Переводы Библии На Древние Языки
К этой категории относятся пер., сделанные в эллинистич., римский и ранневизант. Периоды. Арамейские переводы, см. Ст. Таргумы. Армянские переводы. Арм. Письменность существовала еще до н.э., но ок.300 н.э., когда началась христианизация страны, эта письменность фактически исчезла. Новый арм. Алфавит создал ок.405 *Месроп Маштоц. По инициативе католикоса *Исаака Армянского он осуществил пер. Библии. В основу перевода ВЗ была принята *Септуагинта, хотя в нек-рых местах видно влияние сир. Версии, а Кн. Прор. Даниила переведена с ориентацией на *Феодотиона. Вероятно (между 7 и 8 вв.), перевод подвергся редактуре. В целом его отличают высокие лит. Достоинства. Арм. Версию называют "королевой переводов". Армянская Библия впервые была напечатана в 1669 в Амстердаме.
Редакцию и восполнение пропусков издатели сделали по *Вульгате. Это издание было эталонным вплоть до 1789, когда в Венеции Зохарбом был опубликован НЗ на арм. Языке (ВЗ был издан им в 1805). "Текст этой Библии, - отмечает *Иванов А.И., - показывает, что у армян библейская критика стояла довольно высоко. Для Нового Завета Зохарб использовал 20 рукописей". Издание Зохарба дважды выходило в России (СПб., 1814. М., 1860), а в 1895 в Константинополе вышло издание, построенное в осн. На Зохарбовской Библии. Готский перевод. Христианство стало распространяться среди восточногерманского племени готов в 4 в. Тогда же их арианский епископ сделал перевод Свящ.Писания (см. Ст. Ульфила). Греческие переводы. Греч. Язык был первым, на к-рый переведены книги ВЗ.
Древние греч. Пер. Относятся ко времени между 3 в. До н.э. И 3 в. Н.э. Кроме общеизвестных версий (см. Ст. Септуагинта. Акила. Феодотион. Симмах) *Ориген отыскал еще три анонимных, к-рые поместил в дополнение к своим *Экзаплам. О переводах Писания на новогреч. Язык см. Ст. Переводы Библии на новые европ. Языки. Грузинские переводы. Христианизация Грузии началась в 4 в. Нек-рые исследователи полагают, что тогда же на груз. Язык были переведены книги Свящ.Писания (прежде всего Евангелие) Однако сохранившиеся рукописи относятся к более позднему времени (7-9 вв.). Из них можно сделать вывод, что переводчики имели в своем распоряжении арм. Версию. Насчитывают 5 различных грузинских пер. Евангелия этого периода. В 10 в. Появился новый пер., сделанный афонским монахом Евфимием.
В 11 в. Он был переработан Георгием Агиоритом и послужил основой для всех последующих рукописных и печатных изд. НЗ. В печати грузинский пер. Библии появился в Москве (1723, 1843) и в Петербурге (в изд. Росс. Библ. Общества, 1816, 1818). В наст. Время Патриархат Грузинской Правосл. Церкви работает над подготовкой пер. Библии на совр. Грузинский язык. Коптские переводы. Коптами называют потомков древних египтян, избежавших эллинизации и арабизации. Коптские версии Писания принадлежат к числу древнейших (2-3 вв. Н.э.). Существуют три группы переводов, к-рые соответствуют трем разновидностям коптских диалектов. А) нижнеегипетский александрийский( б) среднеегипетский (фаюмский) и в) верхнеегипетский (фивский). Коптские переводы ВЗ сделаны в осн.
С Септуагинты, но в них использованы и др. Древние переводы. Наиболее ранние манускрипты коптской Библии относятся к 3-4 вв. Коптские версии имеют большое значение для *текстуальной критики, т.к. Содержат древние варианты чтения. Латинские переводы. Как полагают ученые, первые лат. Пер. Библии были сделаны уже во 2 в. Н.э., вероятно в Риме, в Римской Африке или в Галлии. По этим переводам Писание цитируется у христ. Авторов 2-4 вв. (*Тертуллиан, сщмч.Киприан, *Викторин, Лактанций и др.). На существование многих лат. Пер. Указывает блж.*Августин. Согласно классификации *Уэсткотта и *Хорта, в этих переводах различаются три осн. *рукописные традиции. А) африканская (используемая Тертуллианом и Киприаном), б) италийская, или И т а л а, по к-рой Библию цитировал блж.Августин, в) галльская.
