Феодор Мопсуестский

271

Еп. (ок.350-428), сир. Грекоязычный богослов и экзегет, представитель *антиохийской школы. Род. В Антиохии в аристократич. Семье. Вероятно, родители его были христианами. Брат Ф., свт.*Полихроний Апамейский, стал, как и он, известным церк. Деятелем. Светское образование Ф. Получил в школе знаменитого языческого ритора Либания, представителя "поздней софистики". Богословским наставником Ф. Был *Диодор Тарсийский. В школе Либания Ф. Сблизился с *Иоанном Златоустом, дружбу с к-рым сохранил до конца жизни святителя. Златоуст писал, что никогда не забудет его любви, "искренней, горячей, неподдельной и бесхитростной" (Письмо 98). Окончив курс наук, Ф. И свт.Иоанн удалились в м-рь, решив посвятить себя подвижнич. Жизни. Правда, Ф. Какое-то время колебался и хотел покинуть м-рь, но послания Златоуста ("К Феодору падшему") вернули его на духовное поприще.

Ок. 383 Ф. Был рукоположен еп.Флавианом, а в 392 стал еп. Киликийского г.Мопсуестии. Писать Ф. Начал еще будучи мирянином. Гл. Темой его трудов была Библия и борьба с ересями (арианством и др.). При свойственной ему полемической горячности он унаследовал тяжелый витиеватый стиль "поздней софистики". В трудах Ф. Прослеживается центр. Идея о д в у х ф а з н о с т и р а з в и т и я всего существующего. Триединый Бог ведет творение от несовершенства и неустойчивости к совершенству. По его мнению, контраст двух этапов призван показать твари благость Создателя. Это учение Ф. Сказалось и на его *христологии. Исповедуя веру во Христа как Бога и человека, Ф. Считал, что и на Него распространяется закон двухфазности. Божество обитало во Христе с самого начала, но раскрывалось постепенно.

Более того, Ф. Полагал, что Бог соединился с человеком во Христе не "по существу" (ибо Бог и человек разноприродны), но в особом акте благой Божественной воли. Эти домыслы Ф. Стали впоследствии поводом для обвинения его в ереси. Впрочем, при жизни Ф. Считался светилом Православия, и взгляды его были осуждены лишь через 125 лет после его смерти (на V *Вселенском соборе), в связи с борьбой против несторианства, к-рое опиралось на авторитет Ф. Ф. Писал толкования на мн. Книги Библии. На Пс, Быт, Иов, Еккл, Песн, *Исторические книги ВЗ, *Малых пророков, Евангелия (Мф, Лк, Ин), Деяния и послания ап.Павла (Гал, Еф, Флп, Кол, 1-2 Фес, 1-2 Тим, Тит, Флм). Но большинство этих комментариев сохранилось лишь в фрагментах. Полностью до нашего времени дошли только комментарии к Малым пророкам и к посланиям.

Проблемам *герменевтики посвящены два труда Ф. "Об аллегории и истории" и "О неясности речи". Оба они утрачены. Следуя своему учителю Диодору, Ф. Отвергал произвол *аллегорич. Метода экзегезы, предпочитая прямой историч. Смысл текста. Однако он признавал и роль иносказаний в Библии. К большинству своих предшественников он относился пренебрежительно и редко ссылался на них для подтверждения своих мыслей. Он высоко ставил *Септуагинту и комментировал ВЗ по греч. Переводу. Лишь иногда, когда было необходимо углубиться в вопросы *семантики, Ф. Обращался к евр. Тексту. Он верил в *боговдохновенность Свящ. Писания, однако полагал, что свящ. Авторы нередко пишут не под непосредств. Вдохновением, а руководствуясь лишь соображениями собств.

Разума. Нек-рые книги Библии Ф. Считал плодом одного лишь человеческого разума и чувства (в частн., Иов, Песн, 1-2 Пар, Езд, Есф, Тов, Иудифь, Прем, 1-3 Макк). Есть основания думать, что он отвергал каноничность ряда новозав. Книг (Иак, 2 Петр, 2-3 Ин, Иуд, Откр). Надписания псалмов он также относил к разряду чисто человеч. Свидетельств. Следует отметить, что в эпоху Ф. Вопрос о составе *канона был еще дискуссионным. Толкуя Кн.Бытия, Ф. Исходил из своей теории двухфазного развития и поэтому настаивал на том, что Адам был создан несовершенным и смертным. Отрицал он и наследств. Передачу первородного греха. Ф. Считал нелепостью представление о том, что "Бог во гневе и ярости повелел Адаму быть смертным и из-за одного его греха наказал смертью всех людей, даже еще не родившихся".

