Самарянское Пятикнижие
Древняя *рецензия *Пятикнижия, сохранившаяся в общине самарян. Самаряне. Название общины происходит от столицы древнего *Ефрема Самарии (евр. ШомрТн), основанной в 9 в. До н.э. Со времени правления Давида жители Севера тяготились главенством Иерусалима и после смерти Соломона отделились (см. Ст. Разделение царств) Северяне имели собств. Традиции и святые места (Сихем, Вефиль, Дан), однако исповедовали общую всем израильтянам богооткровенную религию. В 721 Северное, Самарийское царство было уничтожено ассирийцами, но при царе Иосии в 20-х гг. 7 в. Его земли были снова присоединены к Иудейскому царству. Однако уже за столетие до Иосии население Ефрема стало смешанным. Ассирийцы депортировали туда множество выходцев с востока.
"Господа они чтили, и богам своим они служили", - свидетельствует 4 Цар 17:33. После возвращения из Плена иудеи стали смотреть на северян как на людей, утративших чистоту религии. Когда самаряне пожелали принять участие в постройке Храма, они получили отказ. Конфликт между Севером и Югом углубился из-за того, что при персидском господстве самарянский правитель Санваллат получил контроль над Иерусалимом. Ок. 330 до н.э. Самаряне построили собств. Храм близ Сихема на горе Гаризим. В кон. 2 в. До н.э. Хасмонейский царь Иоанн Гиркан I разрушил этот храм, но самаряне продолжали приходить на это место для совершения обрядов. В евангельскую эпоху вражда между иудеями и самарянами не утихла (ср.Ин 4:9). В Иудее тех лет самарян считали раскольниками, еретиками, почти язычниками.
В свою очередь, самаряне считали, что именно они есть "Истинный Израиль". В наст. Время самарянская община в Палестине насчитывает ок. 400 человек. Самарянское Пятикнижие. Хотя вначале самарянская религия имела черты *синкретизма, к 4 в. До н.э. Она освободилась от них. Основой самарянского вероучения стало Пятикнижие, к-рое, по преданию, принес в Сихем Манассия, брат иудейского первосвященника. Уцелевшие древние списки С.П. Не старше 11 в. Н.э. Они написаны особым *алфавитом, генетически связанным с *финикийским алфавитом. Европейские ученые ознакомились с С.П. В 1616. Впервые оно было напечатано в Парижской *полиглотте (1645). Исследователи установили, что самарянская рецензия Пятикнижия близка к *Септуагинте и ряду библ. Рукописей *Кумрана.
Возникновение С.П. Предположительно относят к 5 в. До н.э., т.е. К *Реставрации эпохе. По мнению большинства библеистов, значение С.П. Для *текстуальной критики не столь значительно, поскольку 6000 разночтений, к-рые отличают его от *масоретского текста, появились довольно поздно. Мн. Из них носят характер гармонизации, сглаживания противоречий, продиктованы догматич. И конфессиональными соображениями. Так, слово Элогим часто заменяется словом Эль, чтобы избежать даже намека на множественность богов (см. Ст. Имена Божии). Нередко исправления носят вполне произвольный характер (напр., в Быт 48:16 слово "ангел" заменено словом "царь"). Вопрос о том, когда именно были внесены эти изменения и на какой *рукописной традиции основано С.П., остается пока открытым.
Существуют арам. *таргумы и греч. Переводы С.П. Признавая из всей Библии только Пятикнижие, самаряне отрицали те аспекты ветхозав. Богословия, к-рые были раскрыты в др. Книгах *канона. Впрочем, у них была вера в Мессию, Которого они называли Тахеб (Восстановитель). Именно Его имела в виду самарянка в беседе со Христом Спасителем (Ин 4:25). Первые самаряне, принявшие христианство, были обращены диаконом Филиппом (Деян 8:5 сл.). По мнению ряда историков (напр., *Поснова), самарянство стало одним из источников гностицизма. Архим.*А н т о н и н (Капустин), Доктор Сепп А. (из совр. Состояния Самарянской Общины на Востоке), ТКДА, 1875, ( 10. В и л ь с к е р Л.Х., Самаритянский язык, М., 1974. В и н н и к о в И.Н., Самарянское Пятикнижие и устная палестинская традиция, ПСб., 1966, ( 15 (78).
Е л и с е е в А.В., Самаритяне и их Пятокнижие, РП, 1888, ( 18. *Р ы б и н с к и й В.П., Самаряне, К., 1913 (там же приведена обширная библиогр.). W u r t h w e i n E., Der Text des Alten Testaments, Stuttg., 1952 (англ. Пер. The Text of the OT, N.Y., 1957). Проч. Иностр. Библиогр. См. В ODCC, p.1231..
Дополнительный поиск Самарянское Пятикнижие
На нашем сайте Вы найдете значение "Самарянское Пятикнижие" в словаре Библиологический словарь. Александр Мень, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Самарянское Пятикнижие, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "С". Общая длина 22 символа