Иоанн Златоуст

320

(IwЈnnhj Р CrusТstomoj), свт.(ок.347-407), вост. Отец Церкви, проповедник, богослов и экзегет. Род. В Антиохии в семье греко-сир. Офицера-язычника. Мать, Анфуса, была ревностной христианкой и, оставшись двадцати лет вдовой, целиком посвятила себя воспитанию сына. От нее И.З. Получил твердые основания веры. Курс наук юноша прошел под руководством языческого философа и ритора Ливания, к-рый первым отметил его таланты и даже хотел сделать своим преемником. Учителем в богословии был для И.З. *Диодор Тарсийский, сторонник принципов *антиохийской школы экзегезы. После крещения (ок.369) И.З. Не захотел оставаться в миру, поскольку его отталкивала языческая жизнь общества, лишь поверхностно прикрытая христ. Одеяниями. Своего друга *Феодора (будущего еп.Мопсуестского) он призывал последовать его примеру и оставить земную любовь, державшую его в миру.

После неск. Лет отшельнической жизни И.З. Вернулся в Антиохию. В 386 он, не без колебаний, принял священнический сан, и с первых же дней служения проявился его несравненный ораторский дар, к-рый принес ему славу и прозвище "Златоуста". В 398 всесильный временщик императора Аркадия Евтропий остановил на И.З. Свой выбор, когда решался вопрос о замещении вдовствующей Константинопольской кафедры. Евтропий боялся, что архиепископом станет властолюбивый Феофил Александрийский. Кандидатура И.З., прославившегося благочестием, аскетизмом и красноречием, казалась министру самой удобной. Евтропий надеялся, что И.З., человек "не от мира сего", будет послушным орудием в его руках, но скоро понял, что ошибся. И.З. Руководил Церковью с полной независимостью, следуя только евангельским принципам.

Он не останавливался перед обличением власть имущих, защищая угнетенный народ. "Христос, бесприютный странник, - говорил он, - ходит и просит крова, а ты, вместо того чтобы принять Его, украшаешь пол, стены, капители, привязываешь к лампадам серебряные цепи". Роскошь одних и нищета других были в глазах Златоуста симптомом нравственной болезни, поразившей "христианское" общество. Не щадил И.З. И индифферентных, нерадивых клириков. Естественно, что архиепископ быстро нажил себе недругов. Душой враждебной ему партии стал Феофил Александрийский, к-рый первым начал кампанию против него, обвиняя в "оригенизме". К нему присоединилась императрица Евдоксия, озлобленная смелыми речами И.З. В 404 под руководством Феофила был созван собор в Халкидоне, на к-ром он хотел опорочить И.З.

Архиепископ отказался приехать на это сборище и низложен был заочно. Светские власти приговорили Златоуста к ссылке и, несмотря на вспыхнувшее народное возмущение, он добровольно отдался в руки врагов. Одно время императрица колебалась, боясь обществ. Мнения, но в июне 404 приняла решительные меры. Святитель был отправлен на Кавказ, в армянский г.Кукуз. Оттуда он продолжал поддерживать связь с друзьями. Вскоре (406) пришел приказ выслать его еще дальше, в уединенный Питиунт (ныне Пицунда). Во время трудного пути по горным дорогам И.З. Скончался 14 сентября 407 в г.Команах. Последние его слова были. "Слава Богу за все". Память святителя Правосл. Церковь празднует 27 и 30 января и 13 ноября. Экзегетические труды И.З. Литературное наследие И.З.

Огромно, даже если не считать книг, подлинность к-рых сомнительна. По б.ч. Это проповеди и беседы, записанные слушателями. И.З. Работал неутомимо. Свящ.Писание было одной из гл. Тем его гомилий. Почти все они так или иначе толкуют Библию и касаются библ. Тем. Специально посвящены свящ. Книгам след. 1) "Девять бесед на Кн.Бытия" (386). 2) "Шестьдесят семь бесед на Кн.Бытия" (388). 3) "Беседы об Анне" (387). 4) "Беседы о Давиде и Сауле" (того же времени). 5) "Беседы о пророчествах Ветхого Завета" (ок.386). 6) "Беседы на Псалмы" (на избранные 50 псалмов, 80-е гг. 4 в.). 7) "Беседы на прор.Исайю" (начаты в Антиохии, продолжены в Константинополе). 8) "Беседа об Иове" (Константинопольский период). 9) "Беседы о святых Маккавеях" (ок.380). 10) Толкования на Даниила, Иеремию, на Кн.Притчей и "Обозрение книг Ветхого Завета", гомилии "Об Иосифе", "О трех отроках", "Об Аврааме и Исааке" обычно относятся к разряду спорных, но если они и действительно восходят к И.З., то являются лишь конспективным изложением его мыслей.

