Рационализм
(от лат. Ratio - разум, рассудок) В БИБЛЕИСТИКЕ, подход к Свящ. Писанию, к-рый исключает все, что не может быть познано и объяснено чисто рассудочным путем. Р. Как тип мировоззрения возник еще в эпоху античности, но развился в постренессансной Европе и достиг кульминации в филос. Системах 17-18 вв. Существовало неск. Разновидностей Р., хотя всех их объединяла односторонняя переоценка рационального элемента в познании, этике и социальной жизни. Предтечей Р. В библеистике считается *Абеляр (12 в.). В классическом Р. Нового времени можно выделить 4 подхода к религии и Библии. 1) Одно направление рассматривало мир и историю "в пределах только разума", однако сферу *Откровения оставляло неприкосновенной (напр., *Гроций, *Землер).
2) Другое направление, связанное с деизмом, признавая бытие трансцендентного Бога, отрицало возможность Откровения (и, следовательно, *боговдохновенности), Боговоплощения и *чудес (*Реймарус, *Паулюс). 3) Третий, пантеистический, вариант Р. Фактически отождествлял Богочеловечество и Откровение с самопознанием человеческого духа, тождественного Мировому Духу (*Спиноза, *Гегель, *Штраус в первый период своей деятельности). 4) И, наконец, четвертый тип Р. Притязал на абсолютное господство рассудка в познании и рассматривал любую религию как нечто иллюзорное или плод обмана (П.А.Гольбах (1723-89), Вольней К.Ф. (1757-1820)). Соответственно этим разновидностям Р. Складывались и 4 подхода к Библии. *Отрицательная критика развивалась в осн.
Под влиянием 2-4-го типов Р. Ряд богословов (напр., *Хомяков, *Вигуру) указывал на генетич. Родство Р. С протестантизмом. Действительно, элементы Р. Можно обнаружить у мн. Протестантских библеистов, особенно либерального направления, и школ, связанных с ним. Однако рассматривать всю *протестантскую экзегетику и *герменевтику как рационалистическую было бы неоправданной крайностью. Р. В чистом виде, с его гипертрофией рассудочного элемента, является учением, чуждым христианству, что, впрочем, не означает, что само христианство полностью иррационально и не может осмыслять и формулировать свою веру средствами разума. Уже отцы Церкви указывали на разум как на дар Божий, к-рый участвует в постижении бытия Божьего и мира (см.
Напр., Климент Александрийский) Христианское богословие с самого своего зарождения прибегало к логике и рациональной мысли, хотя, как подчеркивал *Паскаль, перед лицом высшей Реальности разум должен осознать ограниченность своих пределов. Прот.*Б у т к е в и ч Т., Рационалистич. Гипотезы о воскресении Господа нашего Иисуса Христа, Харьков, 1910. B у л ь ф и у с А.Г., Основные проблемы эпохи "просвещения", Пг., 1923. К э р н з Д.С., Разумность христ. Веры, Берлин, 1924. *Л о п у х и н А.П., Библейский Р. В его историч. Происхождении и развитии, в его кн. Библ. История, СПб., 19132, т.1. М е е р о в с к и й Б.В., Свободомыслие англ. Деистов-материалистов 16 в., ВНА, М., 1972, вып.13. *М у р е т о в М.Д., Протестантское богословие до появления Страусовой "Жизни Иисуса", Серг.
Пос., 1894. Диак.П р е о б р а ж е н с к и й И.А., Популярный Р. И научная критика Библии, БВ, 1905, ( 6. Еп.С и л ь в е с т р (Малеванский), Краткий историч. Очерк Р. В его отношении к вере, К., 1862. *С о л о в ь е в Вл., Кризис западной философии, Соч., СПб., 19112, т.1. C п е к т о р с к и й Е., Происхождение протестантского Р., Варшава, 1914. Ф а в о р о в Н.А., Публичное чтение о вере в Иисуса Христа..., против Р., К., 1865. *L а g г а n g е M.J., Critique textuelle - critique rationelle, P., 1935..
Дополнительный поиск Рационализм
На нашем сайте Вы найдете значение "Рационализм" в словаре Библиологический словарь. Александр Мень, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Рационализм, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Р". Общая длина 11 символа