Лагранж

279

(Lagrange) Мари Жозеф, иером. (1855-1938), франц. Католич. Библеист. Образование получил в Отюнской ДС и в Париже, где ему присвоили степень д-ра права (1878). В след. Году он принял постриг в Доминиканском ордене. А поскольку доминиканцы были в то время высланы из Франции, он завершил богосл. Образование в Саламанке и Вене. В Вене Л. Познакомился с нем. Библ. Критикой, в к-рой господствовали *рационализм и скептицизм. Именно тогда Л., по выражению нем. Экзегета Шульцера А., задумал дать ей бой на ее собственной территории. В 1890 он был направлен в *Палестину, где основал *Иерусалимскую библейскую школу. Начинание имело мало шансов на успех. Л. Не располагал ни кадрами, ни достаточными средствами, но был убежден, что "этого хочет Бог".

Ему пришлось вести продолжит. Борьбу на два фронта. Против рационалистов, защищая церковное, благоговейное отношение к Слову Божьему, и против консерваторов, отстаивая право богословия на науч. Исследование Библии. Со своей программой *"исторического метода" экзегезы он выступил на Конгрессе католич. Ученых (Фрайбург, Швейцария, 1897) и на страницах "Библейского обозрения" ("La revue biblique"), основанного им в 1892. В 1900 Л. Положил начало серии трудов под общим названием "Библейские Исследования" ("Etudes bibliques"), куда включил и свои работы. Всего Л. Опубликовал более 1700 монографий и статей и впоследствии был признан "величайшим французским экзегетом нашего столетия" (*Карминьяк). "Отец Лагранж, - писал *Карташев, - в своих объемистых трудах, в бесчисленных этюдах.

Через своих учеников и преданных сотрудников, не без духовных борений внешних и внутренних, с покоряющей интеллектуальной силой и искусством проводил по всей линии библейских проблем начала библейской критики, названной им "историческим методом". Как глубоко верующему и законопослушному сыну Церкви, о.Лагранжу пришлось пережить немало духовных драм, но конечная победа в этом сдержанном, бесшумном, но огромном состязании со школьно-богословской рутиной осталась за ним" ("Ветхозав. Библ. Критика", с.9). Напряжение между Л. И церк. Властями возникло в связи с подозрением в его причастности к *модернизму (часть книг Л. Попала в существовавший тогда индекс запрещенных книг). Ему даже пришлось на время покинуть свою Иерусалимскую школу, но вскоре его правоверие перестало вызывать сомнения, и он снова вернулся к работе.

Л. Исходил из различия между *Откровением и *боговдохновенностью. Откровение, считал он, связано с новыми истинами, к-рые открываются свящ. Писателю. Боговдохновенность же есть воздействие Духа Божьего, к-рое помогает свящ. Писателю использовать *источники, строить композицию повествования, выбирать слова и т.д. В конечном счете, верховной Причиной, Автором Библии оказывается Бог, что не лишает писателей их активности. В работе "Исторический метод" ("La methode historique", P., 1903) Л. Утверждал постепенность раскрытия духовных истин в процессе свящ. Истории. Не принимая *исторического эволюционизма, к-рый уподоблял библ. Веру др. Религиям, Л. Призывал считаться с тем фактом, что ВЗ проходил через определ. Фазы становления.

Л. Усматривал здесь аналогию с учением о "догматическом развитии Церкви", сформулир. *Ньюменом (а в России *Соловьевым Вл.). Кроме того, Л. Показал огромное значение, к-рое имеет для историко-литературного исследования Библии уточнение тех или иных литературных *жанров. Труды Л. Убедили многих, что верующий экзегет при изучении Пятикнижия должен учитывать специфику *авторства на *Древнем Востоке и может, не смущаясь, исследовать вопрос об источниках Моисеевых книг. Однако против этих принципов в то время выступали мн. Коллеги Л., особенно его гл. Противник *Вигуру. Л. Внес большой вклад и в новозав. Исследования. Он написал монументальный коммент. К Евангелиям, ставший с тех пор классическим (к Мк в 1911, к Лк в 1921, к Мф в 1923, к Ин в 1925).

В нем он, в частн., высказал мысль, что за греч. Текстом Евангелий стоит семитич. Оригинал (он склонялся к мнению, что этот оригинал был арамейским). По образному выражению Л., когда специалист по греч. Яз. Открывает НЗ и особенно Евангелия, он "переносится в шатры Симоновы". Л. Отрицал возможность полной реконструкции земной жизни Спасителя. "Евангелия, - по его словам, - это единственная жизнь Иисуса Христа, какую можно написать. Остается лишь понять их как можно лучше". Хотя при жизни Л. Перевес оставался за школой Вигуру, сам он пользовался большим уважением и признанием как в Церкви, так и в науке. Он усилил интерес к Писанию, и не только в католич. Кругах. "Его долгая 83-летняя научно-аскетическая творческая жизнь, - писал Карташев, - легла незабываемой гранью между двумя эпохами римско-католической библейской науки, еще вчерашней докритической и нынешней - критической.

Его благочестивый, верующий и верный догматам церкви подход может служить опорой и руководством и нам - православным, еще не начинавшим подвига усвоения библейской критики" (там же). Труды Л. Подготовили поворот, обозначенный энцикликой *Пия XII, к-рая вышла через 5 лет после смерти экзегета. Она открыла католич. Библеистам путь для свободных исследований и дала возможность рецепции ими выводов новой исагогики. LInnocence et le Peche, RB, 1897, ( 6. Historical Criticism and the Old Testament, L., 1905. Le Messianisme chez les Juifs, L., 1909. Synopsys evangelica. Textum Graecum, Barcelona, 1926. LEvangile de Jesus Christ, P., 1928 (англ. Пер. The Gospel of Jesus Christ, L., 1938). Le Judaїsme avant Jesus Christ, P., 1931.