11) "Беседы на Ев. От Матфея" (ок.390). 12) "Беседы на Ев. От Иоанна" (ок.390). 13) "Беседы на Деяния" (ок.400). 14) "Беседы на надписание Деяний" (ок.388). 15) "Беседы в похвалу ап.Павлу" (ок. Того же времени). 16) "Беседы о Прискилле и Акиле" (ок. Того же времени). 17) "Беседы на Послание к римлянам" (392). 18) "Беседы на два Послания к коринфянам" (Антиохия и Константинополь). 19) "Беседы на Послание к галатам" (Антиохийский период). 20) "Беседы на Послание к ефесянам" (тот же период). 21) "Беседы на Послание к филиппийцам" (тот же период). 22) "Беседы на Послание к колоссянам" (Константинопольский период). 23) "Беседы на два Послания к фессалоникийцам" (тот же период). 24) "Беседы на 1-е Послание к Тимофею, Титу и Филимону" (Антиохийский период).

25) "Беседы на Послание к евреям" (Константинопольский период). Кроме того, И.З. Принадлежит ряд гомилий на отд. Стихи Посланий (2 Кор 4:13. 11:1. Гал 2:11. Флп 1:18). И.З. Как экзегет. При всей своей широкой образованности И.З. Не был "кабинетным" ученым. Его толкование Библии преследовало пастырские цели. Святитель стремился приблизить Библию к жизни своей паствы, показать нравств. Смысл Писания. Он комментировал Библию не для богословов, а для рядового слушателя и читателя, раскрывая перед ним внутреннюю "лабораторию" своей экзегезы. Он часто не давал готовых решений, а приглашал аудиторию пройти вместе с ним, как он сам выражался, "море Писания". Для И.З. Слово Божье было основой христ. Пути ("Кто согласен с Писаниями, тот христианин").

Святитель показывал, как Библия может стать подлинной наставницей человека. Объясняя свящ. Книги, он часто делал отступления на современные ему общественные и моральные темы, постоянно подчеркивая связь сказанного в ВЗ и НЗ с духовной жизнью и поступками христианина. Именно это, а не просто красноречие, делало библ. Гомилии И.З. Столь привлекательными как для его современников, так и для мн. Последующих поколений. Его толкования были очень рано переведены на слав. Язык и стали любимым чтением на Руси. "По трезвости своего толкования, по основательности общего знакомства с содержанием Свящ. Писания, по своему постоянному стремлению выяснить смысл священных писателей, а не вводить в них свои собственные мысли Златоуст не имеет себе соперника.

Он вполне признавал человеческий элемент в Свящ. Писании и таким образом лучше был способен к уяснению специального употребления слов. Ни один еще писатель не внес столь богатого вклада в распространенные толкования катены( и не оказал более плодотворного влияния на самые методы толкования" (*Фаррар). Ученик Диодора Тарсийского и друг Феодора Мопсуестского, И.З. Был типичным представителем антиохийских принципов экзегезы. Он прежде всего искал прямого, историч. Смысла Слова Божьего и затем уже выводил из него нравств. Уроки. Как отмечает прот. Г.Флоровский, И.З. "был близок к буквальному пониманию боговдохновенности". Однако он не считал, что свящ. Авторы были лишь механическими передатчиками Слова. Именно поэтому он обращал внимание на их жизнь и обстоятельства написания библ.

Книг. Так, он посвятил ряд гомилий личности ап.Павла, перед к-рым благоговел. О первом евангелисте он замечает. "Матфей, как говорят, написал свое Евангелие на еврейском языке для уверовавших иудеев, которые пришли к нему и просили, чтобы он изложил им на письме то, что говорил на словах. Посему Матфей, пиша для евреев, ничего более не старался показать, как происхождение Иисуса Христа от Авраама и Давида. А Лука, который писал для всех вообще, возводит свое повествование далее, восходя даже до Адама" (Беседы на ев.Матфея I, 3). Отмечает И.З. И "швы", соединяющие рассказы, отдаленные по времени (там же, X, 1), не смущается поднимать трудные экзегетич. Проблемы (там же, I, 6), оставляя нек-рые вопросы открытыми.

