Немецкая Библеистика
Изучение Свящ. Писания в немецкоязычных странах (Германия, Австрия, Швейцария). По продуктивности, обилию *школ, идей и ярких творческих индивидуальностей Н.б. До последнего времени занимала первое место в Зап. Европе. В отличие от *французской библеистики, в основном католически ориентированной, и от *англо-американской, предпочитавшей умеренный критицизм, Н.б. Характеризуется господством неортодокс. Концепций, обусловленных влиянием различных филос. Доктрин (деизм, кантианство, агностицизм, гегельянство, пантеизм и т.д.). Являясь центром *протестантской экзегетики, Н.б. Редко считалась с церк. Традициями, в т.ч. И с протестантской ортодоксией. В этом отношении Н.б. Может быть сравнима лишь с *нидерландской. Разнообразие методов, подходов и предпосылок у экзегетов германоязычных стран необыкновенно велико.
От антихрист. Позиций *отрицательной критики до абсолютной веры в Слово Божье. Неоднозначен сам стиль и дух Н.б., подчас сочетающий узкое филистерство со смелыми полетами мысли. Дар методичности, присущий немецкому гению, довел приемы толкователей до виртуозной тщательности и скрупулезности. Работа текстологов, кропотливый разбор буквально каждого слова Писания, трудоемкие сравнит.-филологич. Исследования образуют необъятную библиотеку. "Немецкие ученые, - писал не без иронии совр. Англ. Богослов А.Лайни, - трудятся так упорно, что жизнь их можно принять за вечное изучение книг, похожее на пожизненный приговор". Подчас за бесконечными деталями теряется суть целого и конечная цель исследования почти исчезает. Тем не менее вклад Н.б.
В науку о Свящ. Писании огромен. Даже из работ отрицат. Направления можно извлечь немало ценного, что и делали ортодоксальные толкователи всех христ. Конфессий. Начальный период. Гуманизм и Реформация. До 15 в. Н.б. Развивалась гл. Обр. В рамках *схоластической ср.-век. Экзегезы, к-рая, в свою очередь, опиралась на святоотеч. Наследие. В эпоху Возрождения нем. Гуманисты (*Рейхлин, *Мюнстер, *Меланхтон) сделали важный шаг на пути изучения Библии, обратившись от *Вульгаты к оригинальным яз. Писания. Еврейскому и греческому. Вожди Реформации (*Лютер, *Кальвин, *Цвингли) ввели в экзегетику принцип "свободного исследования Писания", т.е. Исследования, независимого от *Предания и определяемого личной верой и личными взглядами экзегета. Лютеров перевод Библии ознаменовал начало новой эпохи в истории нем.
Культуры, а его различие между "внутренним" и "внешним" Словом Писания стало предпосылкой для *историко-критического метода в библеистике. Сподвижник Лютера *Карлштадт одним из первых начал пересмотр *датировки книг ВЗ. Тем не менее в 17 в. Н.б. Развивалась медленнее, чем в других странах. Среди ортодоксально-лютеранских авторов и комментаторов этого периода наиболее известны *Калов, Мартин Гейер (ум. 1680) и Иоганн Герхард (1582-1637). В 18 в. Представителями Н.б. Были заложены основы целого ряда библ. Дисциплин, теорий и школ, к-рые получили развитие в 19 и 20 вв. В 1711 вышла работа пастора *Виттера, в к-рой было отмечено различие употребления *имен Божьих в *Пятикнижии. Работа прошла незамеченной, но высказанные в ней идеи позднее легли в основу *д о к у м е н т а р н о й т е о р и и.
Близкий к кругам пиетистов *Бенгель (1734) стал основоположником *т е к с т у а л ь н о й к р и т и к и. *Грисбах (1775) открыл дискуссию по синоптич. Проблеме, введя само понятие с и н о п т и к и. В 70-е гг. *Землер и *Эрнести под влиянием "просветительского" рационализма ввели в *исагогику принципы историч. Исследования. *Лессинг и вслед за ним *Айххорн И. Выдвинули гипотезу существования п и с ь м е н н о г о текста, к-рое предшествовало синоптич. Евангелиям (*Протоевангелия теория). *Додерляйн впервые высказал мысль о том, что Кн. Исайи принадлежит не одному автору (гипотеза *В т о р о и с а й и). В это же время *Габлер сформулировал принципы библ. *богословия как самостоят. Науки. В кон. 18 в. Происходит дальнейшая разработка документарной теории Айххорн( И.) и впервые предлагается гипотеза происхождения Евангелий из у с т н о г о Предания (*Гердер.
Он же закладывает основы лит.-эстетич. Подхода к Библии). Типичным представителем отрицательной критики в Германии 18 в. Был деист *Реймарус. В 19 в. Н.б. Характеризуется быстрым развитием текстуальной критики (*Тишендорф, *Дилльманн, *Зоден, *Уэсткотт, *Хорт). *Шлейермахер обогатил принципы библейской *г е р м е н е в т и к и и одновременно положил начало *л и б е р а л ь н о - п р о т е с т а н т с к о й школе экзегезы и богословию. Влияние *Гегеля порождает концепцию апостольской истории как борьбы между еврейско-христ. И *языко-христ. Общинами (*Баур), а также м и ф о л о г и ч е с к о е толкование Евангелия (*Штраус). Против этих взглядов выступают авторы ортодокс. Направления (*Неандер, *Хенгстенберг, *Толук, *Байшлаг, *Лютард).
