Феодорит Киррский

268

Еп., блж. (ок.393 - ок.466), сир. Богослов, экзегет, церк. Деятель, представитель *антиохийской школы. Род. В Антиохии в богатой семье, к-рая позаботилась дать ему разностор. Классич. Образование. В то же время он рано начал иноческую жизнь (мать Ф. С рождения посвятила его Богу). Большое влияние на него оказали труды свт.*Иоанна Златоуста и *Феодора Мопсуестского. Родным языком Ф. Был сирийский, но он знал и другие языки. В частн., он блестяще владел греч. Яз. (патр.*Фотий позднее отмечал совершенство его греч. Стиля). В Антиохии Ф. Посвятили во диакона, а в 423 избрали на епископскую кафедру Кирра, небольшого города близ Антиохии, в округе к-рого имелось 800 храмов. Епархия оказалась трудной. В ней было много нехристиан (язычников и иудеев).

Кроме того, целые поселки были заражены арианством, евномианством, учением *Маркиона. За 30 с лишним лет святительства Ф. Положение намного улучшилось. В 448 Ф. Писал консулу Ному. "По божественной благодати у нас не осталось ни одного еретического плевела". Будучи епископом, Ф. Вел аскетический образ жизни, самоотверженно заботясь о духовных и материальных нуждах паствы. "До епископства, - писал он тому же консулу, - я проводил время в монастыре и против воли принял епископскую хиротонию. Я не принимал ни от кого ни овола, ни одежды. Никто из живущих со мною никогда не брал ни единого хлеба или яйца. Я не дозволял себе приобрести ничего кроме рубищ, в которые одет. На церковные доходы я поставил портики для народа, выстроил два огромных моста, заботился об общественных банях, из протекающей вблизи реки провел водопровод в город".

Человек, любивший мир, ученые занятия и труды на благо общества, Ф. Был вовлечен в политич. И церк. Распри, вспыхнувшие в связи с борьбой между свт.*Кириллом Александрийским и патр.Несторием. Вначале Ф. Был на стороне Нестория, т.к. Считал, что *христология свт.Кирилла ведет к отрицанию человеческой природы Христа Спасителя (позднее монофизиты истолковали учение свт.Кирилла именно в этом направлении). Но затем Ф. Признал православие свт.Кирилла. Спор возобновился с возникновением "евтихианства", т.е. Монофизитства. В этой борьбе Ф. Пришлось много пострадать, обращаться за заступничеством к свт.Льву, папе Римскому. На *Вселенском соборе в Халкидоне православие Ф. Было признано лишь после того, как он осудил Нестория (451).

В момент смерти он считался признанным православным учителем Востока. Однако через 100 лет, когда визант. Имп. Юстиниан задумал примириться с монофизитами, нек-рые догматич. Сочинения Ф. (особенно направленные против свт.Кирилла) были осуждены (V Вселенский собор). Ф. Был плодовитым писателем. Кроме экзегетич. Произведений ему принадлежат "История Церкви", жития 36-ти святых, апологетич. Труд "Лечение языческих недугов", догматико-полемич. Диалоги и памфлеты, в частн., кн. "Против ересей". Будучи приверженцем методов антиохийской школы, Ф. Предпочитал буквальный смысл Писания, хотя и не отрицал наличия в нем *метафор и др. Форм иносказаний. Только фантастич. Гипотезы аллегористов вызывали у него решительный протест ("вымыслы суесловов", "бред пьяных старух").

Не углублялся Ф. И в филологич. Тонкости исследования, хотя иногда сравнивал греч. И сир. Тексты с еврейскими. Главную свою задачу он видел в уяснении прямого и нравств. Смысла Писания, следуя в этом за свт.Иоанном Златоустом. Его комментарии "всего чаще парафратические и смысл слов выражается не многословно, но ясно и довольно живо" (архиеп.*Филарет Гумилевский). Хотя Ф. Многим был обязан Феодору Мопсуестскому, он не соглашался с его мнением об объеме библ. *канона. Большая часть экзегетич. Трудов была написана Ф. В пору его святительства. "Вопросы на Восьмикнижие" (*Пятикнижие, Ис Нав, Суд, Руф) содержат толкование лишь отдельных наиболее спорных и неясных мест. В этом труде Ф. Одним из первых отверг мнение, будто авторы Ис Нав и Суд являются современниками описываемых ими событий.

Они, согласно Ф., жили позднее (Вопр. На Ис Нав, 14. На Суд, 2). Комментируя Кн.Руфи, толкователь отмечал, что скромная моавитянка введена ев.Матфеем в *родословие Спасителя, чтобы подчеркнуть *универсализм Евангелия (Вопр.1). Саму книгу он относит ко времени царя Давида. В кн. "Вопросы на Кн.Царств и Паралипоменон" Ф. Также одним из первых выдвинул мнение о постепенном формировании ряда свящ. Книг. В частн., Царств (Вопр. На 4 Цар, 49). За неск. Лет до создания комментариев на Пятикнижие и *Исторические книги Ф. Написал толкование на Псалтирь, построенное в форме связного изложения. В предисловии к нему он говорит. "Прочитав разные толкования и нашедши, что одни с великой неумеренностью вдавались в иносказания, а другие прилагали пророчества к каким-либо прежним событиям.