И.З. Не скрывает от слушателей и читателей *противоречия библейские. Указывая на их наличие в Евангелиях, он делает следующий вывод. "Сие-то самое и есть верный признак истины. Ибо если бы они [евангелисты] во всем в точности были согласны между собой, даже касательно времени, места и самих слов, то никто из врагов не поверил бы, что они писали Евангелия, не сошедшись между собою, не по обыкновенному взаимному соглашению, и чтобы согласие их Писаний было следствием одной искренности. А теперь находящееся между ними небольшое разногласие о с в о б о ж д а е т и х о т в с я к о г о п о д о з р е н и я и ясно говорит в пользу писавших. Ибо то, в чем разногласятся они касательно времени и мест, нисколько не вредит истине их повествования" (там же, I, 2).

Будучи сторонником антиохийского метода экзегезы, И.З. Отнюдь не утверждал, что буквальное понимание всегда есть единственно правильное. Он с иронией писал о тех, кто готов был воспринимать *антропоморфизмы в Библии как нечто адекватно выражающее истину. И.З. Пишет. "После слов - "да будет свет и был свет", - прибавлено. "И увидел Бог свет, что он хорош". Неужели до появления света Бог не знал, что он хорош. Какой умный человек может сказать это. Для чего же Моисей употребил такое выражение. Снисходя к обычаю человеческому" (67 бесед на Быт III, 3). И далее. ""И насадил Господь Бог рай". Что сказали бы о настоящем изречении те, которые все, что ни говорит о Боге, дерзают понимать по-человечески. Что же, скажи мне. Не понадобился ли Ему и заступ?" (там же, XIII, 3).

Свои комментарии к ВЗ И.З. Писал по греч. Тексту, поскольку не знал евр. Языка, но в толкованиях НЗ во всем блеске проявилось его тонкое чувство стилиста, мыслителя, отмечающего даже незначит. Грамматич. Оттенки. На своих предшественников он ссылался редко, предпочитая самостоят. Подход к Писанию. Применяясь к аудитории, И.З. Полагал, что нужно следовать по стопам самих свящ. Писателей, к- рые всегда учитывали уровень и особенности тех, к кому обращались. В частн., он ссылался на ап.Павла, к-рый с иудеями и эллинами вел речь по-разному. M i g n e, PG, t.47-64. Творения св. Отца нашего И. З., архиеп.Константинопольского, в рус. Пер., т.1-12, СПб., 1895-1906. Т о ж е, т.1-8, СПб., 1898-19142. Т о ж е, т.1-8, СПб., 1914-17. Б у ш У., Жизнь св.И.

З. И его время, СПб., 1898. В л а д и м и р с к и й Ф.С., Св.И. З., христианский мыслитель и экзегет, ВЦ, 1907, кн.9-10. Л е о н а р д о в Д., Учение св.И. З. О боговдохновенности Библии, ВиР, 1912, №3-5, 7-12. *Л о п у х и н А.П., Жизнь и труды св.отца нашего И. З., архиеп.Константинопольского, в кн. Творения св. Отца нашего И. З., т.1, кн.1, СПб., 1895. Л е б е д е в В.И., Подробное описание жизни и пастырской деятельности св. Отца нашего Иоанна, архиеп. Константинопольского, Златоустого, М., 1860. НЭС, т.20. ПБЭ, т.6, с.909-41. П о п о в И.В., Св.И. З. И его враги, Серг.Пос., 1908. П р о з о р о в Г.Я., Св.И. З., К., 1902. П ю ш Э., Св.И. З. И нравы его времени, пер. С франц., СПб., 1897. Прот.С е р г е е н к о А., О жизни и деятельности св.И.

З., ЖМП, 1957, №3. Х а р л а м о в П., Св.И. З. И его противники, там же, 1957, №8 (проч. Рус. Библиогр. См. В указ. Трудах). B u r g e r D.С., A Complete Bibliography of the Scholarship on the Life and Works of St.John Chrysostom, Evanston (Ill.), 1964. C h a s e F.H., Chrysostom, a Study in the History of Biblical Interpretation, Camb. (Eng.), 1887. "Connaissance des p-res de lEglise", 1984, №15..

Значения в других словарях
Иоанн Златоуст

(Ioánnes Chrysóstomos) (между 344 и 354, Антиохия — 14.9.407, около Команы, Понт), константинопольский патриарх (с 398), видный идеолог восточно-христианской церкви. Получил образование в школе языческого ритора Ливания (Антиохия). Блестящий оратор (отсюда его прозвище, с 6 в.), автор многих проповедей, панегириков, псалмов, комментариев к Библии. В проповедях ярко рисует общественную и религиозную жизнь своего времени. И. З. Активно выступал против военного засилья готов в Константинополе и соо..

