Самарянское Пятикнижие

301

Древняя *рецензия *Пятикнижия, сохранившаяся в общине самарян. Самаряне. Название общины происходит от столицы древнего *Ефрема Самарии (евр. ШомрТн), основанной в 9 в. До н.э. Со времени правления Давида жители Севера тяготились главенством Иерусалима и после смерти Соломона отделились (см. Ст. Разделение царств) Северяне имели собств. Традиции и святые места (Сихем, Вефиль, Дан), однако исповедовали общую всем израильтянам богооткровенную религию. В 721 Северное, Самарийское царство было уничтожено ассирийцами, но при царе Иосии в 20-х гг. 7 в. Его земли были снова присоединены к Иудейскому царству. Однако уже за столетие до Иосии население Ефрема стало смешанным. Ассирийцы депортировали туда множество выходцев с востока.

"Господа они чтили, и богам своим они служили", - свидетельствует 4 Цар 17:33. После возвращения из Плена иудеи стали смотреть на северян как на людей, утративших чистоту религии. Когда самаряне пожелали принять участие в постройке Храма, они получили отказ. Конфликт между Севером и Югом углубился из-за того, что при персидском господстве самарянский правитель Санваллат получил контроль над Иерусалимом. Ок. 330 до н.э. Самаряне построили собств. Храм близ Сихема на горе Гаризим. В кон. 2 в. До н.э. Хасмонейский царь Иоанн Гиркан I разрушил этот храм, но самаряне продолжали приходить на это место для совершения обрядов. В евангельскую эпоху вражда между иудеями и самарянами не утихла (ср.Ин 4:9). В Иудее тех лет самарян считали раскольниками, еретиками, почти язычниками.

В свою очередь, самаряне считали, что именно они есть "Истинный Израиль". В наст. Время самарянская община в Палестине насчитывает ок. 400 человек. Самарянское Пятикнижие. Хотя вначале самарянская религия имела черты *синкретизма, к 4 в. До н.э. Она освободилась от них. Основой самарянского вероучения стало Пятикнижие, к-рое, по преданию, принес в Сихем Манассия, брат иудейского первосвященника. Уцелевшие древние списки С.П. Не старше 11 в. Н.э. Они написаны особым *алфавитом, генетически связанным с *финикийским алфавитом. Европейские ученые ознакомились с С.П. В 1616. Впервые оно было напечатано в Парижской *полиглотте (1645). Исследователи установили, что самарянская рецензия Пятикнижия близка к *Септуагинте и ряду библ. Рукописей *Кумрана.

Возникновение С.П. Предположительно относят к 5 в. До н.э., т.е. К *Реставрации эпохе. По мнению большинства библеистов, значение С.П. Для *текстуальной критики не столь значительно, поскольку 6000 разночтений, к-рые отличают его от *масоретского текста, появились довольно поздно. Мн. Из них носят характер гармонизации, сглаживания противоречий, продиктованы догматич. И конфессиональными соображениями. Так, слово Элогим часто заменяется словом Эль, чтобы избежать даже намека на множественность богов (см. Ст. Имена Божии). Нередко исправления носят вполне произвольный характер (напр., в Быт 48:16 слово "ангел" заменено словом "царь"). Вопрос о том, когда именно были внесены эти изменения и на какой *рукописной традиции основано С.П., остается пока открытым.

Существуют арам. *таргумы и греч. Переводы С.П. Признавая из всей Библии только Пятикнижие, самаряне отрицали те аспекты ветхозав. Богословия, к-рые были раскрыты в др. Книгах *канона. Впрочем, у них была вера в Мессию, Которого они называли Тахеб (Восстановитель). Именно Его имела в виду самарянка в беседе со Христом Спасителем (Ин 4:25). Первые самаряне, принявшие христианство, были обращены диаконом Филиппом (Деян 8:5 сл.). По мнению ряда историков (напр., *Поснова), самарянство стало одним из источников гностицизма. Архим.*А н т о н и н (Капустин), Доктор Сепп А. (из совр. Состояния Самарянской Общины на Востоке), ТКДА, 1875, ( 10. В и л ь с к е р Л.Х., Самаритянский язык, М., 1974. В и н н и к о в И.Н., Самарянское Пятикнижие и устная палестинская традиция, ПСб., 1966, ( 15 (78).

Е л и с е е в А.В., Самаритяне и их Пятокнижие, РП, 1888, ( 18. *Р ы б и н с к и й В.П., Самаряне, К., 1913 (там же приведена обширная библиогр.). W u r t h w e i n E., Der Text des Alten Testaments, Stuttg., 1952 (англ. Пер. The Text of the OT, N.Y., 1957). Проч. Иностр. Библиогр. См. В ODCC, p.1231..

Значения в других словарях
Савинский

Сергей Васильевич, прот. (1877-1954), рус. Правосл. Богослов. Род. В Ярославской губ. В семье сел. Священника. Окончил КДА (1900). Преподавал догматич. Богословие в Черниговской ДС (1901-1918). В 1907 КДА удостоила его звания магистра. В первый период своей преподавательской деятельности С. Много публиковался в церк. Периодич. Печати. В 1944 он стал одним из участников возрождения МДА. Рукоположен в 1947. Был проректором, инспектором, а затем ректором академии, служил в Успенской академич. Церкв..

Савонарола

(Savonarola) Джироламо, иером. (1452-98), итал. Католич. Проповедник, богослов и обществ. Деятель. Род. В аристократич. Семье. Отец С., известный ученый, готовил его к медицинской карьере и дал ему прекрасное образование. Однако юноша тайно покинул дом и вступил в орден доминиканцев (1475). В Болонском м-ре он изучал схоластич. Философию, Библию и написал свои первые стихи. Там же проявился его великий проповеднический дар. По благословению монастырского начальства он проповедовал в различных го..

Самуила Книги

См. Царств книги.. ..

Санди

Сандей (Sanday) Уильям (1843-1920), англ. Экзегет, исследователь НЗ. Учился, а затем преподавал в Оксфорде. Был одним из инициаторов введения в англ. Экзегетику новых критич. Методов исследования. Согласно С., *синоптики писали в период между 60-70 гг. И у них можно найти достаточно подлинных свидетельств о жизни и учении Христа. С. Не принимал резкого противопоставления *"исторического Иисуса" и "Христа веры" и считал, что те критики, к-рые отрицают, что Христос был Основателем Церкви, заходят ..

Дополнительный поиск Самарянское Пятикнижие Самарянское Пятикнижие

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Самарянское Пятикнижие" в словаре Библиологический словарь. Александр Мень, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Самарянское Пятикнижие, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "С". Общая длина 22 символа