Между 30-ми и 60-ми гг. Складывается *д в у х и с т о ч н и к о в теория происхождения синоптич. Евангелий. В конце столетия разрабатывается гипотеза об а р а м е й с к о м прототипе Евангелий (*Дальман). Открытие нелитературных папирусов эллинистич. Эпохи приводит к перевороту в греч. Филологии НЗ (*Дайссманн). К концу столетия огромное влияние получает либеральная школа *Гарнака, к-рая сделала многое для изучения раннехрист. Памятников. Богословские идеи школы опирались на концепции *Ричля. Н.б. В 20 в. Утратила, по выражению *Кеземанна, свою "гегемонию". Однако продуктивность ее не уменьшилась. Этот период отмечен возникновением новых школ и развитием старых направлений. 1) Достигает кульминационной точки развития и переживает свой упадок *мифологич.
Теория происхождения христианства. 2) Дальнейшие успехи сопровождают труды текстуальных критиков (*Нестле, *Киттель Р., *Аланд). 3) Возникает теория *панвавилонизма (*Винклер, Фридрих *Делич), однако она вскоре терпит крушение (см. *Куглер). 4) Укрепляются позиции документарной теории, но в значительно измененном виде (*Нот). 5) *Религиозно-историческая школа исследует параллели между Библией и древневост. Религиозной лит-рой (*Гункель). 6) Выдвигается критерий *"жизненного контекста" для историко-литературной экзегезы и исследуются библ. *жанры литературные Гункель( *Рад). 7) Складывается *"истории форм" школа (*Шмидт К., *Дибелиус, *Бультман), к-рая была дополнена *"истории редакций" школой (*Вреде, Концельманн, *Марксен, *Борнкамм).
8) Ставится вопрос о *демифологизации НЗ Бультман( 9) Делаются попытки *социального истолкования Библии (Мауренбрехер, Каутский и др.). 10) Всесторонне исследуется историч. Фон евангельских повествований (*Шюрер, *Иеремиас, *Хенгель). 11) Продолжает развиваться *эсхатологическая интерпретация Евангелия (*Вайсс И., *Швейцер А.). 12) Большое внимание уделяется углублению и расширению проблем библ. Богословия (Рад, Иеремиас, *Кульманн). 13) *Барт в своем "диалектическом богословии" возрождает старореформатский подход к Библии. 14) Разрабатываются вопросы *новой герменевтики (*Эбелинг). 15) Идет поиск новых форм для выражения библ. Благовестия (*Бонхёффер, Бультман, *Тиллих). Это далеко не полный перечень проблем, к-рыми жила Н.б.
В текущем столетии. Во второй половине 20 в. В Н.б. Богосл. Интересы значительно превалируют над историко-критическими. Со времен Лютера в германоязычных странах вышли десятки нем. *переводов Библии. В наст. Время издается ряд нем. Журналов по библеистике и работает несколько библ. *институтов. Представители Н.б. Ввели многие спец. Термины, к-рые стали общеупотребител. В библ. Лит-ре на др. Языках, такие как Formgeschichte история( форм), Gattung (жанр), Redaktionsgeschichte история( редакций), Traditionsgeschichte (*история традиции), Sitz im Leben (*жизненный контекст) и т.д. [*А н д р е е в И.Д.], Критика библейская, НЭС, т.23. *В и г у р у Ф., Руководство..., М., 19162, т.1. В о л ь ф Э., К совр. Положению еванг. Богословия в Германии, БТ, 1970, т.5.
Еп.*М и х а и л (Лузин), Библ. Наука. Кн. 1. Очерк истории толкования Библии, Тула, 1898. *М у р е т о в М.Д., Протестантское богословие до появления Страусовой "Жизни Иисуса", Серг. Пос., 1894. *Н и к о л ь с к и й Н.М., Очерк разработки истории древнего Израиля в XIX в., в кн. Киттель Р., История евр. Народа, М., 1917, т.1. *Ю н г е р о в П.А., Очерк истории толкования ветхозав. Книг Свящ. Писания, Каз., 1910. G e n t h e H.J., Mit den Augen der Forschung, B., 1977. *H a r r i n g t o n W., The Path of Biblical Theology, Dublin, 1973. *K r a u s H.I., Geschichte der Historisch-Kritischen Erforschung des Alten Testaments, Neukirchen, 1956. K u s c h e l K.J., Jesus in der deutsch-sprachigen Gegenwartsliteratur, Gutersloh, 1984.
*N o r t h R., The Critical Study of the Old Testament, NCSS, p.115-23. *N o t h M., Developping Lines of Theological Thought in Germany, Richmond (Virginia), 1963..
Дополнительный поиск Немецкая Библеистика
На нашем сайте Вы найдете значение "Немецкая Библеистика" в словаре Библиологический словарь. Александр Мень, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Немецкая Библеистика, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Н". Общая длина 20 символа