Филон Александрийский

289

(F...lwn AlexandreЪj) (ок.25 до н.э. - ок. 50 н.э.), иудейский философ, богослов и экзегет. Род. В Александрии в богатой семье, происходившей из потомственного священнич. Рода. Получил разностороннее классич. Образование. Родным языком Ф.А. Был греческий, и греческим же было его образование. Однако он не порывал с отеческой ветхозав. Традицией, стремясь переосмыслить ее в духе *эллинизма. Ф.А. Редко покидал Александрию, целиком погруженный в лит. Труды, размышления и созерцание. Лишь дважды он прервал свои занятия, один раз посетив Иерусалим, где ему как наследственному иерею позволили принести жертву, и другой - возглавив посольство к имп. Калигуле с целью защитить иудеев от травли. У Ф.А. Как представителя иудейской александрийской школы были предшественники, но он является первым толкователем Библии, чьи труды дошли до нашего времени.

Ф.А. Был многим обязан Платону и стоикам, к-рые толковали греч. Мифы с помощью *аллегорич. Метода. Ф.А. Терпимо относился к внебибл. Религиям, усматривая зерно истины в самых различных верованиях и доктринах. Но гл. Источником истины для него оставался ВЗ, интерпретируемый им в духе александрийской эллинистич. Философии. Греч. Идею Логоса (Слова) Ф.А. Соединил с библ. Учением о зиждительном Слове Сущего. Логос, по Ф.А., это сила Божья, обращенная к миру, "первородный Сын Божий", Он "является нашим Богом, Богом несовершенных людей". Богословие Ф.А. Не было свободно от пантеистич. Тенденций. Он понимал Логос как некую душу Вселенной. Ф.А. Учил, что познание Бога совершается по ступеням, ведущим к высшему созерцанию Тайны Сущего. Точно так же толкователь Писания не должен подражать "софистам буквоедства" и ограничиваться только буквальной интерпретацией Библии.

Ей присущ *полисемантизм. Глубочайший смысл Писания постигается с помощью аллегорич. Метода, к-рый Ф.А. Называет "мудрым архитектором". Принципы своей *герменевтики Ф.А. Изложил в 3-х книгах "Правил аллегории". Он задумал дать толкование на все *Пятикнижие, применяя эти принципы. Комментарий писался им в виде отд. Книг, посвященных определ. Темам ("О жертве Авеля и Каина", "О смешении языков", "О переселении Авраама", "О сотворении мира"). Кроме того, он написал книги о ветхозав. Законодательстве, "Жизнь Моисея", "Вопросы и ответы на Бытие и Исход". Всего Ф.А. Принадлежит ок. 30 экзегетич. Трудов, но полностью комментария к Пятикнижию завершить ему не удалось. В экзегетике Ф.А. *историзм Свящ. Писания в значит. Степени утрачен. События ВЗ превращаются в назидательные притчи, в к-рых почти полностью исчезает историч.

Смысл. Напр., явление Бога Аврааму при заходе солнца означает, по Ф.А., что Богопознание возможно лишь тогда, когда утихают земные страсти. Камень под головой Иакова означает аскезу. Обряды, предписанные Торой, Ф.А. Толкует в нравственном плане (свящ. Хлебы - это знак воздержания. Части жертвенного животного - добродетели). Антиисторизм Ф.А. Привел к тому, что эсхатологический и мессианский элементы в его комментариях отошли на задний план. Антично-филос. Отношение к обрядам Ф.А. Сочетает с учением *профетизма. "Бог, - пишет он, - не радуется жертвам, даже если Ему приносят гекатомбы, ибо все вещи принадлежат Ему. Но Он радуется, когда посредством жертвоприношений люди выражают волю любить Его". Ритуал - лишь символ внутреннего устроения души.

"истинным алтарем Божиим является благодарная душа, исполненная добродетелей". Вершиной духовной жизни Ф.А. Считал отрешенность, аскезу и мистич. Созерцание, к-рые он нашел у егип. *терапевтов. Филоновская экзегеза почти не получила развития в *иудаизме. Зато она оказала влияние на отцов Церкви, особенно принадлежавших к *александрийской школе экзегезы. Большинство из них так или иначе использовали труды Ф.А. В своей экзегетике и богословии. В Париже выходит греко-франц. *билингва критич. Изд. Соч. Ф.А. (Les Oeuvres, t.1-36, P., 1961-73). Англ. Пер. Вышел в 10 тт. (Philo, with an English Translation, L.-N.Y., 1929-62), нем. Пер. В 7 тт. (Philo von Alexandria. Die Werke in deutscher Ubersetzung, B., 1962-64). В рус. Пер. Филон Иудеянин о субботе и прочих ветхозав.

