Ипполит (Нippolitus) Римский

481

Свт. (ок.170 - ок.236). Богослов-ересеолог, один из первых экзегетов, писавших на Западе. О жизни И. Уже в 4 в. Знали мало (блж.*Иероним. О знаменитых мужах, 61). Он трудился в Риме, но писал по-гречески, образование его носило эллинский характер. По мнению *Даниелю, И. Мог быть римским уроженцем греч. Происхождения, однако большинство патрологов считает, что он приехал с Востока в зрелом возрасте. Патриарх *Фотий называет его учеником свт.*Иринея, хотя неизвестно, знал ли И. Лионского святителя лично. И. Был горячим поборником церк. Правоверия и боролся словом и делом с ложными учениями (преимущ. Тринитарными). Ввиду того, что папа Зеферин (ок.198-217) стал склоняться к ереси, И. Отделился от него и образовал собств. Общину. В 212 *Ориген, побывавший в Риме, слушал проповеди И., к-рый был еще пресвитером.

Вероятно, вскоре после этого И. Был поставлен епископом. По одним сведениям, он стал первым "антипапой", а по другим - окормлял только греков римского пригорода. Согласно древнему римскому Хронографу, раскол продолжался до нач. 30-х гг., когда и И., и папа Понтиан были сосланы имп. Максимином на о.Сардинию. Там они оба погибли, по-видимому, на каторжных работах в рудниках. Незадолго до смерти И. Сложил с себя сан епископа и тем ликвидировал схизму. Обоих проповедников, И. И Понтиана, вскоре причислили к лику святых. В Риме И. Воздвигли тогда памятник, на к-ром был высечен список его трудов (найден в 1551). Правосл. Церковь чтит память И. 30 января. И. Был трудолюбивым и плодовитым писателем. Его работы относятся к различ. Областям.

Догматике, полемике с еретиками, литургике, истории. Значит. Часть их утеряна, нек-рые открыты в 19 и 20 вв. Часть сохранилась в грузинских и др. Переводах. Из э к з е г е т и ч е с к и х трактатов известно 15, но и от них уцелели лишь фрагменты или одни названия. 1) "Толкование на Шестоднев". Сохранилось во фрагментах. 2) "О том, что было после Шестоднева", или "На Бытие". Уцелели малые фрагменты. 3) "О благословении Валаама". Есть лишь отрывок у Леонтия Византийского. 4) "Об Елканане и Анане". Сохранились цитаты в "Диалоге против еретиков" блж.*Феодорита Киррского. 5) "О благословении Исаака и Иакова". Толкование на Быт 49. Сохранилось в греч. Оригинале и арм. И грузинском переводах. 6) "О благословении Моисея". Толкование на Втор 33.

Есть арм. И грузинский переводы. 7) "Толкование на кн.Судей". Есть фрагмент на греч. 8) "Толкование на кн.Руфь". Уцелел небольшой фрагмент на греч., открытый на Афоне в 1895. 9) "Гомилия о Давиде и Голиафе" (на 3 Цар 17). Сохранилась в грузинском переводе. 10) "О Псалмах". Пролог сохранился в греч. Переводе. Есть цитаты у блж.Феодорита. 11) "Толкование Притчей". Уцелело неск. Отрывков. 12) "Толкование Екклесиаста". Есть лишь один отрывок. 13) "Толкование Песни Песней". Полный текст сохранился в грузинском переводе. Греч. Оригинал дошел лишь в фрагментах. Этот комментарий, написанный в гомилетич. Жанре, основан на *аллегорическом методе. Царь изображен как Христос, а невеста как Церковь. 14) "Толкование на прор.Исайю". Небольшой фрагмент на сир.

15) "Толкование на прор.Иезекииля". Небольшой фрагмент на сир. 16) "Толкование на прор.Даниила". Единств. Экзегетич. Творение И., сохранившееся в полном виде на греч. И слав. Языках. 17) "Толкование на Мф". Уцелели лишь отрывки на коптском, арабском и эфиопском языках. 18) "Толкование Апокалипсиса". Известно только заглавие. К трудам примыкает книга "О Христе и Антихристе", к-рая, хотя и носит догматич. Характер, содержит экзегетич. Темы. Как экзегет И. Тесно связан с *александрийской школой, но шел своим путем. Он обращал внимание на историч. Обстоятельства, описанные в свящ. Книгах, стремился увлечь читателя драматическим пересказом событий библ. Истории. Его комментарии - не отвлеченные трактаты, а размышления о жизни христианина и о нравств.

Проблемах, поднятых в Писании. В целом же он отдавал предпочтение аллегорич. Методу толкования Библии. В одних случаях он достаточно тонко интерпретировал библ. Символику, напр., сравнивая Мессию-Агнца и Зверя Антихриста, имеющего агнчьи рога, а в других - впадал в крайности, свойственные аллегористам (так, он видит в Сусанне из Дан прообраз Церкви). И. Один из первых толкователей, связавший образ врага Божьего с Антиохом Епифаном (Толк. На Дан 26). И. Был озабочен тем, чтобы связать ВЗ с церк. Жизнью и объяснял трапезу Премудрости в Притч как прообраз Тайной Вечери и Евхаристии. Руководствуясь *Септуагинтой, И. Иногда прибегал и к евр. Тексту (напр., в пояснении Быт 1,1), и к переводу *Феодотиона. У И. Мы находим один из первых образцов библ.

