Роман Сладкопевец

267

Прп. (кон. 5 в. - ок. 555), церк. Поэт-гимнотворец, создатель богослужебного жанра "кондаков". Род. В Эмесе (Сирия) в евр. Семье (см. 2 песнь греч. Канона праздника святого). После обращения принял сан диакона в Берите (Бейруте), а затем переехал в Константинополь, где и прославился как слагатель песнопений. Умер (согласно новооткрытому житию) в Авасском м-ре под Константинополем. Пробуждение в Р.С. Поэтич. Таланта житие описывает как внезапный и чудесный дар Богородицы (во сне ему, подобно древнему пророку, было дано съесть свиток). Р.С. Стал новатором, создавшим новые поэтич. Приемы, к-рые оказали влияние на всю визант. И европ. Поэзию. Сохранилось oк.80 кондаков Р.С., из к-рых б. Ч. Посвящена библ. Темам (напр., о предательстве Иуды, Плач Богоматери и др.).

Наиболее известным из них является рождественский кондак "Дева днесь...". "Творчество Романа отличается народной простотой и интенсивностью переживания. С ним в византийскую литературу пришло мировосприятие простых людей, греков и иных народностей империи, к-рым мало было дела до классических традиций и эллинской учености" (*Аверинцев). Как поэт Р.С. Был продолжателем традиции прп.*Ефрема Сирина. О десяти девах, БТ, 1968, сб.4. На усопших. - О предательстве Иудином, пер. С.Аверинцева, в кн. Памятники визант. Лит-ры IV-IХ вв., М., 1968. Кондак прп. Р.С. На Сретенье Господне, пер. Игум. Платона, ЖМП, 1984, ( 2. А в е р и н ц е в С.С., Поэтика ранневизант. Лит-ры, М., 1977. Е г о ж е, О Р.С. В кн. Культура Византии IV - 1-й пол. VIIвв., М., 1984.

*У с п е н с к и й Н.Д., Св. Р. С. И его кондаки, ЖМП, 1966, ( 11, 1967, ( 1. E г о ж е, Кондаки св. Р. С., БТ, 1968, сб. 4. G r o s d i d i e r d e M a t o n s J., Romanos le Мelodie et lеs origines de la роesie religieuse . Byzance, P., 1977. Проч. Иностр. Библиогр. См. Butlers Lives of the Saints, 1980, v.4, р.4..

Значения в других словарях
Роман Сладкопевец

(Romanós Melodós) (конец 5 в., Эмеса, Сирия, — около 560, Константинополь), византийский церковный поэт. Придал литературное совершенство форме кондака (стихотворная проповедь со строфическим делением и рефреном, часто с элементами драматизации). Стихи Р. С. Отличаются цельностью нравственной эмоции, простотой и яркостью выражения. Под именем Р. С. Дошло 85 текстов, из которых 60 подлинны. Некоторые кондаки Р. С. Были усвоены церковным обиходом в славянских странах, в том числе на Руси. Соч. Rom..

Роман Сладкопевец

РОМАН СЛАДКОПЕВЕЦ (кон. 5 в. - ок. 560) - византийский гимнограф (мелод). Уроженец Сирии. Автор многострофных лирико-поэтических поэм, называемых кондаками. Под его именем дошло 85 текстов, посвященных различным церковным праздникам. Поэзия Романа Сладкопевца тесно связана с сирийской духовной песенностью. Известны славянские переводы его сочинений (в т. Ч. Рождественский кондак "Дева днесь").. ..

Роман Сладкопевец

РОМАН СЛАДКОПЕВЕЦ (конец 5 в. - около 560), византийский церковный поэт-гимнограф. Уроженец Сирии. Монах. Довел до совершенства форму стихотворной проповеди со строфическим членением и рефреном, часто с элементами драматизации. Автор> религиозно-этических поучений - гимнов (свыше 1000. Известно около 85), которые облекал в форму кондаков> (знаменитый рождественский> кондак> "Дева днесь"). Поэзия> Романа Сладкопевца тесно связана с сирийской духовной песенностью.. ..

Роман Сладкопевец

Автор песнопений, называемых кондаками и употребляемых до сих пор в православной церкви (например, "Дева днесь Пресущественного Рождает". "Душе моя, душе моя, восстани"). В греческом подлиннике гимны Р. Имели особый стихотворный размер, называемый тоническим, которого он считается распространителем. Православная церковь причислила Р. К лику святых. Немецкий византинист Крумбахер, издавший полное собрание гимнов Р., признает, что по поэтическому дарованию, одушевлению, глубине чувства и возвышенн..

Роман Сладкопевец

(кон. V в. —560 г.) — выдающийся гимнограф. Уроженец Сирии, был диаконом в Берите (Бейруте), затем в Константинополе. Возможно, принял пострижение. Создатель особой формы богослужебного песнопения — кондака (см.). Автор около 85 (по другим сведениям — около 60) кондаков. Не смотря на то, что кондаки впоследствии были вытеснены из богослужения канонами, некоторые из кондаков Романа Сладкопевца до сих пор используются в православной церковной практике (например, кондак на Рождество Христово). Памя..

Розанов

Николай Петрович (1856-1941), рус. Правосл. Библеист и историк. Род. В семье синодального чиновника, магистра богословия. Выпускник МДА. Удостоен звания магистра за труд о *Евсевии Кесарийском (М., 18802). Вел курс Свящ. Писания НЗ в МДС. С 1897 издавал при московском "Обществе любителей духовного просвещения" популярный журнал "Воскресные беседы". Принимал участие в работе над "Толковой Библией" и сб. "У Троицы в Академии" (М., 1914). В послереволюц. Время занимался краеведением. Был членом общ..

Ройсс

(Reuss) Эдуард (1804-91), нем. Библеист *либерально-протестантской школы экзегезы, один из основоположников *документарной теории происхождения *Пятикнижия. Род. В Страсбурге, где получил образование и был с 1834 э.-орд., с 1836 орд. Проф. По НЗ, а с 1864 проф. По ВЗ. Испытал на себе влияние идей *Шлейермахера и *Гегеля. Настаивал на примате чувства в религии, хотя и считал, что на начальных стадиях она неотделима от культа. В своих лекциях 1834 Р. Первым высказал догадку, что Кн.Левит является ..

Романюк

(Romaniuk) Казимеж, свящ. (р.1927), польский католич. Библеист. Окончил *Папский библейский ин-т, защитил дисс. "Любовь Отца и Сына в сотериологии св. Павла" ("Lаmоur du P-re et du Fils dans la soteriologie de Saint Раul, 1961). Проф. Богословия НЗ, *текстуальной критики и *языков библейских в Люблинском Католич. Ин-те (1962-76. С 1966 зав. Каф. Библ. Богословия). Состоял гл. Ред. Новозав. Раздела польской "Библии тысячелетия" (см. Ст. Переводы Библии на новые европ. Языки) Автор "Методологическ..

Российское Библейское Общество

Рус. Межконфессиональная организация, занимавшаяся переводами, изданием и распространением книг Свящ. Писания на территории Российской империи. Формально существовало с 1814 по 1826. Предыстория. Р.б.о. Было создано по образцу "Британского и зарубежного библейского общества" (см. Ст. Общества библейские). В августе 1812 представитель этого общества пастор Джон Патерсон прибыл в Петербург с целью напечатать Библию на финском языке. Там он распространил "Обращение", в к-ром осведомлял рус. Обществ..

Дополнительный поиск Роман Сладкопевец Роман Сладкопевец

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Роман Сладкопевец" в словаре Библиологический словарь. Александр Мень, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Роман Сладкопевец, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Р". Общая длина 17 символа