Histoire ancienne du canon du Nouveau Testament, P., 1933. Critique textuelle, P., 1935. Au service de la Bible, P., 1967. *К а р т а ш е в А.В., Ветхозав. Библ. Критика, Париж, 1947. *К н я з е в А.П., О боговдохновенности Свящ.Писания, ПМ, 1951, ( 8. B r a u n F.M., Loeuvre du P.Lagrange, Fribourg, 1943 (англ. Пер. The Work of P-re Lagrange, Milwaukee, 1963). *V i n c e n t L. (ed.), Memorial Lagrange, P., 1940. M u r p h y R.T., P-re Lagrange and the Scriptures, Milwaukee, 1947. NCE, v.8..

Значения в других словарях
Лагранж

IЛагра́нж (Lagrange) Жозеф Луи (25.1.1736, Турин, — 10.4.1813, Париж), французский математик и механик, член Парижской АН (1772). Родился в семье обедневшего чиновника. Самостоятельно изучал математику. В 19 лет Л. Уже стал профессором в артиллерийской школе Турина. В 1759 избран член Берлинской АН, а в 1766—87 был её президентом. В 1787 Л. Переехал в Париж. С 1795 профессор Нормальной школы, с 1797 — Политехнической школы. Наиболее важные труды Л. Относятся к вариационному исчислению, к аналити..

Лагранж

ЛАГРАНЖ (Lagrange) Жозеф Луи (1736-1813), французский математик. Стал профессором математики в Турине в возрасте 19 лет и позже сменил Леонарда ЭЙЛЕРА на посту Президента Берлинской академии наук. В трактате «Аналитическая математика» (над которым он работал в 1753-1788 гг.) предложил новый общий подход к механике, основанный на идее, что можно решить задачу движения тел, минимизируя некоторую функцию, известную как функция Лагранжа. Динамика Лагранжа применяется во многих областях прикладной ма..

Лагранж

(Lagrange), Шарль (28.II.1804 - 22.XII.1857) - франц. Мелкобурж. Демократ, республиканец. В молодости служил во флоте, в 1829 стал торг. Служащим. Принял активное участие в Июльской революции 1830. Являлся одним из гл. Руководителей восстания рабочих и демократов Лиона в апр. 1834. Приговорен за это к 20 годам тюремного заключения. В 1839 амнистирован. Руководил вооруж. Борьбой в дни Февральской революции 1848. В июне 1848 избран депутатом Учредит., а в мае 1849 - депутатом Законодат. Собрания. ..

Лавровский

Николай Алексеевич (1827-99), рус. Историк литературы. Был проф. Харьковского ун-та, ректором Варшавского ун-та (1883), членом Российской Академии наук. Основные работы Л. Посвящены исследованиям в области рус. Лит-ры Средних веков и Нового времени. Ему принадлежит один из первых в России трудов по *апокрифам ВЗ, их содержанию и истории. "Обозрение ветхозав. Апокрифов" (Харьков, 1864). Л. Затрагивал вопрос о распространении апокрифов ВЗ в древнерус. Письменности. Р у д а к о в В.Е., Н.А.Л. (некр..

Лагард

(Lagarde) Поль де (1827-91), нем. Филолог, специалист по греч. И вост. Яз., протестант. Окончил Берлинский ун-т. В 1869 стал преемником *Эвальда в Геттингенском ун-те, в к-ром преподавал до конца жизни. Л. - автор книг по *арамейскому, коптскому и перс. Языкам. Под влиянием *Лахманна он обратился к исследованию *Септуагинты и пришел к выводу, что все манускрипты LXX восходят к единой рукописной традиции. Эту т. Зр. Разделяет сегодня большинство текстологов. Л. Пытался выделить 3 редакции Септуаг..

Ладинский

Александр Николаевич, свящ. (ум.1888), рус. Правосл. Церк. Писатель, педагог. Сын петербургского протоиерея. Окончил СПб.ДА (1863). Преподавал рус. И антич. Словесность. Кроме курсов грамматики, комментариев к лат. Классикам и книг по церк. Истории написал очерк "Древнейшие переводы и перефразы Свящ. Писания ВЗ" (ДБ, 1872, ( 21, 22, 28, 30, 40) и "Краткую Священную историю ВЗ" (СПб.-М., 1873). ЦВ, 1889, ( 1.. ..

Лайтфут

(Lightfoot) Роберт, свящ. (1883-1953), англ. Протестантский исследователь НЗ. Учился в Оксфордском ун-те, где впоследствии был проф. И деканом. Рукоположен во священники в 1910. Л. - один из первых англ. Библеистов, к-рый принял и стал пропагандировать методы "*истории форм" школы. Опираясь на эти методы и на работы *Вреде, он развил концепцию, согласно к-рой у *синоптиков следует искать не столько достоверные свидетельства о Христе, сколько их собств. Богосл. Взгляды. По его выражению, мы можем..

Дополнительный поиск Лагранж Лагранж

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Лагранж" в словаре Библиологический словарь. Александр Мень, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Лагранж, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Л". Общая длина 7 символа