Олбрайт

277

(Albright) Уильям Фоксуэлл (1891-1971), амер. Протестантский экзегет и библ. Археолог. Род. В г. Кокимбо (Чили) в семье методистского миссионера и получил воспитание в духе традиционного протестантского благочестия. Враждебность окружающей католич. Среды и слабое здоровье привели к тому, что в детские годы О. Почти все свое время проводил в библиотеке отца. Там он впервые познакомился с книгами по *Древнему Востоку и страстно увлекся этой темой. В 12 лет он начал самостоятельно изучать евр. Грамматику. Окончив Американский колледж в Чили, О. Уехал в США и стал учителем, но затем оставил школу и целиком посвятил себя библ. Науке и Востоку. В 1916, получив в Балтиморском ун-те Дж. Хопкинса степень доктора филологии (семит. Яз.), О.

Стал профессором. Его познания были обширными и разносторонними. Он одинаково свободно ориентировался в вопросах филологии и экзегетики, истории и археологии. В 1918 он отправился в *Палестину, где провел ряд археологич. Экспедиций. В 1920 О. Назначен директором Американской школы восточных исследований в Иерусалиме (1920-29, 1933-36) (см. Ст. Институты библейские). В 1929 О. Вернулся в США и занял каф. Семит. Языков в ун-те Дж. Хопкинса, где преподавал до 1958. Он был первым крупным ученым, к-рый подтвердил древность *Кумранских текстов. О. Редактировал "Бюллетень Американской школы восточных исследований", был гл. Ред. Многотомной *Толковой Библии (Anchor Bible), для к-рой написал комментарий к Мф (1971). В 1956-59 О. Состоял президентом "Международной организации исследователей ВЗ" (см.

Ст. Общества библейские). Ун-ты Гарварда, Дублина, Кембриджа, Иерусалима, Упсалы удостоили его степени доктора "гонорис кауза". Из его школы (т.н. "Балтиморское направление") вышло много крупных библеистов. Перу О. Принадлежит ок. 1600 работ. Итоги своих многолетних исследований он подвел в двух монографиях, признанных классическими. "От каменного века к христианству. Монотеизм и исторический процесс" ("From the Stone Age to Christianity. Monotheism and the Historical Process", Baltimore, 1940) и "Археология Палестины" ("The Archaeology of Palestine", Harmondsworth, 1949, Rev. Ed. 1976). Они были переведены на мн. Иностр. Языки (франц. Пер. 1955, нем. 1949, польск. 1967), неоднократно переиздавались в расширенном и дополненном виде.

Изучая библ. Мир в свете археологии и филологии, О., по собств. Словам, стремился избегать Сциллы консерватизма и Харибды *гиперкритицизма. По существу он произвел переворот, возвративший зап. Библеистику с путей *исторического эволюционизма школы *Велльхаузена к критически осмысленной традиции. С его т. Зр., *монотеизм возник не в среде *пророков-писателей, а восходит к Моисею. Моисеева религия является, по О., завершающим этапом движения Древнего Востока к единобожию. Сопоставление *Пятикнижия с археологич. Памятниками привело О. К выводу об историч. Надежности Моисеева Предания. По словам ученого, "содержание современного Пятикнижия в общем значительно древнее, чем период его окончательной обработки". Он показал, что рассказы о *патриархах вполне вписываются в историч.

Контекст 19-18 вв. До н.э., что отрицание Моисеева происхождения преданий Пятикнижия есть "неоправданная крайность", что нет оснований отрицать Давидово происхождение основы Псалтири. Если школа Велльхаузена считала материалы Кн. Иисуса Навина вымыслом, О., исходя из археологич. Материалов, доказал, что сказания книги "ведут начало от периода израильских завоеваний". Хотя О. Признавал, что нужды первой Церкви отразились в НЗ, но, по его словам, "мысль эта, однако, в корне отличается от крайне субъективного и неправдоподобного взгляда, разделяемого широкими кругами критиков из школы "истории форм", будто содержание Евангелия по большей части приспособлялось или даже измышлялось с целью приспособить его к ситуации, возникающей в жизни Церкви".