Полезным признал я избегать крайностей тех и других". В самом раннем своем экзегетич. Сочинении "Толкование на Песнь Песней" Ф. Не пошел по пути Феодора Мопсуестского и прибег к символико-прообразовательному объяснению, ставшему в его время уже традиционным (земная любовь как символ отношения Бога к Церкви). Ф. Написал также комментарий к Ис, Иер, Вар, Плач, Дан и *Малым пророкам. Наибольшей известностью пользуется его толкование на 14 посланий ап.Павла (один из последних по времени экзегетич. Трудов Ф.). Парафратическому изъяснению текста предпослано предисловие, в к-ром комментатор рассматривает хронологию посланий (в частн., он считает 1 Фес самым ранним из них. Это мнение до сих пор остается общепризнанным в библеистике).

В методе и стиле изложения Ф. Очень близок к свт.Иоанну Златоусту. M i g n e. PG, t.80-84. Kommentar zu Jesaia, (hrsg. Mohle A.) B., 1932. В рус. Пер. Творения блж. Феодорита, еп. Киррского, т.1-7, М., 1955-61. Т о ж е, т.1-7, Серг.Пос., 1905-07. Повесть о людях, преданных Богу или о подвижнической жизни, в кн. Памятники визант. Лит-ры IV-IX веков, М., 1968. *Г л у б о к о в с к и й Н.Н., Блаженный Ф., еп. Киррский. Его жизнь и лит. Деятельность, т.1-2, М., 1890 (наиб. Полное исследование на рус. Яз. С указанием библиогр.). И в а н о в Н., Блаженный Ф., еп. Киррский, ЖМП, 1957, ( 10. Р а д л о в Э., Ф., блаженный, ЭСБЕ, т.41а. Иностр. Библиогр. См. В Q u a s t e n. Patr., v.3, р.936-94. NCE, v.14. ODCC, p.1360, а также в ст. Святоотеческая экзегеза..

Значения в других словарях
Феминизм И Библия

Понятие Ф. (от лат. Femina женщина) первоначально имело исключительно соц.-политич. Смысл и обозначало движение за равноправие женщин в обществе. Но во 2-й пол. 20 в. Возник и специфич. Христианский Ф., в том числе и "феминистский подход к Библии". Он исходит из того факта, что Библия писалась в период "патриархата", т.е. Социального господства мужчин, и на этом основании рассматривает "патриархальные" тенденции Писания как устаревшие. Современный христианский Ф. Идет еще дальше, требуя пересмот..

Феодор Мопсуестский

Еп. (ок.350-428), сир. Грекоязычный богослов и экзегет, представитель *антиохийской школы. Род. В Антиохии в аристократич. Семье. Вероятно, родители его были христианами. Брат Ф., свт.*Полихроний Апамейский, стал, как и он, известным церк. Деятелем. Светское образование Ф. Получил в школе знаменитого языческого ритора Либания, представителя "поздней софистики". Богословским наставником Ф. Был *Диодор Тарсийский. В школе Либания Ф. Сблизился с *Иоанном Златоустом, дружбу с к-рым сохранил до конца..

Феодотион

(кон.2 в.), переводчик ВЗ на греч. Язык. Согласно свт.*Иринею Лионскому, он происходил из Эфеса и принадлежал к *прозелитам иудейства (Против ересей, III, 21). Блж.*Иероним считал Ф. Приверженцем эбионитов, одной из иудео-христианских сект (см. Ст. Иудео-христианство). Его перевод ВЗ следовал гл. Обр. *Септуагинте. Ряд исправлений был сделан на основе пер.*Акилы и собств. Понимания текста. Ф. Жил в *Палестине и знал принципы *раввинистич. Экзегезы (*миддот). Свидетельство свт.Иринея Лионского по..

Феоктист

(Иван Мочульский), архиеп. (1729-1818), рус. Правосл. Деятель, писатель и педагог. Род. На Украине в дворянской семье. Во время учебы в КДА принял монашество. Был законоучителем в Петербурге, а затем настоятелем в ряде м-рей, в частн., в киевском Михайловском Златоверхом. В 1784 хиротонисан во еп. Севского и Брянского, викария Московской епархии. В 1787 перемещен в Белгород на кафедру, к-рая при нем получила название Курской. Ф. Внес огромный вклад в развитие духовного и светского просвещения. В..

Дополнительный поиск Феодорит Киррский Феодорит Киррский

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Феодорит Киррский" в словаре Библиологический словарь. Александр Мень, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Феодорит Киррский, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ф". Общая длина 17 символа