Лжемессии

235

Лица, притязавшие на мессианское достоинство, либо по самообольщению, либо под влиянием народного легковерия. Впервые термин Л. (греч. YeudТcristoi, евр. Мешихeй шeрек) встречается в *Малом Апокалипсисе (напр., Мк 13:22). В Откр роль Л. Играют два апокалиптич. Зверя и лжепророк (13:1 сл. 20:10). Нек-рые экзегеты отождествляют со Л. "человека греха" (2 Фес 2:3) и антихриста (1 Ин 2:18). Древний мир. На появление Л. В *междузаветный период намекает *Иосиф Флавий, говоря о них как о людях, вводивших народ в заблуждение (Война,II,13. Древн.,ХХ,8). Именно об этих Л. Христос сказал. "Все, сколько их ни приходило предо Мною, суть воры и разбойники" (Ин 10:8). К категории Л. Можно отнести одного из первых гностиков, Симона Гиттонского и ряд лжепророков апостольской эпохи (ср.Деян 8:9 сл., 21:38.

Флавий, Война,VI,5 и др. Свидетельства). Источники не дают возможности точно определить характер мессианских притязаний этих лиц. Единственным, о ком определенно известно, что он провозгласил себя Мессией, был вождь антиримского восстания Бар-Козиба, называвшийся Бар-Кохбой (Сыном звезды). Документы Бар-Кохбы найдены среди *Мураббаатских рукописей. Мн. Иудеи, в т.ч. Знаменитый учитель Акиба, признали его обетованным Избавителем. Восстание Бар-Кохбы было подавлено имп. Адрианом в 30-х гг. 2 в. Последним из Л. Древности был критянин по имени Моисей (5 в.). Средние века. В этот период Л. Появлялись гл. Обр. В иудаистской среде. Среди них были Юдган (Иран, 7 в.), Шерини (Сирия, 8 в.), ведшие борьбу против власти ислама. В эпоху крестовых походов выступил лжемессия Давид Алрои (12 в.), действовавший на территории Ирака и Средней Азии.

В 1290 итал. Каббалист Авраам Абулафия провозгласил себя Мессией, но был отвергнут. Новое время. Иудаизм этой эпохи знал немногих Л., напр., каббалиста Исаака Лурию (16 в.), Саббатая Цеви (17 в.), впоследствии перешедшего в ислам. Большинство же Л. Появлялось в западном мире под влиянием индийских учений, распространившихся в 20 в. Среди них. Джидду Кришнамурти, вначале связанный с *теософией, а затем порвавший с ней, кореец Сан Менг Мун, основатель мунистской секты (см. Ст. Мунистская интерпретация Библии), непалец гуру Махарадж Джи и др. Руководители хилиастич. И эсхатологич. Движений. НЗ с самого начала дал ключ к пониманию лжемессианских движений, определив их как антихрист. Соблазн и как попытку подменить подлинное Евангелие псевдооткровениями.

Д у б н о в С.М., Саббатай Цеви и псевдомессианизм в XVII в., "Восход", 1882, кн.7/8, 9/10. Л и в ш и ц Г.М., Классовая борьба в Иудее и восстание против Рима, Минск, 1957. М а ш к и н Н.А., Эсхатология и мессианизм в последний период Римской республики, "Изв. АН СССР", Серия истории и философии, 1946, №5. Мессианские движения, ЕЭ, т.10. П и г у л е в с к а я Н.В., Из истории социальных и религ. Движений в Палестине в римскую эпоху, в ее кн. Ближний Восток, Византия, Славяне, М., 1976. *Р ы б и н с к и й В.П., Историч. Очерк лжемессианских движений в иудействе, ТКДА, 1901, №9. S c h o l e m G., The Messianic Idea in Judaism, L., 1971 (там же приведена иностр. Библиогр.). См. Лит-ру к ст. Теософия и Библия. "Универсальная религия" и Библия..

Значения в других словарях
Лёр

(Lohr) Макс (1864-1931), нем. Протестантский библеист. Преподавал ВЗ в ун-тах Бреслау (1892-1908) и Кёнигсберга (1890-91, 1909-28). Л. Вел успешную полемику с *панвавилонизмом, составил толкования на Кн.Плач (1893) и 1-2 Царств (1898). Признавая, что *Пятикнижие получило свою окончат. Форму лишь в *Плена период или при Ездре, Л. Выступал с резкой критикой *документарной теории. По его мнению, централизация ветхозав. Культа была проведена до Иосии и фактически была изначальной. Он отрицал существ..

Лессинг

(Lessing) Готхольд Эфраим (1729-81), нем. Теоретик искусства, драматург, критик и мыслитель. Род. В семье лютеранского пастора. Учился в ун-тах Лейпцига и Виттенберга. Переехав в Берлин, занимался публицистикой, работал для театра, в Гамбурге пытался создать труппу с новым направлением. Л. Оказал большое влияние на нем. "Просвещение" и на всю нем. Литературу. Последние годы жизни он вынужден был зарабатывать на жизнь, служа библиотекарем в замке Вольфенбюттеля. К этому периоду жизни относятся ег..

Либерально-иудаистская Экзегеза

Толкование Библии в рамках "просветительского", а затем реформированного *иудаизма, к-рый, отказавшись от большинства талмудич. Традиций, превратился в род широко понимаемого теизма. Л.-и.э. Принимает все выводы *новой исагогики, утверждает превосходство этического единобожия пророков над обрядовым Законом *Пятикнижия, рассматривает Иисуса Христа как последнего из пророков, великого учителя веры и нравственности, и тем самым смыкается с экзегезой и воззрениями *либерально-протестантской школы. З..

Либерально-протестантская Школа Экзегезы

Направление в библеистике 19 - нач.20 в. Органически входит в состав либерального богословия, пытавшегося свести к минимуму догматический аспект христианства. Основные положения школы. 1) высшую Реальность невозможно познать разумом. Приблизиться к ней можно лишь путем "сердечного переживания" и верности нравств. Долгу. 2) библ. Религия развивалась по тем же законам, что и другие религии, и ее нужно исследовать гл. Обр. Средствами историч. Науки. 3) *Откровения, как сверхприродного факта, не сущ..

Дополнительный поиск Лжемессии Лжемессии

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Лжемессии" в словаре Библиологический словарь. Александр Мень, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Лжемессии, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Л". Общая длина 9 символа