*хронологии, вычисленной на основании самого Писания, иудейских преданий и антич. Источников. В Толковании на Дан (IV, 22) он пишет. "Первое пришествие Господа нашего во плоти, которое было в Вифлееме, совершилось за восемь дней до январских календ (25 декабря по юлианскому стилю), в среду, в сорок второй год царствования Августа. От Адама же - в пять тысяч пятисотом году. А пострадал Он в тридцать третьем году, за восемь дней до апрельских календ (25 марта по юлианскому стилю), в пятницу, на восемнадцатом году царствования Тиверия Кесаря, при консулах Руфе и Рубелионе и Гайе Кесаре, бывшем консулом в четвертый раз, и Гайе Креспии Саторнине". Эта хронология надолго сохранилась в христ. Традиции. M i g n e. PG, t.10,16.

The Ante-Nicene Fathers, Grand Rapids (Mich.), 1959. В рус. Пер. Творения св.И., еп.Римского, т.1-2, Каз., 1898-99. О философских умозрениях или обличение всех ересей, пер. П.А.Преображенского, ПО, 1871, 1872, 1876 (приложение). Толкование Песни Песней (тексты и разыскания по армяно-грузинской филологии), СПб., 1901, кн.3. Апостольское Предание, БТ, 1970, сб.5. Опровержение всех ересей (IX (18-28)), ТК, вып.1, М., 1971, с.369-75. Прот. Б у б у р у з П., "Апостольское Предание" св.И. Римского, БТ, сб.13, 1975. *Б о л о т о в В.В., Лекции по истории древней Церкви, т.2, СПб., 1910, репр., М., 1994. *Д ю ш е н Л., История древней Церкви, т.1, М., 1912. И в а н ц е в - П л а т о н о в А.М., Ереси и расколы первых трех веков христианства, ч.1, М., 1877.

Иером.[И л а р и о н (Боголюбов)], Св.И., епископ и мученик, ПТО, ч.4, М., 1846. П и с а р е в Л.И., Св.И., еп. Римский, Каз., 1898. ПБЭ, т.5, с.1003-07. С р е з н е в с к и й И.И., Сказания об Антихристе в слав. Переводах с замечаниями о слав. Переводах творений св.И., т.2, СПб., 1874. *Ф а р р а р Ф.В., Жизнь и труды св.Отцов и Учителей Церкви, Пг., 1902, т.1. Архиеп.*Ф и л а р е т (Гумилевский), Историч. Учение об Отцах Церкви, СПб., 18822, т.1. Иностр. Библиогр. См. В "Connaissance des p-res de lEglise", 1981, N 9 и в кн. Q u a s t e n. Patr., v.2, p.163..

Значения в других словарях
Иосиф

(Иван Семенович Петровых), митр. (1872-1938), рус. Правосл. Духовный писатель и церк. Деятель. Род. В г.Устюжне, Новгородской губ. Выпускник МДА (1899), где с 1900 утвержден и.д.доцента по каф. Библ. Истории. В 1901 принял монашество. В 1903, после защиты магистерской дисс. Об *Иосифе Флавии получил звание э.-орд. Проф. Акакдемии. С 1906 по 1909 управлял Яблочинским и Юрьевым монастырями. Хиротонисан во еп. Угличского в 1909. С 1920 архиеп.Ростовский, викарий Ярославской епархии. С 1926 митр. Ле..

Иосиф Флавий

(ок.37 - ок.100), евр. Историк и политич. Деятель. И.Ф. Род. В Иерусалиме в семье священника (мать его происходила из царского рода Хасмонеев). Воспитанный в иудейском религ. Духе, И.Ф. Нек-рое время колебался в выборе жизненного пути. Сначала он ушел в пустыню к отшельнику Бану, близкому к *ессеям, но потом предпочел примкнуть к фарисейской школе. Уже к 26 годам он стал настолько влиятельной фигурой, что был отправлен в Рим для ходатайства перед имп.Нероном за осужденных. Когда в 66 началось во..

Ириней

(Иван Иоакимович Фальковский), еп. (1762-1823), рус. Правосл. Богослов и экзегет. Сын священника. Учился в КДА, затем в Венгрии в католич. ДС. Преподавал в КДА словесность, математику, богословие и экзегетику Деяний и Посланий. Монашество И. Принял в 1786, а в 1807 состоялась его хиротония во еп.Чигиринского. В 1812 он занял Смоленскую кафедру (во время Отечеств. Войны находился в Могилеве). Последние годы И. Провел в монастыре. И. Отличала огромная эрудиция и разнообразие интересов. Он был серь..

Ириней Лионский

(E"rhna‹oj Р LougdoЪnou), свт. (ок.130 - ок.200), зап. Отец Церкви, отстаивавший православие перед лицом гностической *теософии. Принадлежал к поколению, непосредственно следовавшему за *Мужами Апостольскими. Родиной И.Л. Была, вероятно, М.Азия. Во всяком случае, он тесно связан с малоазийской традицией. В своем послании к другу юности Флорину он вспоминает о Поликарпе, "как он рассказывал о своем обращении с Иоанном и с прочими самовидцами Господа" (цит. У *Евсевия, Церк.Ист., V, 20). Ок. 177 И..

Дополнительный поиск Ипполит (Нippolitus) Римский Ипполит (Нippolitus) Римский

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Ипполит (Нippolitus) Римский" в словаре Библиологический словарь. Александр Мень, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Ипполит (Нippolitus) Римский, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "И". Общая длина 28 символа