Символы Библейские

333

Словесные, предметные и др. Знаки, отражающие высшую духовную реальность. Греч. Слово sЪmbolon, символ, происходит от глагола sumbЈllw, соединяю. Эта этимология указывает на роль С. Как вида коммуникации, призванного кодировать и передавать человеческий опыт и мысль. По существу всякая речь или система условных знаков (напр., в математике) символичны. Но в сфере религ. C. Не есть отвлеченная идея или даже аллегория. Он сам причастен той духовной реальности, к-рую отображает. Религиозный С. Оказывается необходимым там, где абстрактная, чисто логическая система не в силах выразить реальность. "В символе все являет духовную реальность, и в нем все необходимо для ее явления, но н е в с я духовная реальность является и воплощается в символе.

Символ всегда о т ч а с т и, "ибо мы отчасти знаем и отчасти пророчествуем" (1 Кор 13:9), - ибо символ по самой сущности своей соединяет реальности несоизмеримые, из к-рых одна остается по отношению к другой - "абсолютно другой"" (прот.А.Шмеман). *Антиномия библ. С. Заключается в том, что они выражают невыразимое. Поэтому по своей природе они близки к *мифологеме и догмату. В С. Слова и образы временного бытия передают тайны бытия вечного. Словесные С. В первую очередь, к ним относятся *Имена Божьи, а также *антропоморфизмы, *социоморфизмы в Библии, а также *натуроморфные образы библейские, призванные возвещать о Боге Живом на языке земных представлений. Глубоко символичны и тайны метаистории, запечатленные в *Прологе Кн.Бытия, у *пророков и в Откровении.

Символич. Язык характерен для *предапокалиптической и *апокалиптической литературы. Нередко свящ. Авторы прибегают к парадоксам *концептуальной символики. Символическими являются и "пространственные" образы Писания (Бог, пребывающий "на небесах"", Христос, "сходящий" в наш мир). С. Не претендуют на адекватное изображение тайны. Их гл. Особенность - способность передавать опыт Запредельного. *Символические действия. К ним относятся особые формы пророческой проповеди, *жертвоприношения и обряды *таинств церковных. Предметные С. Включают принадлежности ветхозав. Культа, напр., Ковчег и Скинию, знаменующие присутствие Бога среди народа. Все устройство ветхозав. Храма (семисвечник, "медное море" и т.д.) символизирует Вселенную, наполненную Славой Господней.

Символическими являются элементы обряда в христ. Таинствах. Библ. С. В раннехрист. Искусстве. Изобразительное искусство древней Церкви уделило много места символич. Образам, заимствованным из Писания (особенно из ВЗ и евангельских *притч). Голубь Ноя символизировал весть о спасении, агнец - Христа, рыба - воды крещения (слово рыба, ic(Ъj также является аббревиатурой греч. Слов "Иисус Христос, Божий Сын, Спаситель"), виноградная лоза - единство Церкви Христовой, рыбы и хлеб - Евхаристическую Трапезу, Добрый Пастырь - любовь Христову. Иногда древние христиане использовали и языческие С. (напр., образ Орфея, толкуемый как *прообраз Христа, укрощающего злые силы). Несмотря на ветхозав. Запрет изображений, искусство позднего *иудейства тоже имело свою изобразительную символику.

В частн., на стенах древних *синагог нередко встречаются изображения семисвечника, Ковчега и храмовой утвари (см. Ст.Изобразительное искусство и Библия) *А в е р и н ц е в С.С., С., ФЭС. *Б е р н ф е л ь д С., Символизм в евр. Лит-ре, ЕЭ, т.14. Еп.*Г е д е о н Покровский( Археология и символика ветхозав. Жертв, Каз., 1888. Г о л у б и н с к и й Д.Ф., Разбор и опровержение ложного мнения о Кивоте Завета, ПТО, 1862, т.21. Д е б о л ь с к и й Г.С., Установления ветхозав. Церкви и христианской, для к-рых первые служили образцами, СПб., 1898. И в а н о в М., Язык Библии, ЖМП, 1975, ( 8. Е г о ж е, Особенности библ. Терминологии, ЖМП, 1975, ( 10. Л о с е в А.Ф., Знак, символ, миф, М., 1982. Ф а р т у с о в В.Д., Планы и фасады Ноева ковчега, скинии Моисеевой, первого и второго Иерусалимского храмов и дворца Соломонова с рисунками их принадлежностей, М., 1909.

Свящ.Ф л о р е н с к и й П., Столп и утверждение истины, М., 1908. Е г о ж е, Из богосл. Наследия, БТ, 1977, сб.17. Прот.Ш м е м а н А., Евхаристия. Таинство Царства, Париж, 1984. Иностр. Библиогр. См. В В о u r g u е t Р. De, Early Christian Art, L., 1971. Е l i а d е М., Images and Symbols, L., 1961. O n а s с h К., Liturgie und Kunst der Ostkirche, Halle, 1981. U l r i с h Е., Lexikon christlicher Symbole, Innsbruck-W.-Munch., 1976. HTG, Вd.4, S.175. NCE, v.13, р.863..

Значения в других словарях
Символические Действия

Особая форма пророческой проповеди. Стремясь усилить эмоциональное воздействие своей проповеди, *пророки нередко прибегали к наглядным драматическим действиям. Так, прор. Илия, оставляя прор. Елисею свою власяницу (плащ, милоть), ознаменовал этим, что делает ученика своим преемником (4 Цар 2:8,13-14). Прор.Исайя, предостерегая Иерусалим от бесполезной войны, вышел на улицы города, изображая пленного (Ис 20:1 сл.). Прор. Иеремия с той же целью явился перед народом, неся на шее ярмо (Иер 27:1 сл.)..

Символические Числа Библейские

Одна из категорий *символов в Свящ.Писании, генетически связанная с древневост. *священными числами. Изучение С.ч. Необходимо для экзегетики, поскольку *цифровые данные Библии, не всегда претендуя на фактическую точность, имеют определ. Усл. Значение. Многие цифровые указания Библии округлены в мнемонических целях. Ниже будут приведены лишь осн. Из С.ч. И производные от них. Число 40 символически обозначало подготовительный период, предшествующий к.-л. Важному событию. 40 дней длился потоп (Быт ..

Симеон Новый Богослов

Прп. (ок.949-1022), визант. Подвижник, мистик и писатель. Род. На севере М.Азии, в Пафлагонии, в богатой и знатной семье. По-видимому, при крещении ему было дано имя Георгий. Привезенный родителями в Константинополь юношей, он учился в школах столицы и готовился к императорской службе. Однако призвание к духовному подвигу оказалось сильнее соблазнов светской карьеры, и после длительной внутренней борьбы Симеон ушел в монастырь. В этом шаге решающим для него было влияние его духовника старца Симе..

Симеон Полоцкий

(Самуил Гаврилович Петровский-Ситнианович), иером. (1629-80), белорус. И рус. Духовн. Писатель, публицист, поэт. Род. В Полоцке. Учился в Киево-Могилянской Академии и польской коллегии Общества Иисусова. В 1656 принял постриг в Полоцком Богоявленском м-ре и стал преподавателем в школе "правосл. Братства"". После занятия Полоцка поляками в 1664 С.П. Переселился в Москву, где его писательский и поэтичекий талант привлек внимание двора. Став одним из приближенных лиц царя Алексея Михайловича, он уч..

Дополнительный поиск Символы Библейские Символы Библейские

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Символы Библейские" в словаре Библиологический словарь. Александр Мень, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Символы Библейские, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "С". Общая длина 18 символа