Сведенборг
(Swedenborg) Эмануэль (1688-1772), швед. Ученый и мистик. Род. В Стокгольме. Изучал математику, инженерное дело и классич. Языки. Прославился трудами по алгебре, геологии, химии. Был почетным членом Петерб. АН. Создал собственную теософскую систему, в к-рой сочетались элементы натурфилософии и оккультизма. С. Много занимался исследованиями Библии. Ортодоксально-протестантские толкования его не удовлетворяли, и он предпринял попытку найти новый ключ к ее пониманию. К этому, по собств. Признанию, его побудило видение, к-рое он имел в Лондоне. По словам С., Бог избрал его, "чтобы раскрыть людям духовный смысл Священного Писания". Это новое "откровение" С. Изложил в ряде книг, к-рые привлекли к нему внимание во мн. Странах. Учение С. Является абсолютным христоцентризмом.
Бог есть предвечный Богочеловек, в недрах Которого пребывают Отец, Сын и Св.Дух. Воплощение означает, что Св.Дух вошел в земной мир, приняв человеческую природу, чтобы изгнать из нее демонов. С. Учил о множественности духовных миров, к-рые, по его словам, открывались ему в видениях. Все духовные существа суть люди, либо пребывающие в свете, либо оставшиеся во тьме, либо живущие в этом мире в ожидании своей участи. Судьбы этих существ определяются судами Божьими, к-рые периодически совершаются в мире. С. Считал, что *посмертное бытие человека не статично, а так же подчинено закону развития, как земная жизнь. В свете подобных взглядов С. И толковал Библию. В экзегетике С. Злоупотреблял *аллегорическим методом и не останавливался перед самыми смелыми фантазиями.
Учение *Малого Апокалипсиса он рассматривал как пророчество о конце "старой Церкви" и начале нового, "духовного", христианства. Проповедь С. Вызвала гонения против него со стороны лютеранского духовенства. Последователи С. Составили особую секту "сведенборгиан", или "Церкви Нового Иерусалима", к-рая существует и поныне (гл. Обр. В Англии и США). Доктрина С. Была популярна среди рус. "мистиков" Александровской эпохи. Церк. Авторы подвергали ее критике, хотя митр.*Филарет Дроздов( считал, что нравственное учение С. Не может вызывать возражений. В рус. Пер. О небесах, о мире духов и об аде, Лейпциг, 1863. Избр. Соч., Лондон, 1872, вып.1. О Божественной любви и Божественной мудрости посмертное( творение), СПб., 1904. Апокалипсис (гл.1) по смыслу духовному, СПб., 1906, ч.1.
О последнем (страшном) суде, Толкование гл.25 Матфея Посмертное( творение), СПб., 1906. О сообщении души и тела, СПб., 1910. Увеселения Премудрости о любви супружественной, М., 1914. К а н т И., Грезы духовидца, поясненные грезами метафизика, в его кн. Соч., М., 1964, т.2. Л е м а н А., Иллюстриров. История суеверий и волшебства от древности до наших дней, М., 1900. О с и н и н И.Г., Шведенборг и его учение, ДБ, 1859, ( 29. *С о л о в ь е в Вл., С., Соч., СПб., 19142, т.10. *Х р и с а н ф (Ретивцев), Эмануил С. И его вероучение, ХЧ, 1866, т.1. Э м е р с о н Р., Избранники человечества, М., 1912. Иностр. Библиогр. См. В ФЭ, т.4..
Дополнительный поиск Сведенборг
На нашем сайте Вы найдете значение "Сведенборг" в словаре Библиологический словарь. Александр Мень, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Сведенборг, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "С". Общая длина 10 символа