. Всегда ли вы хоть просто слышите его или часто ли берете в руки, чтобы прочесть. Слыша, читая, даете ли себе труд вникнуть и понять его. Доходит ли оно до вашего сознания, сердца, будит ли оно их. Если да, то есть ли плоды этого, сдвигает ли оно вас хоть немного с мертвой точки успокоенности обычной нашей жизнью. Проверьте себя - и медленно и упорно начните свой подъем по этим ступеням".

При этом Е. Считал, что такой подход к Писанию не исключает его науч. Познания. В этом он следовал по пути, указанному первыми представителями *русской библ.-историч. Школы. Свои исагогич. Взгляды Е. Изложил в книге "История религи", к-рую подготовил совместно с П. Флоренским и С. Булгаковым (М., 1909). В ней, в частн., он кратко излагает основы *новой исагогики и приводит аргументы в пользу того, что *Пятикнижие в своем окончат. Виде, хотя и восходит к Моисею, является "обработкой многих документов". В числе источников Пятикнижия Е. Указывает повествования Яхвиста, Элохиста и др. (см. Ст. Четырех источников Пятикнижия теория). Признавая эти источники Пятикнижия, Е. Тем не менее не соглашается с историко-эволюционной концепцией школы *Велльхаузена.

"Мы получаем право рассматривать еврейскую религию генетически, - пишет Е., - но задача все же остается очень трудной. Трудность построения исторического развития еврейской религии состоит в следующем. С одной стороны, мы не можем буквально и без критики принимать все то, что говорится о начальной религии евреев в Пятикнижии. Но, с другой стороны, у нас совершенно нет твердых и безошибочных оснований отвергать то или иное свидетельство как древнее и переносить его в позднейшие времена. Библия, например, рассказывает о еврейской религии как имеющей универсальный характер с первого же шага (обещание Аврааму. "благословятся в тебе все племена земные"). Критика не считает это возможным. И единственным основанием против приводит то соображение, что это было бы неестественно, необычайно, непохоже на развитие других религий".

В противовес этому взгляду Е. Показывает, что развитие библ. Религии действительно имело исключит. Своеобразие, благодаря чему именно из иудейства и "вышло христианство". Следуя Вл. Соловьеву, Е. Отмечает три черты, к-рые отличали ветхозав. Религию. В противоположность пантеистическим божествам Индии и Греции, Бог ВЗ - "живая, постоянно действующая на мир Личность". В свою очередь, и народ, избранный Им, "действует как свободная личность. Он определяет себя, как хочет, он с в о б о д е н выбрать себе Бога или отвергнуть Его". И, наконец, в отличие от одностороннего спиритуализма внебиблейских религий в ветхозав. Религии заключена вера в ценность земного мира как места, где проявляет Себя Господь. Эта идея "святой телесности" определила и позитивное отношение к вопросам социальной справедливости, и благоговейное отношение к плоти, к-рая призвана быть чистым сосудом, уготованным для Бога.

В вопросах новозав. Исагогики Е. Стоял на позициях *двух источников теории. "Марк, - пишет он, - был источником для последующих евангелистов. Но у Луки и Матфея оказывается буквальное совпадение и в таких рассказах, которых нет у Марка. Это заставляет предположить, что до Матфея и Луки существовал сборник изречений Христа, которым и пользовались Лука и Матфей при составлении своих рассказов. Все три синоптика по времени своего появления относятся ко второй половине I века. В 60-х годах был написан Марк, в 70-х - Матфей и 80-х - Лука". Е. Не считал доказанным неисторичность 4-го Евангелия и, видимо, склонялся к мысли, что оно было "написано хотя и не апостолом Иоанном, но по его рассказам". Рассматривая учение о Царстве Божьем как центральное в НЗ, Е.

Писал. "Спасение не только в том, что спасается каждая отдельная человеческая душа, а в том, что спасается каждая тварь. Этот новый порядок вещей, новый род бытия и отношений называется в Евангелии Царствием Божиим, или Царством Небесным. Учение о нем, изложенное в Евангелии, двойственно и вместе с тем едино. Во-первых, Царство понимается как внутреннее состояние преображенного человека - "Царство Божие внутрь вас есть", оно достигается внутренними усилиями личности. А с другой стороны, оно есть нечто, лежащее вне человека, постепенно нарождающееся в мире путем органического процесса, преображающее мир, как закваска - тесто, независимо от индивидуальных человеческих усилий. Это кажущееся противоречие легко примиряется таким соображением.

Царство Небесное, идеальный божественный мир, существует от века, но человек может, если хочет, войти в него, употребив для этого личные усилия". Прот.*Б у л г а к о в С., О. Александр Е., "Путь", 1934, №45. Памяти о. Александра Е., Париж, 1977. Подробной биографии и исследований, посвященных творчеству Е., пока не существует..

Значения в других словарях
Ельчанинов

ЕЛЕЦКИЙ ЕЛЬЧАНИНОВ ЕЛЕЦКИХОт названия города в Липецкой обл., сел Елец и Ельцы, реки Елец. Само название от слова елец - лесная поросль. (Ф). Елецкие - один ихз пяти дворянских родов, потомков Рюрика, сохранивших именование по удельным владениям. (С). ..

Елизаветинская Библия

См. Переводы Библии на церковно-славянский язык.. ..

Елизарова

Маргарита Михайловна (1938-78), сов. Кумрановед. Окончила историко-филологич. Ф-т Горьковского ун-та. Кандидат историч. Наук (1969). Была сотрудницей Ленингр. Отделения Ин-та востоковедения АН СССР. Гл. Работа Е. - "Община терапевтов" (М., 1972) является наиболее полным в отечеств. Лит-ре исследованием об аскетич. Общине Египта, описанной у *Филона Александрийского. Вывод Е. Состоит в том, что община *терапевтов была ветвью ессейского движения, начавшегося в *Кумране. Автор подчеркивает ряд спец..

Еноха Книги

См. Апокрифы.. ..

Епифаний Кипрский

(EpifЈnioj), свт. (ок.315-403), вост. Отец Церкви, ересеолог. Род. В *Палестине, по нек-рым сведениям, в евр. Семье. С юных лет стал христианином и имел призвание к монашеству. Посещал егип. Пустынников и настоятельствовал в одном из м-рей близ Газы. Об образованности Е.К. Свидетельствует знание евр., греч., сир., копт. И (в меньшей степени) лат. Языков. В 367 он был избран на епископскую кафедру Саламина (о. Кипр). Е.К. Прославился как писатель, подвижник и целитель. Тесная дружба связывала его..

Дополнительный поиск Ельчанинов Ельчанинов

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Ельчанинов" в словаре Библиологический словарь. Александр Мень, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Ельчанинов, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Е". Общая длина 10 символа