Феофан
(Елисей Прокопович), архиеп. (1681-1736), рус. Правосл. Церк. Деятель и богослов, сподвижник Петра I. Род. В Киеве в семье небогатого купца (возможно, наст. Его фамилия была Церейский. Прокопович - девичья фамилия его матери). Учился в Киево-Могилянской академии. Не окончив курса из-за недостатка средств, 17-ти лет отправился странствовать по Европе. В Польше для продолжения учебы принял католичество. С 1698 учился в коллегии св.Афанасия в Риме. В 1701 тайно покинул Рим и пешком отправился на родину. По дороге знакомился с нем. Протестантизмом. В 1702 в Почаеве Прокопович воссоединился с Рус. Правосл. Церковью и вскоре начал преподавать богословие, философию, риторику и поэтику в Киевской академии. Из западных странствий он вынес отрицат.
Отношение к католичеству и симпатию к протестантизму. Это вооружило против него правосл. Богословов *Стефана (Яворского) и *Феофилакта (Лопатинского), к-рые высоко ставили лат. Науку и традиции. Царь Петр I, напротив, оценил Ф. Именно за его "протестантствующую" тенденцию. Ф. Вошел в круг лиц, к-рые содействовали реформам Петра (*Кантемир, В.Татищев и др.). Несмотря на протесты противников, он был хиротонисан во еп.Псковского (1718). С этого времени он работал над "Духовным регламентом", документом, узаконившим синодальное управление Рус. Церковью. Ф. Много содействовал развитию науки и культуры в России. Его поддержкой пользовался молодой *Ломоносов. Среди его учеников были такие крупные ориенталисты как *Симон (Тодорский).
После смерти Петра I Ф. Удалось в жестокой борьбе избежать участи, к-рая постигла Меньшикова и др. Сподвижников царя-реформатора, причем в этой борьбе он не останавливался ни перед какими средствами. Умер Ф. Архиеп.Новгородским. Ф. Являлся типичным представителем "просветительской" эпохи. Воззрения его сформировались под сильным влиянием протестантизма и *рационализма. Это, в частн., сказалось в его толковании вопроса о *Законе и христианской свободе, напр., в "Книжице, в ней же повесть о распре Павла и Варнавы с иудействующими и трудность слова Петра Апостола о неудобоносимом иге пространно излагается" (М., 1784). В ней он выступает за приоритет Библии в сравнении с церк. *Преданием. Как и протестанты, он называл *неканонич.
Книги "апокрифами". Серьезные занятия естествознанием поставили перед Ф. Вопрос о соотношении *науки и Библии. Он пришел к выводу, что наука не может заменить *Откровения. Единственное, что она может сказать о Боге, это признать в Нем Перводвигатель Вселенной. В то же время он считал, что Библия не должна рассматриваться как источник научных знаний. Так, в неопубликованном курсе философии он подчеркивал, что "Моисей говорил не согласно с опытами астрономов, а в соответствии с общим языковым обычаем, как то чаще всего делает и другие ошибки Священное Писание". Блестящий знаток латыни, Ф. Находил мн. Погрешности в *Вульгате. Слав. Перевод он считал недостаточно понятным для простого читателя и рекомендовал изъяснять Библию юношам на рус.
Языке. Несмотря на дружбу с Татищевым, Ф. Был глубоко возмущен его мнением о Песне Песней, в к-рой тот усматривал лишь "плотские любезности". В опровержение Ф. Написал свое толкование на Песн, выдержанное в традиц. Правосл. Духе (осталось неопубликованным). Христовы проповеди о блаженствах толкование, СПб., 1724. Слово о Лазаре и богаче в неделю 22-ю по Пятидесятнице, ХЧ, 1826, ч.23. Священных историй другие следы в еллинских баснях обретающиеся, Прибавление [и предисловие] к кн. Аполлодор. Аполлодора, грамматика афинейскаго Библиотеки, или о богах, М., 1725. Мнение архиеп. Новгородского Ф. Об исправлении Библии, в кн. Описание документов и дел, хранящихся в архиве Свящ. Правительствующего Синода, СПб., 1878, т.III. Соч., М.-Л., 1961.
В и н т е р Э., Ф. Прокопович и начало рус. Просвещения, в кн. XVIII век, пер. С нем., М.-Л., 1966, сб.7. Н и ч и к В.М., Ф. Прокопович, М., 1977. Соч. Ф. Прокоповича о книге "Песнь Песней" и побуждение к составлению этого сочинения, ЧОЛДП, 1877, ( 11. Т и т л и н о в Б., Ф. (Прокопович), РБС, т.25, 1913. Ч е р в я к о в с к и й П.А., Свящ. Писание как начало богословия, по учению протестантов XVII в. Учение Ф. Прокоповича, ХЧ, 1876, т.I. Е г о ж е, Учение Ф. Прокоповича о Свящ. Писании в символич. И церк.-историч. Отношениях, ХЧ, 1877, т.II. Е г о ж е, Учение Ф. Прокоповича об источниках богословия в связи с протестантизмом XVII в., ХЧ, 1877, т.I. Ч и с т о в и ч И.А., Ф.Прокопович и его время, СПб., 1868. Прот.Ч о б и ч С., Архиеп. Ф.Прокопович, "Православний Вiсник", 1986, ( 12.
Проч. Библиогр. См. В указ. Соч..
Дополнительный поиск Феофан
На нашем сайте Вы найдете значение "Феофан" в словаре Библиологический словарь. Александр Мень, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Феофан, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Ф". Общая длина 6 символа