Тринитарное Учение

152

(от лат. Trinitas, Троица) В БИБЛИИ, свидетельства Свящ.Писания о Св.Троице. Ипостасные *прообразы в ВЗ. *Откровение, данное ветхозав. Церкви, не содержало в себе Т.у. Одной из причин этого могло быть предохранение израильского народа от соблазнов *политеизма (мн. Языч. Пантеоны увенчивались триадами богов). Если бы Т.у. Было открыто в ВЗ, возникла бы угроза превращения его в "тритеизм", или троеБожье. Поэтому проповедь *пророков, священников и *мудрецов ВЗ была сконцентрирована гл. Обр. На идее *монотеизма. Тем не менее в библ. *богословии ВЗ есть предвосхищения идеи Божественных Ипостасей. Когда Писание ВЗ говорит о Духе Яхве (Быт 1:2. Ис 63:14. Иез 11:24 и др.) и о Его Слове (Пс 32:6. Ис 55:10 сл. И др.), речь идет не о божественных свойствах, но о Самом Божестве.

Понятием, близким к Слову, является Премудрость Божья, к-рая в *Учительных книгах ВЗ наделена ипостасными чертами (напр., Притч 8:22 сл.). В святоотеч. Период один лишь *Феодор Мопсуестский полностью отрицал предвосхищения в ВЗ Т.у. Большинство отцов Церкви было убеждено, что в дохристианской части Библии есть указания на Ипостаси Триединого Бога (свт.*Афанасий Великий, свт.*Василий Великий, свт.*Григорий Назианзин, свт.*Григорий Нисский, свт.Кирилл Александрийский, блж.*Феодорит Киррский и др.). В частн., мн. Отцы толковали в тринитарном смысле "предвечный совет" о создании человека (Быт 1:26). Свт.Василий Великий пишет. "Не говори, что древним умолчено было о Сыне, а нам открыт Он, если только исповедуешь Сына зиждительным Словом.

Ибо отцы знали Слово, поклонялись Божию Слову, а со Словом и Духу" (Против Евномия, 5). Впрочем, подобный взгляд не означает утверждения, что ВЗ имел Т.у. Во всей его полноте (святоотеч. Высказывания на эту тему собраны в кн. Митр.М а к а р и й Булгаков( Православное догматич. Богословие, СПб., 18952, т.1, § 26). Т.у. В книгах НЗ. Евангелия постоянно говорят о Боге как Отце, как Сыне и как Духе. Дух Божий именуется Духом Святым, поскольку слово "Святой" было синонимом слова "Бог" (см.Пс 21:4. Ис 43:15). Но полная тринитарная формула (Отец, Сын и Св.Дух) встречается в Евангелии лишь один раз (Мф 28:19). Она, по-видимому, употреблялась в *первохристианский период при совершении *таинства крещения. Апостол Павел свидетельствует о существовании Т.у.

В раннехрист. Общинах формулой своего благословения. "Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святого Духа со всеми вами" (2 Кор 13:13). Эта формула, при сохранении изначального монотеизма ("Господь один", 1 Кор 12:5) указывает на антиномический характер Т.у. Важнейшим указанием на это учение являются слова в 1 Ин 5:7-8. "Три свидетельствуют на небе. Отец, Слово и Святой Дух. И Сии три суть едино. И три свидетельствуют на земле. Дух, вода и кровь. И сии три об одном". Хотя приведенные слова находятся только в поздних *рукописях (древнейшая из них - 9 в., а наиболее ранняя цитация текста относится к 4 в.), они приняты в церк. *канон как боговдохновенные. Толкования их неоднозначны. Но поскольку "дух, вода и кровь", по-видимому, обозначают тварный мир (быть может, человека, неживую природу и жизнь), то слова послания учат об отражении в земном, тварном бытии Бытия Божественного, Триипостасного.

Впервые слово Троица (греч. TriЈj) как выражение вероучительного *Предания Церкви употреблено свт.*Феофилом Антиохийским во 2-й пол.2 в. [Иером. А л е к с и й (Соловьев)], Ветхозав. Учение о таинствах Пресвятой Троицы, ПТО, 1849, ( 8. Прот.*Б у л г а к о в С., Агнец Божий, Париж, 1933. Е г о ж е, Утешитель, Париж, 1936. Еп.*К а с с и а н (Безобразов), Водою и кровию и духом, ПМ, 1948, вып.6. О б э н П., Бог. Отец, Сын, Дух Святой, "Символ", 1985, ( 13. Свящ.Ф л о р е н с к и й П., Столп и утверждение истины, М., 1914. Проч. Лит-ру см. В ст.Богословие библейское и в NCE, v.14..

Значения в других словарях
Тридентский Собор И Библия

Католич. Всеобщий собор, созванный папой Павлом III в 1545 "для искоренения ересей, преобразования нравов и крестового похода против турок". Главная цель Т.с. Заключалась в противостоянии Реформации и проведении реформ в Римско-католической Церкви. Первое заседание Т.с. Началось в 1545. Собор запретил чтение переводов Библии, не одобренных католич. Церк. Властями. Чтение мирянами разрешенных переводов допускалось "только с письменного дозволения местного священника или духовника". Каноническим п..

Триллинг

(Trilling) Вольфганг, иером. (р.1925), нем. Католич. Библеист. Член общества Ораторианцев (рукоположен в 1955). В 1959 получил степень доктора богословия. Преподавал Ветхий и Новый Завет в Лейпцигском ун-те. В наст. Время проф.НЗ в Эрфурте. Важнейшие работы Т. Посвящены Ев. От Матфея. В них он одним из первых среди католич. Библеистов применил методы *"истории редакций" школы. В кн. "Проблема историчности Иисуса" ("Fragen zur Geschichtlichkeit Jesu", Duss., 1966) Т. Показал, что, несмотря на мн...

Триплеты Библейские

Разделы Свящ.Писания, где возможно усмотреть соединение трех элементов предания. Напр., одна сюжетная канва повторяется трижды в Быт 12:10 сл. 20:1 сл. 26:5 сл.. ..

Тритоисайя

См. Дум. Исайи пророка книга.. ..

Дополнительный поиск Тринитарное Учение Тринитарное Учение

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Тринитарное Учение" в словаре Библиологический словарь. Александр Мень, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Тринитарное Учение, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Т". Общая длина 18 символа