Иларион

292

(Владимир Алексеевич Троицкий) архиеп. (1886-1929), рус. Правосл. Богослов. Род. В с.Липицы Моск. Губ., в семье священника. В 1910 окончил МДА и был оставлен при академии профессорским стипендиатом. В 1913 получил степень магистра за труд "Очерки по истории догмата о Церкви" (Серг.Пос., 1912). В том же году принял постриг. Был э. Орд. Проф. По Свящ. Писанию НЗ (с 1913) и инспектором МДА, участвовал в Поместном Соборе 1917-18, на к-ром выступал поборником восстановления патриаршества. Хиротонисан в 1920 во еп.Верейского, викария Моск. Епархии. С 1923 архиепископ. Был репрессирован. Скончался и погребен в Ленинграде. И. Приобрел популярность как вдохновенный проповедник и выдающийся экклезиолог. В своих трудах он стремился начертать идеал Церкви как общности людей, живущих благодатной силой Св.Духа.

В тесной связи с экклезиологией стоит и очерк И. "Священное Писание и Церковь" (М., 1914), в к-ром намечены общие контуры правосл. Учения о Библии. И. Противопоставил его школьному взгляду о "двух источниках Откровения" и протестантской *библиолатрии (см. Ст. Предание и Библия. Церковь и Библия) Протестантизм, особенно либеральный, делал ударение на религ.-этич. Учении, к-рое изложено в Библии. Между тем, как отмечает автор, Христос и Его апостолы проповедовали не новую доктрину, а новое бытие. Основные понятия веры новозав. Благовестие берет из ВЗ, к-рый был признан Церковью "с самого начала". "В смысле учения Новый Завет ничего нового по существу, с о в е р ш е н н о н о в о г о не дает". Новым является факт Воплощения и благодатная жизнь во Христе и в Духе, т.е.

Жизнь в Церкви. Поэтому нельзя отсекать Библию от Церкви. Церковь, основанная Богочеловеком, есть первичная реальность. "Церковь существовала и тогда, когда ни одной книги Священного Писания Нового Завета еще не было. Ведь книги Нового Завета написаны апостолами уже после. В течение более нежели полустолетия от начала исторического бытия Церкви. В написанных ими книгах апостолы оставили памятники своего устного благовествования. Написали они для Церкви уже существовавшей". Из этого факта вытекают суждения И. О концепциях протестантизма и отечественного школьного богословия. Ошибка протестантизма в забвении того, что "Священное Писание нельзя отрывать от общей жизни церковной", что оно "явилось в недрах Церкви". Протестантизм признает боговдохновенным *канон Библии, но ведь и само "понятие обязательного канона Священного Писания есть понятие исключительно церковное, совершенно неотделимое от Церкви".

Отделение Библии от церк. Традиции создает произвол в понимании смысла Слова Божьего. "Если нормы церковные отвергнуты, то человек остается с Писанием, так сказать, наедине и при истолковании Писания каждому нужно руководиться своим так называемым здравым смыслом". Но этот критерий крайне ненадежен. Столь же спорно, по И., искусств. Разделение источников вероучения. Писание и *Предание Священное едины. "Не потому Церковь имеет истинное вероучение, что она берет его из Священного Писания и Священного Предания, а только потому, что она есть именно Церковь Бога живого". На границе экклезиологии и библиологии стоит и работа И. "Краеугольный камень Церкви (Мф 16:13-18)", посвященная обетованию Господа ап.Петру ("В память столетия МДА", сб.

Ст., Серг. Пос., 1914). В ней автор приходит к выводу, что "вера или исповедание Петра лежит в основании Церкви по своему объективному значению, и Христос есть основание Церкви в том смысле, в каком Он исповедан". Взгляды И. На Церковь и Писание не были до конца разработаны, но оказали влияние на дальнейшее развитие богосл. Мысли Православия. В инославии идея единства Писания и Предания нашла отражение в документах II *Ватиканского собора. Ветхозав. Пророч. Школы, ВиР, 1908, №18-20. Основные начала ветхозав. Священства и пророчества, там же, 1909, №9. Гностицизм и Церковь в отношении к Новому Завету, БВ, 1911, №7-8. Рец. На кн. (Д.В.Рождественский. "Учебное руководство по Свящ. Писанию", ч.1, Пг., 1915) БВ, 1915, №4. Вифлеем и Голгофа, "Отдых христианина", 1916, №12.

В о л к о в С.А., Архиеп. И. Троицкий( "Вестник РХД", 1981, №134. М а н у и л, РПИ, т.3, с.211..

Значения в других словарях
Иларион

первый киевский митрополит из русских (с 1051, до этого — пресвитер при церкви в княжеском селе Берестове под Киевом). Его поставление на митрополию было связано с попыткой Ярослава Мудрого освободиться от опеки Византии в церковных делах. Сведений о митрополитстве И. И его судьбе после 1055 в источниках нет. И. — автор выдающегося публицистического произведения Древней Руси «Слова о законе и благодати» (между 1037 и 1050). В богословском по содержанию сочинении И. Имеется мысль о равенстве нар..

