Феминизм И Библия
Понятие Ф. (от лат. Femina женщина) первоначально имело исключительно соц.-политич. Смысл и обозначало движение за равноправие женщин в обществе. Но во 2-й пол. 20 в. Возник и специфич. Христианский Ф., в том числе и "феминистский подход к Библии". Он исходит из того факта, что Библия писалась в период "патриархата", т.е. Социального господства мужчин, и на этом основании рассматривает "патриархальные" тенденции Писания как устаревшие. Современный христианский Ф. Идет еще дальше, требуя пересмотра самого Писания с тем, чтобы, напр., определение Бога как "Отца" было заменено в ряде мест на "Мать". В целом богословы и экзегеты признают справедливость тезиса о "патриархальном" фоне Библии. В частн., о.*Браун пишет. "Поскольку Библия содержит Слово Божье, записанное мужчинами, а ее тексты отражают социологию народа Божьего в период между первым веком по Р.Х.
И одиннадцатым веком до Р.Х., в контексте иной социологии не следует держаться за старую социологию как за сегодняшнюю норму". Тем не менее, при всей своей "патриархальной" тональности Писание подкрепляет идею женского равноправия. Согласно Быт 1-2, женщина и мужчина - одноприродные существа, сотворенные по образу и подобию Божью. Жена является "помощником" мужа (евр. Эзер, что можно перевести как "второе я"). Вместе они составляют "одну плоть". В ветхозав. Период женщины играли активную роль в религ. Жизни. Они обучались *Закону Божьему (Втор 31:12), участвовали в паломничествах и обществ. *богослужении. В уста женщин ВЗ вкладывает молитвословия и свящ. Гимны. Особенно важен факт существования женщин-пророчиц (Исх 15:20.
Суд 5:1 сл. 4 Цар 22:14 сл. Ис 8:3). В *Откровении, данном через прор.Иоиля, Господь говорит, что Дух Божий будет изливаться и на мужчин, и на женщин (2:28). Христос Спаситель Своим авторитетом освящает участие женщины в духовной жизни. Среди Его первых последователей было немало женщин. Значит. Роль играли они и в *первохрист. Общинах (пророчицы, диакониссы, благотворительницы). Трудной экзегетич. Проблемой остается повеление ап.Павла, считавшего, что женам следует молчать в церк. Собраниях, а за разъяснениями дома обращаться к мужьям. Не все христианки имели мужей, а кроме того, запрет не согласуется со словами самого же апостола о допустимости женского пророчества (1 Кор 11:5), т.к. Пророчество было одной из форм публичного слова, проповеди.
По мнению свт.*Иоанна Златоуста, апостол подразумевал лишь женщин, имевших мужей-христиан. Если же у женщины нет мужа-единоверца, тогда "апостол не лишает ее власти учить" (Беседы о Прискилле и Акиле, 1). В любом случае, апостол утверждал лишь функциональное различие между мужским и женским служением в Церкви. Если по психофизич. Естеству женщина отличается от мужчины, то по благодати, учит апостол, "нет мужского пола, ни женского. Ибо все вы одно во Христе Иисусе" (Гал 3:28). Признавая обоснованность эгалитарных требований Ф., подавляющее число экзегетов и богословов всех конфессий не считают возможной ревизию текста Библии, к-рую предлагают сторонники Ф. Пол есть свойство твари и не относится к Богу. Если же Бог назван "Отцом", то это слово освящено авторитетом Иисуса Христа и не может быть заменено другим.
В Библии содержится достаточно свидетельств того, что "отеческое" отношение Творца к миру есть образ, совмещающий черты как отцовской, так и материнской любви (напр., Ос 11:3-4). НЗ и практика Церкви санкционируют многообр. Христ. Служение женщины. Исключение составляет *Таинство Евхаристии, к-рое в соответствии с традицией, восходящей к *Тайной Вечери, совершают мужчины. Поэтому Церкви, имеющие Апостольское преемство и сохраняющие сакральный смысл гл. Церк. Священнодействий, не принимают женского священства, хотя оно допущено в ряде протестантских деноминаций. В а р д и м а н Е., Женщина в древнем мире, пер. С нем., М., 1990. Д е р ж а в и н Д., Доблестная жена по Соломону, М., 1868. Д о г а н о в и ч А., Библ. Женщины, Серг.Пос., 1913.
Прот.*К у с т о д и е в К.Л., Опыт истории библ. Женщины, СПб., 1870. П о п о в и ч Г.Г., Положение женщины в библ. Семье и обществе, ТКДА, 1916, т.1. С м и р н о в А.В., Женщина вне христианства и в христианстве, М., 1882. Архим.*Х р и с а н ф (Ретивцев), Христ. Воззрение на брак, ХЧ, 1867, т.II. B a r r o i s G., Women and Priestly Office According to the Scriptures, in. Women and Priesthood, ed.T.Hopko, Grestwood (N.Y.), 1983. C a r m o d y D., Feminism in Christianity, Nashville, 1982. R u s s e l L. (ed.), Feminist Interpretation of the Bible, Phil., 1985. T e t l o w E., Women and Ministry in the New Testament, N.Y., 1980. Проч. Библиогр. См. В ук. Соч. И в ст. Моногамия. Таинства..
Дополнительный поиск Феминизм И Библия
На нашем сайте Вы найдете значение "Феминизм И Библия" в словаре Библиологический словарь. Александр Мень, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Феминизм И Библия, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Ф". Общая длина 17 символа