"Истории Тенденций" Метод

437

(нем.Tendenzkritik, англ. Tendence Criticism), экзегетико-герменевтич. Подход к Писанию, при к-ром интерпретаторы стремятся определить и учесть богосл. Тенденции и направления, к-рые отразились в свящ. Книгах. Фундаменталистский взгляд на Библию отвергает возможность подобных тенденций, ссылаясь на *боговдохновенность, понимаемую вербалистически. Фундаменталисты рассматривают свящ. Авторов как пассивных передатчиков *Откровения и отказываются видеть в свящ. Книгах тенденции, обусловленные средой, эпохой, личными особенностями авторов. Напротив, вера в *богочеловеческую природу Свящ. Писания вполне допускает влияние этих факторов на букву и дух Библии. В ВЗ существовали течения, связанные с 1) различиями форм служения (*пророки, священники, левиты, *мудрецы, летописцы, законодатели).

2) местными особенностями (традиции *Ефрема и Иудеи, а также отд. *колен). 3) этапами становления религ. Мысли. 4) конкретными моментами библ. Истории. 5) личными особенностями писателей. В новозав. Эпоху существовали группы *иудео-христиан, ориентированных на ветхозав. Благочестие, общины ап.Павла, отрицавшие "законничество", и лжеучители, с к-рыми апостолы вели полемику. Иными словами, богооткров. Истины Библии воспринимались, осмыслялись и проповедовались живыми людьми, в живой динамичной среде, насыщенной противоречиями, спорами, проблемами. В силу этого свящ. Книги нельзя представлять бесстрастными отчетами, чуждыми воздействия окружающей среды. В ветхозав. Науке наиболее ярким примером применения "И.т."м. Является сопоставление тенденций внутри *Пятикнижия (расцвет этих работ падает на 19 в.).

Повышенный интерес *Яхвистической традиции Торы к колену Иуды (Быт 37:26. 43:1-12. 44:14-34) указывает, по мнению мн. Экзегетов, на то, что эта идущая от Моисея традиция получила окончат. Форму в Иудее. Обилие *антропоморфизмов считается признаком архаичности Яхвиста, в то время как *Элохистическая традиция антропоморфизмы смягчает, что может свидетельствовать в пользу ее более поздней фиксации. *Священническая традиция уделяет большое внимание богослужебной практике, из чего делается вывод об ее закреплении в кругах духовенства. Особенно трудно сомневаться в наличии тенденций в *Исторических книгах ВЗ, к-рые преследовали, в первую очередь, назидательные цели. Результаты применения "И.т."м. В сфере новозав. Представляются значительно более спорными.

Особенно это относится к гипотезам *Баура и *Штрауса. Первый (как и вся *тюбингенская школа), исходя из идеи *Гегеля о борьбе противоположностей, разделял все первохристианство на две враждебные партии. "иудейскую" и "эллинскую". Но если указанный антагонизм и существовал, он не был решающим фактором для создания книг НЗ. *Гарнак справедливо подчеркивал, что Евангелия - это не "партийные манифесты". Их нельзя отнести к к.-л. Определенной группе. Штраус использовал "И.т."м. Для того, чтобы представить почти все события земной жизни Христа как проекцию ветхозав. Мессианских чаяний. При этом критик сам оказался в плену предвзятой тенденции, нарисовав картину мессианизма, весьма далекую от того, что известно по источникам.

Такого рода *гиперкритицизм не может опорочить сам "И.т."м. Применение его с должной осторожностью способно помочь в уяснении мн. Смысловых оттенков Писания. Труды *Буткевича, еп.*Михаила (Лузина), *Муретова. G e n t h e, S.109, 117. RGG, Bd.2, S.1241..

Значения в других словарях
"Истории Предания" Метод

(нем.Traditionsgeschichte), герменевтич. И исагогич. Подход к Библии, к-рый предусматривает изучение форм устного *Предания и способов его передачи, предшествовавших записанному канонич. Тексту. Наличие такого Предания явствует из НЗ (напр., 1 Кор 15:3), причем отмечается, что наряду с истинным, богооткровенным существовало и "предание человеческое" (Кол 2:8. Ср.Мф 15:2). Однако в течение долгого времени экзегеты были сосредоточены только на самом тексте Библии, либо отвергая Предание, как проте..

"Истории Редакций" Школа

(нем.Redaktionsgeschichte, англ. Redaction Criticism), направление в экзегетике. Ставит основной акцент на индивидуальном богословии той или иной свящ. Книги в ее нынешней форме. "И.р."ш. Возникла в 50-х гг. 20 в. Как реакция на крайности библеистов, придерживающихся *"истории Предания" методов и принадлежащих к *"истории форм" школе, к-рые видели в "редакторах" простых собирателей и передатчиков традиции. Заслуживающими внимания эти экзегеты считали лишь предполагаемые *источники, к-рыми пользо..

"Истории Форм" Школа

(нем.Formgeschichte, англ. Form Criticism), направление в библ. *герменевтике и *экзегетике 20 в., к-рое преследует цель обнаружить за текстом Свящ. Писания устные долитературные формы, сложившиеся в лоне религиозных Общин (как ветхо-, так и новозаветных). "И.ф."ш. Исходит из предпосылок, заложенных в *"истории Предания" методе. Возникновение "И.ф."ш. Связано с осознанием роли *устной традиции (*Симон Р., *Гердер, *Гизелер), с работами *Дайссманна, указавшими на "народный" характер новозав. Пись..

"Историческая Школа",

Направление в новозав. Историографии, к-рое, в противоположность *мифологич. Теории, рассматривает Иисуса Христа как реальную историч. Личность. И.ш. Включает авторов всех конфессий и взглядов (от православных до полностью безрелигиозных).. ..

Дополнительный поиск "Истории Тенденций" Метод "Истории Тенденций" Метод

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение ""Истории Тенденций" Метод" в словаре Библиологический словарь. Александр Мень, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением "Истории Тенденций" Метод, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "#". Общая длина 25 символа