Иоанн Златоуст

ИОАНН ЗЛАТОУСТ (между 344 и 354-407) - один из главных отцов церкви, византийский церковный деятель, епископ Константинополя (с 398), представитель греческого церковного красноречия. Проповеди, панегирики, псалмы. С именем Иоанна Златоуста связана наиболее распространенная литургия. Борьба за осуществление аскетического идеала и критика общественной несправедливости сделали Иоанна Златоуста популярным, но восстановили против него влиятельные круги двора и высшего клира. В 403 был отправлен в ссы..

Иоанн Златоуст

(347-407), архиепископ Константинопольский, великий Вселенский учитель и духовный писатель. Родился в Антиохии, после смерти своего отца воспитывался благочестивой матерью. Учителем его был известный языческий ритор Либаний. Св. Иоанн крестился в 23 года и был посвящен на должность лектора Священного Писания.Живя близ Антиохии, Иоанн подвергал себя жестоким истязаниям до тех пор, пока в 380 болезнь не заставила его вернуться в Антиохию. Здесь, посвященный в диаконы, потом в пресвитеры, он выказа..

Иоанн Златоуст

ИОАНН ЗЛАТОУСТ (между 344 и 354 - 407), один из отцов церкви, византийский церковный деятель, епископ> Константинополя (с 398), представитель греческого церковного красноречия, блестящий оратор (отсюда - Иоанн Златоуст). Автор> проповедей, панегириков, псалмов. Борьба за осуществление аскетического идеала и критика> общественной несправедливости сделали Иоанна Златоуста популярным, но восстановили против него влиятельные круги двора и высшего клира. В 403 был отправлен в ссылку, из страха перед ..

Иоанн Златоуст

Св., один из величайших отцов церкви. Род. В Антиохии (347 г.). Научное образование, самое лучшее того времени, получил под руководством матери, умственным и нравственным качествам которой удивлялся Ливаний, учитель И. В ораторском искусстве. Занятия его науками в школе Ливания были настолько успешны, что когда Ливания спросили, кого он оставить по себе преемником в своей школе, он отвечал. "Оставил бы И., если бы не отняли его от нас христиане". Недолго пробыв адвокатом (к этому времени относит..

Иоанн Златоуст

СВ. (ок. 354-407), учитель церкви и епископ Константинопольский, родился в Антиохии (Сирия). Готовясь к юридической карьере, изучал риторику, однако затем обратился к изучению богословия и предался суровой аскезе, подорвавшей его здоровье. В 387 рукоположен в пресвитеры и благодаря своему исключительному красноречию в скором времени заслужил почетное прозвище "Златоуста" (греч. Chrysostomos). В 398 Иоанн был избран архиепископом Константинопольским, однако его бескомпромиссность навлекла на него..

Иоанн Златоуст

(ок. 350 — 407 гг.) архиепископ Константинопольский, богослов, оратор Разве ты не знаешь, что настоящая жизнь есть путешествие. Разве ты — гражданин. Ты — путник. (…) Не говорите. У меня такой-то город, а у меня такой-то. Ни у кого нет города. Город — горе (на небесах). А настоящее есть путь. И мы путешествуем каждый день, пока движется природа.Любовь не знает насыщения, но, постоянно наслаждаясь любимыми, более и более воспламеняется.Если уж помнить грехи, то помнить должно только свои.Где бы т..

Иоанн Златоуст

ИОАНН ЗЛАТОУСТ - см. Византийская литература. ..

Иоанн Златоуст

Иоанн Златоуст, Ioannes Chrysostomos, лат. Johannes, ок. 350-407 гг. Н. Э., оратор, греческий христианский писатель, Отец Церкви. Родился в Антиохии. После смерти отца получил глубокое образование от матери. Прошел курс обучения риторике у Либания, философии - у Андрагата, а теологии - под руководством Диодора из Тарса. В 386 г. Был рукоположен в священники, в 397 г. Стал епископом в Константинополе. В 401 г. Состоялось его первое столкновения с императрицей Евдоксией, которой он публично постав..

Иоанн Златоуст

Иоанн Златоуст - величайший из отцов Восточной церкви, один из трех ее "вселенских учителей". Родился около 344 г. В Антиохии, в богатой, блестящей семье. Антиохия - центр торговли между Востоком и Западом - была самым цветущим городом сирийского плоскогорья. Антиохия дала множество светил церкви. Она пошла во главе начального христианства. Здесь впервые создалось имя последователей новой религии. Здесь начал свою работу апостол Павел, отсюда вышел и Златоуст. Здесь провел свою жизнь и лучший ри..