Иларион

ИЛАРИОН - древнерусский писатель, первый киевский митрополит из русских с 1051. В "Слове о законе и благодати" с патриотических позиций оценил деятельность древнерусских князей и международную роль Киевской Руси.. ..

Иларион

ИЛАРИОН (Ларион), первый митрополит Киевский из русского духовенства (1051-1054 или 1055). Смещённый с митрополичьего престола патриархом Константинопольским после смерти князя Ярослава Мудрого (1054), вероятно, удалился в Киево-Печерский монастырь. Сочинение Илариона "Слово о Законе и Благодати", соединяющее черты богословского, политического, историко-философского трактата, - образец высокого красноречия.Источник. Энциклопедия "Отечество"1. (XI в.), митрополит Киевский. Первый русский (по прои..

Иларион

ИЛАРИОН, древнерусский писатель, первый киевский митрополит> из русских (с 1051). В "Слове о законе и благодати" с патриотических позиций оценил деятельность древнерусских князей и международную роль Руси.. ..

Иларион

Древнерусский писатель, первый киевский митрополит из русских с 1051. В "Слове о законе и благодати" с патриотических позиций оценил деятельность древнерусских князей и международную роль Киевской Руси.. ..

Иларион

Митроп. Киевский с 1051 г., духовный писатель.{Венгеров} Иларионсхимонах, духовный писатель (Киев) 1910—1912 гг.{Венгеров}. ..

Иларион

(в миру Троицкий Владимир Алексеевич) (1886, село Липицы Каширского уезда Тульской губернии — 1929, Ленинград), архиепископ, православный богослов и церковный историк. Родился в семье священника, два его брата также стали священниками — Даниил (1867—1934), впоследствии архиепископ Брянский, и Алексей (1895—1937). После окончания Тульской духовной семинарии он в 1906 поступил в Московскую духовную академию, остался в ней профессорским стипендиатом (1910), в 1912 защитил магистерскую диссертацию «..

Иларион

- киевский митрополит. В 1051 году Ярослав Владимирович, «не хотя более патриархом цареградским допустить над Русью властвовать»(Татищев), собрав епископов, поставил Илариона в митрополиты, «русского родом». Иларион известен и как один из основателей Киево-Печерского монастыря. Он служил пресвитером в церкви святых апостолов в с. Берестовое. Известен был как «человек благородный, книжный и постник». Для уединения Иларион выкопал себе пещерку в берегу Днепра, где и проводил время в молитвах. Там ..

Иларион

Первый киевский митрополит из русских (с 1051, до этого - пресвитер при церкви в княж. Селе Берестове под Киевом). Его поставление было связано с попыткой Ярослава Мудрого освободиться от опеки Византии в церк. Делах. Сведений о митрополитстве И. И его судьбе после 1055 в источниках нет. И. - автор блестящего ораторского произв. Др. Руси "Слова о законе и благодати" (1037-50). В богословском по содержанию соч. И. Утверждает мысль о равенстве всех народов, высоко оценивает деяния князей, прослави..

Икумений Триккский

См.Экумений Триккский.. ..

Иларий (Нilarius) Пиктавийский

Свт. (ок.315-67), зап. Отец Церкви, один из первых лат. Экзегетов. Род. В г.Пиктавии (ныне г.Пуатье, Франция). По нек-рым сведениям, И. Пришел к христианству в результате самостоят. Духовных поисков, хотя нек-рые биографы считают, что он с детства получил христ. Воспитание. Своей обширной образованностью И. Обязан родителям, богатым галльским аристократам. Он знал греч. Язык, начала философии и классич. Риторики. Крещение И. Принял, будучи уже отцом семейства, а вскоре его единодушно избрали на ..

Иларион Киевский

Митр. (11 в.), рус. Правосл. Богослов и церк. Деятель. Сведений о его жизни сохранилось немного. Из "Повести временных лет" известно, что он был священником княжеской церкви в с.Берестове (близ Киева) и что в 1051 по желанию кн.Ярослава Мудрого его поставили митрополитом. Он стал первым русским, получившим этот сан, причем без согласия визант. Патриарха. Летописец отмечает, что И. Был "муж благ, книжен и постник". Митрополит принимал активное участие в просветительской и государств. Деятельности..

Иллюминированные Рукописи Библейские

(от лат. Illumino - украшаю), рукописные издания Библии, украшенные цветными миниатюрами, выполненными вручную. См. Ст. Иллюстрир. Издания Библии.. ..

Иларион

(II в.)митрополит Киевский, первый русский митрополит на Руси (до него были иностранцы), автор знаменитого "Слова о законе и благодати", являющегося восторженным гимном православной вере. Ему же принадлежат. "Исповедание веры", "Поучение о пользе душевней ко всем христианам" и "Слово к брату-столпнику".. ..

Дополнительный поиск Иларион Иларион

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Иларион" в словаре Библиологический словарь. Александр Мень, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Иларион, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "И". Общая длина 7 символа