Тремонтан
(Tresmontant) Клод (1925-97), франц. Католич. Ученый и публицист. Преподавал историю философии и философию науки в Сорбонне. Кроме того, занимался проблемами библ. Филологии и *исагогики. В своей ранней книге "Очерк еврейской мысли" ("Essai sur la pensee hebraїque", Р., 1953) Т. Собрал библ. Материал, показывающий принципиальное отличие греч. Мышления от библейского. Контраст между ними можно свести к след. Положениям. 1) Для греч. Философии мир есть порождение верховного начала. Для Библии он - результат творческого акта. 2) Для греков возникновение множественности вещей означает деградацию изначального единства, своего рода грехопадение бытия. Для Библии умножение, рост, множественность обусловлены творческой любовью Божьей.
3) Греки исходили из *дуализма души и тела. Для иудеев же человек - единое, целостное существо. 4) В глазах греков история мира идет замкнутыми циклами, вращаясь по кругу. Для Библии история есть поступательное движение, ведущее к Царству Божьему. Т. Признавал, что *Церковь заимствовала нек-рые элементы греч. Мышления, но в целом сохранила верность библ. Миросозерцанию. Согласно Т., протестанты, декларируя формальную верность Писанию, утратили идею становления, присущего Церкви. В этом пункте Т. Опирался на мысли *Тейяра де Шардена. Книга вызвала большой интерес и полемику. Среди оппонентов Т. Был *Барр, к-рый считал, что противопоставление греч. И иудейского мышления не всегда является оправданным методом в изучении библ.
*семантики. Особенно острые споры вызвала смелая книга Т. "Еврейский Христос. Язык и возраст Евангелий" ("Le Christ hebreu. La langue et l"ge des Evangiles", P.), изданная в 1983 с предисловием еп.Тома Ж.Ш. В этой книге на основании филологич. Анализа Т. Предложил радикальный пересмотр вопроса о датировке и происхождении Евангелий. Т. Считает, что ставшее традиционным в науке мнение о датировке Четвероевангелия периодом между 65 и 100 не обосновано. Оно является не выводом из объективного исследования текста, а продиктовано филос. Концепциями нем. Школ. По мнению Т., все Евангелия были написаны до 70, т.е. До падения Иерусалима. На основании имеющихся в Мф и Ин *гебраизмов Т. Предположил, что первоначально они были написаны на евр.
Языке в 30-х гг. И лишь позднее переведены на греч. Язык. Лк он датирует 40-60-ми гг., а Мк - 50-60-ми гг. Т.о., по гипотезе Т., Четвероевангелие относится к первому поколению христиан и в нем почти дословно сохранены речения Христовы. Книга Т. Написана в публицистич. Ключе, без научного аппарата и библиографии. Взгляды, выраженные в ней, нашли поддержку лишь у немногих библеистов (напр., у *Карминьяка). Другие (напр., *Грело) выступили против них с ожесточенной критикой. В частн., Грело обвинял Т. В обесценивании церк. *Предания, к-рое предшествовало созданию Евангелий. Saint Paul et le myst-re du Christ, P., 1956 (англ. Пер. Saint Paul and the Mystery of Christ, N.Y., 1957). La doctrine morale des proph-tes dIsraёl, P., 1958.
Le prophetisme hebreu, P., 1960. Le probl-me de l"me, P., 1971. G r e l o t P., Evangiles et tradition apostolique, P., 1984..
Дополнительный поиск Тремонтан
На нашем сайте Вы найдете значение "Тремонтан" в словаре Библиологический словарь. Александр Мень, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Тремонтан, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Т". Общая длина 9 символа