Иоанн Златоуст

Иоанн Златоуст - величайший из отцов Восточной церкви, один из трех ее "вселенских учителей". Родился около 344 г. В Антиохии, в богатой, блестящей семье. Антиохия - центр торговли между Востоком и Западом - была самым цветущим городом сирийского плоскогорья. Антиохия дала множество светил церкви. Она пошла во главе начального христианства. Здесь впервые создалось имя последователей новой религии. Здесь начал свою работу апостол Павел, отсюда вышел и Златоуст. Здесь провел свою жизнь и лучший ри..

Иоанн Златоуст

('Ioannns o Xrysostomos) (р. Между 345 и 347 - ум. 407) - один из виднейших идеологов вост.-христ. Церкви, в 398-404 константинопольский патриарх. Получил образование в школе языч. Ритора Ливания. Демагогически используя демократич. Фразеологию христианства, добился большой популярности у гор. Населения. В 400 руководил движением константинопольских горожан против готских наемных отрядов. Никогда не призывал ни к уничтожению рабства, ни к перераспределению собственности, а лишь к благотворительн..

Иоанн Златоуст

(род. Ок. 347, Антиохия – ум. 407, по дороге в Питий, восточный берег Черного моря) – один из известнейших отцов церкви. Ученик знаменитого языческого ритора Либания. В своих проповедях и поучениях Иоанн Златоуст объясняет Библию и талантливо соотносит ее с жизнью. Соч. «lohannes Chrysostomus», 1858 – 1860. На рус. Яз. – «Творения», в 12 тт., СПБ, 1898-1906.. ..

Иоанн

(Владимир Сергеевич Соколов), еп. (1818-69), рус. Правосл. Канонист и богослов. Окончил МДА (1842), где затем преподавал Свящ. Писание. Принял постриг сразу по окончании курса. С 1848 архимандрит. В 1844 переведен в СПб.ДА, где преподавал канонич. Право. За труд о Стоглавом соборе удостоился степени магистра, а за учебник по церк.законоведению - степени доктора богословия (1853). Был ректором СПб.ДС (с 1855), Каз. ДА (с 1857) и СПб.ДА (с 1864). Казанский период его деятельности отмечен конфликто..

Иоанн (Joannes) Кассиан Римлянин

Прп. (ок.360-ок.435), латиноязыч. Духовный писатель и подвижник. Род. В Малой Скифии (ныне терр. Румынии) и с молодых лет посвятил себя аскетич. Жизни. Странствовал по м-рям Востока, был в *Палестине, Египте. В Константинополе познакомился со свт.*Иоанном Златоустом, к-рый рукоположил его в диакона. В 404 И. Побывал в Риме у папы Иннокентия I, к-рый был сторонником гонимого Златоуста. Через 10 лет И. Переехал в Галлию, где принял сан священника, основал в Марселе два монастыря - мужской и женски..

Иоанн Экзарх

(10 в.), болг. Ученый-просветитель, экзегет, переводчик. О жизни его почти ничего не известно. По-видимому, своим образованием и высокой культурой И. Был обязан Византии. Судя по званию, он занимал одну из важных церк.-администрат. Должностей. Расцвет лит. Деятельности И. Приходится на время правления болг. Царя Симеона (ум.927). Экзарх переводил произведения визант. Богословов, содействовал развитию болгарской литературы. Ему принадлежит толкование на Быт 1 ("Шестоднев"), вскоре переведенное на..

Иоанна Апостола Послания

Три книги, входящие в новозав. *канон. Послания относятся к числу *Соборных посланий, т.е. Обращенных не к одной общине, а ко всей Церкви, хотя во 2 Ин и 3 Ин есть указания на адресатов. Автор относит себя к тем, кто видел Иисуса Христа во дни Его земной жизни (1 Ин 1-3). Во 2-м и 3-м И.а.П. Автор называет себя "старцем" (presbЪteroj). 1 Ин, содержание, учение и автор. 1 Ин не является посланием в строгом смысле слова (см. Ст. Жанры литературные). Это вдохновенная проповедь о важнейших основах х..

Иоанн Златоуст

, архиепископ Константинопольский (347-407)святой (память 27 января/9 февраля, 30 января/12 февраля, 14/27 сентября и 13/26 ноября), Вселенский учитель Церкви (наряду с Василием Великим и Григорием Богословом), один из величайших отцов Церкви, составивший главное христианское богослужение - литургию Иоанна Златоуста. Знаменитый проповедник - его "Беседы", записанные скорописцами, и до сего дня восхищают читателей глубиной мудрости, абсолютной преданностью православию и необыкновенной красотой из..

Дополнительный поиск Иоанн Златоуст Иоанн Златоуст

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Иоанн Златоуст" в словаре Библиологический словарь. Александр Мень, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Иоанн Златоуст, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "И". Общая длина 14 символа