Первопечатное издание старолат. Версии вышло в Риме в 1588. В сотнях сохранившихся манускриптов содержится столь много расхождений, что представляется невозможным полностью реконструировать исходные тексты. Недостатки старолат. Переводов стали очевидными уже в 4 в., что побудило папу Дамаса I провести их тщательный пересмотр. Труд был поручен блж.*Иерониму, к-рый, начав редакторскую работу, сделал затем и собственный пер. Библии, завершенный им в 405 (см. Ст. Вульгата) Сирийские переводы. Христианство распространилось в Сирии еще в апостольские времена. В сир. Культурном регионе возникли и две древние школы экзегетики. *антиохийская школа и *эдесская школа. Поэтому Библия должна была быть переведена там очень рано. Во 2 в.
*Гегезипп уже знал сир. Евангелие. В 4 в., как можно заключить из писаний *Афраата и прп.*Ефрема Сирина, сир. Версия была общеупотребит. На Востоке. По мнению текстологов, она имела не менее 3-х рукописных традиций. Первая отражена в рукописи Каретона У., найденной в 1842 в Египте, вторая - в *палимпсесте, обнаруженном на Синае в 1892, а третья - в большом количестве манускриптов, объединяемых общностью происхождения. Поскольку сир. Переводом пользовался уже *Татиан, он не мог быть сделан позже 2 в. Это определяет его важную роль в текстуальной критике (см. Ст. Пешитта). Основные варианты сир. Версии издавались в 19 в. В кон. 4 в. Палестинские христиане-мельхиты сделали пер. Библии на диалекте, близком к арам. Языку. От этой версии дошли только фрагменты.
В основе ее лежала Септуагинта и, может быть, нек-рые Таргумы. Эфиопский перевод. Апостолом эфиоп. Народа был св.Фрументий, проповедовавший в 1-й пол. 4 в. Когда был сделан эфиоп. Пер. Библии, неизвестно. Рукописи его (числом ок.100) относятся к Средним векам. По общему мнению ученых, Свящ. Писание в Эфиопии было переведено в 6-7 вв., после того, как христиане этой страны образовали независимую монофизитскую церковь. Лишь нек-рые библеисты (напр., *Дилльманн) полагают, что пер. Был сделан в 4 в., т.е. До Халкидонского разделения. 1-е изд. Эфиоп. Версии вышло в 2-х томах в Риме в 1548-49. Согдийский перевод был сделан ок.6 в. Для христиан Средней Азии. От него сохранились лишь фрагменты в *лекционариях, показывающие, что переводчики основывались гл.
Обр. На Пешитте. В и г у р у Ф., Руководство..., М., 19162, т.1. Д о й е л ь Л., Завещанное временем, М., 1980. *И в а н о в А.И., Текстуальные памятники свящ. Новозав. Писаний, БТ, 1960, сб.1. *И о с и ф Баженов( Древнейший сир. Пер. Свящ. Писания, ДБ, 1860, N 28. *К о з а р ж е в с к и й А.Ч., Источниковедческие проблемы раннехрист. Лит-ры, М., 1985. Краткие сведения о переводах ветхозав. Библии, ЧОЛДП, 1878, ( 1. *Л а д и н с к и й А., Древнейшие переводы и перефразы Свящ.Писания, ДБ, 1872, ( 21, 22, 28, 30, 40. [*Р о ж д е с т в е н с к и й В.Г.], Италийский перевод, Versio Italica, ХЧ, 1875, т.II. Е г о ж е, Фрейзингенские фрагменты италийского перевода посланий ап. Павла, ХЧ, 1876, т. I. Е г о ж е, Историч. Обозрение книг НЗ, СПб., 1878.
*Ю н г е р о в П.А., Древние переводы Свящ. Писания ВЗ, ПС, 1902, т.I. *K e n y o n F.G., Our Bible and the Ancient Manuscripts, N.Y., 1958. R o b e r t s B.J., The Old Testament Text and Versions, Cardiff, 1951. *R o b i n s o n H.W., The Bible in Its Ancient and English Versions, Oxf., 1954. V o o b u s A., Early Versions of New Testament, Stockholm, 1954. Enc. Kat., t.2, s. 397-99. NCE, v.3. См. Также ст. Древнеевр. Переводы НЗ..
Дополнительный поиск Переводы Библии На Древние Языки
На нашем сайте Вы найдете значение "Переводы Библии На Древние Языки" в словаре Библиологический словарь. Александр Мень, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Переводы Библии На Древние Языки, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "П". Общая длина 32 символа