В частн., топографич. Сведения Ин показывают глубокую древность Иоанновой традиции. В этом плане, как пишет О., "археологические данные решительно ниспровергают взгляды радикальной критики школы "истории форм" и еще сильнее бьют по крайним взглядам некоторых ее последователей". Объективные, осторожные и тщательно проводимые исследования О. Принесли ему всемирную известность и завоевали огромный авторитет. Изощренной игре изобретателей модных гипотез он противопоставил твердые факты и тем существенно оздоровил атмосферу зап. Библеистики. The Archaeology of Palestine and the Bible, N.Y., etc., 1932. Recent Discoveries in the Bible Land, N.Y.-L., 1936. Archaeology and the Religion of Israel, Baltimore, 1942. The Biblical Period from Abraham to Ezra, N.Y., 1949.

The Archaeology of the Ancient Near East, PCB. History, Archaeology and Christian Humanism, N.Y., 1964. СИЭ, т.10. Enc.Kat., t.1, s.315-16. F r e e d m a n D.N., William F. Albright, TTS, S.380-86. NCE, v.16, p.6-7..

Значения в других словарях
Олбрайт

(Albright), Уильям Фоксуэлл (р. 24.V.1891) - амер. Востоковед, специалист в области археологии, истории и филологии Древнего Ближнего Востока (особенно семитологии и библеистики). Директор Амер. Школы востоковедных исследований в Иерусалиме (1920-29, 1933-36). Проф. Ун-та Дж. Хопкинса в Балтиморе (1929-61). Автор более 800 науч. Работ, в т. Ч. Ряда крупных монографий и публикаций источников. Ряд исследований посвятил хронологии Древнего Востока. В своих исследованиях О. Придерживается взглядов с..

Оксиринхские Тексты

Папирусные тексты, обнаруженные на раскопках древнеегип. Г.Оксиринха. В 70-х гг. 19 в. Ученые открыли там холмы мусора, среди к-рого находились бесчисленные папирусные фрагменты (см. Ст. Папирология) Систематич. Раскопки в Оксиринхе были начаты англ. Учеными Б.П.Гренфеллом и А.С.Хантом (1897). Они установили, что О.т. Являются остатками хранилищ, куда складывали вышедшие из употребления документы и обветшалые рукописи. Находка оказалась подлинным сокровищем для *палеографии и библ. Текстологии. ..

Оксиюк

Михаил Федорович - см. Макарий Оксиюк( митр.. ..

Олесницкий

Маркелин Алексеевич (1848-1905), рус. Правосл. Богослов. Окончил КДА, где впоследствии был проф. Нравств. Богословия и психологии. В своей магистерской дисс. "Книга Екклесиаст" (К., 1873) О. Изложил историю вопроса о происхождении Еккл и дал анализ языка книги. На основании этого анализа можно заключить, что Еккл был написан во *Второго Храма период. Прочие труды О. В основном посвящены вопросам христ. Этики. В 1896 ему присвоено звание доктора богословия. К у д р я в ц е в П., Проф. М.А.О. (Нек..

Оливетан

(Olivetan) Пьер Р о б е р (ок. 1506-38), франц. Реформатский богослов, переводчик Библии. Род в Пикардии, учился в Орлеане. Был ревностным приверженцем и помощником своего двоюродного брата *Кальвина. Перевел на франц. Язык канонич. Книги ВЗ (с евр.). В свое полное изд. Библии включил и отредактированный пер. *неканонических книг ВЗ и книг НЗ, сделанный гуманистом Лефевром (ок.1455-1536). ODCC, p.998.. ..

Дополнительный поиск Олбрайт Олбрайт

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Олбрайт" в словаре Библиологический словарь. Александр Мень, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Олбрайт, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "О". Общая длина 7 символа