По его словам, "такого нельзя подумать даже и о людях, здравомыслящих и заботящихся о справедливости". Человек грешит, следуя побуждениям собств. Воли. В этом плане Ф. Был близок к воззрениям *Пелагия, но он подчеркивал, что греховность человека обусловлена его изначальным несовершенством и смертностью. Явление Христа положило начало "новому творению", к-рому предназначено бессмертие. Оригинальным был взгляд Ф. На ветхозав. Пророчества. Отвергая подлинность надписаний псалмов, он тем не менее считал их автором Давида. Давид, по его мнению, был величайшим из пророков, а последующие - лишь подтверждали его слова. Тем не менее Ф. Сильно сократил число псалмов, к-рые считались мессианскими. К таковым он относил лишь 2, 8, 44, 90.

Прочие он толковал применительно к истории ВЗ. Нек-рые патрологи считают Ф. Предшественником библ. *рационализма, но подобная оценка малоосновательна. Своеобразные концепции Ф. Были обусловлены не рационализмом, а особенностями его догматич. Метафизики. M i g n e. PG, t.66. Theodori episcopi Mopsuesteni In epistolas B. Pauli commentarii. Ed.H.Swete, Camb. (USA), 1880-82, t.1-2. Г у р ь е в П., Ф., еп. Мопсуестский, М., 1890 (наиб. Полное исследование на рус. Яз.). Д о б р о к л о н с к и й А., Соч. Факунда, еп. Гермианского в защиту трех глав. М., 1880. *Л е б е д е в А.П., Спор о трех главах и V Вселенский Собор, ДЧ, 1875, ч.3, ( 9-12. С о к о л о в П., Толкование ветхозав. Писаний в антиохийской школе, ЧОЛДП, 1887, ( 12. ЭСБЕ, т.41а. Иностр.

Библиогр. Указана в ОDСС, р.1359 и Q u a s t e n. Patr., v.3, р.401-23. См. Также ст.Антиохийская школа..

Значения в других словарях
Фельдманн

(Feldmann) Франц, свящ. (1866-1944), нем. Католич. Семитолог и библеист. Учился в ун-тах Бонна, Берлина и Фрайбурга. Рукоположен в 1891. Был проф. Богословия и ветхозав. Экзегетики в ун-тах Падерборна и Бонна. Ф. Принадлежал к той группе католич. Библеистов, к-рые боролись за принятие выводов *новой исагогики, несмотря на кризис, связанный с *"модернизмом" католическим. В частн., он разрабатывал аргументацию в пользу теории *Второисайи. Наибольшую известность Ф. Принесла т.н. "Боннская Библия", ..

Феминизм И Библия

Понятие Ф. (от лат. Femina женщина) первоначально имело исключительно соц.-политич. Смысл и обозначало движение за равноправие женщин в обществе. Но во 2-й пол. 20 в. Возник и специфич. Христианский Ф., в том числе и "феминистский подход к Библии". Он исходит из того факта, что Библия писалась в период "патриархата", т.е. Социального господства мужчин, и на этом основании рассматривает "патриархальные" тенденции Писания как устаревшие. Современный христианский Ф. Идет еще дальше, требуя пересмот..

Феодорит Киррский

Еп., блж. (ок.393 - ок.466), сир. Богослов, экзегет, церк. Деятель, представитель *антиохийской школы. Род. В Антиохии в богатой семье, к-рая позаботилась дать ему разностор. Классич. Образование. В то же время он рано начал иноческую жизнь (мать Ф. С рождения посвятила его Богу). Большое влияние на него оказали труды свт.*Иоанна Златоуста и *Феодора Мопсуестского. Родным языком Ф. Был сирийский, но он знал и другие языки. В частн., он блестяще владел греч. Яз. (патр.*Фотий позднее отмечал совер..

Феодотион

(кон.2 в.), переводчик ВЗ на греч. Язык. Согласно свт.*Иринею Лионскому, он происходил из Эфеса и принадлежал к *прозелитам иудейства (Против ересей, III, 21). Блж.*Иероним считал Ф. Приверженцем эбионитов, одной из иудео-христианских сект (см. Ст. Иудео-христианство). Его перевод ВЗ следовал гл. Обр. *Септуагинте. Ряд исправлений был сделан на основе пер.*Акилы и собств. Понимания текста. Ф. Жил в *Палестине и знал принципы *раввинистич. Экзегезы (*миддот). Свидетельство свт.Иринея Лионского по..

Дополнительный поиск Феодор Мопсуестский Феодор Мопсуестский

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Феодор Мопсуестский" в словаре Библиологический словарь. Александр Мень, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Феодор Мопсуестский, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ф". Общая длина 19 символа