Праздниках, М., 1783. О жизни созерцательной, в кн. Смирнов Н.П., Терапевты и соч. Филона Иудея "О жизни созерцательной", К., 1909. О неразрушимости и вечности мира, в кн. Браш М., Классики философии, СПб., 1907. Фрагменты в ТК, т.1. Б ы ч к о в В.П., Эстетика Ф.А., ВДИ, 1975, ( 3. *В о р о н ц о в Е., Идея о предмирном первосвященнике - в ее раскрытии у Ф.А. И в Посл. К евреям, ВиР, 1906, ( 11. *Г л у б о к о в с к и й Н.Н., Благовестие св. Ап. Павла по его происхождению и существу, СПб., 1910, т.2. Г у с е в Д.В., Учение о Боге и доказательство бытия Божия в системе Филона, ПС, 1881, т.III. ЕЭ, т.15. *И в а н и ц к и й В.Ф., Ф.А. Жизнь и обзор лит. Деятельности, К., 1911 (единств. На рус. Языке труд, где дана подробная характеристика творений Ф.).

К о в е л ь м а н А.Б., Ф.А. О труде рабов и свободных в римском Египте, ВДИ, 1978, ( 3. Л о с е в А.Ф., История античной эстетики, т.6. Поздний эллинизм, М., 1980. М о н з о л е в с к и й И.Ф., Ф.А. И его миросозерцание, Харьков, 1895. *М у р е т о в М.Д., Философия Ф.А. В отношении к учению Иоанна Богослова о Логосе, М., 1885. Е г о ж е, Учение о Логосе у Ф.А. И Иоанна Богослова, М., 1885. *Р е н а н Э., Ф.А. И его сочинения, пер. С франц., "Восход", 1894, ( 7. С в е т л о в Э. (прот.А.Мень), На пороге Нового Завета, Брюссель, 1983 (там же приведена библиогр.). Т р о и ц к и й А., Антропологич. И эсхатологич. Учение Филона, ВиР, 1904, ( 18. Т р у б е ц к о й С.Н., Ф.А. И его предшественники, ВФП, 1897, ( 40-41. ФЭ, т.5. Иностр. Библиогр.

До 1937 приведена в кн. G o o d e n o u g h E., The politics of Philo Judaeus, New Haven-L., 1938. M a y e r G., Philon von Alexandria, B.-N.Y., 1974. См. Также. C a z e a u x J., Philon dAlexandrie, P., 1983. *D a n i №l o u J., Philon dAlexandrie, P., 1958. W i l l i a m s o n R., Philo and the Epistle to the Hebrews, Leiden, 1970. DBSpl, 1966, t.7. ODCC, p.1083. RGG, Bd.5, S.341-47..

Значения в других словарях
Филон Александрийский

Филон Александрийский (Philon Alexandreus) (21 или 28 до н. Э., Александрия, √ 41 или 49 н. Э., там же), иудейско-эллинистический философ. В основе философии Ф. Лежат два принципа √ абсолютная трансцендентность бога и стоическо-платоническое учение об идеях. Божество Ф. √ выше платоновских единого и блага и является истинно сущим, о котором человеку известно только то, что оно существует, но не известно, каково оно. В связи со стоическо-платонической концепцией эманации. ..

Филон Александрийский

ФИЛОН АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ (ок. 25 до н. Э. - ок. 50 н. Э.) - иудейско-эллинистический религиозный философ. Соединял иудаизм с греческой философией, прежде всего - стоическим платонизмом. Разработанный Филоном Александрийским аллегорический метод истолкования Библии оказал влияние на патристику (Климент Александрийский, Ориген и др.) и средневековую культуру.. ..

Филон Александрийский

ФИЛОН АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ (около 25 до нашей эры - около 50 нашей эры), иудейско-эллинистический религиозный философ. Соединял иудаизм> с греческой философией, прежде всего - стоическим платонизмом. Разработанный Филоном Александрийским аллегорический метод> истолкования Библии оказал влияние на патристику и средневековую культуру.. ..

Филон Александрийский

Или Ф. Иудей (прибл. 20 до Р. Хр. — 50 по Р. Хр.) — выдающийся представитель еврейского эллинизма, центром которого была Александрия, богослов, апологет иудейства и религиозный мыслитель, оказавший большое влияние на последующее богословие своим экзегетическим методом и своим учением о Логосе. Как философ он был сторонником эклектического платонизма, сильно окрашенного стоицизмом и процветавшего в его родном городе. Подобно другим современным ему эклектикам, он видит в таком учении общую суть вс..

Филон Александрийский

(ок. 20 до н.э. - ок. 50 н.э.), еврейский мыслитель, глава еврейской общины в Александрии (Египет), автор множества сочинений, большая часть из которых дошла до нас на греческом языке, а некоторые - в армянских переводах. Филон был современником Иисуса и Павла. Его сочинения - ценный источник сведений о еврейской диаспоре в эллинистическом окружении. Интерпретируя Писание, Филон использовал аллегорезу - способ толкования древнего текста (будь то гомеровского или библейского), при котором коммент..

Филон Александрийский

Филон Александрийский, Philon, до 10 г. До н. Э.-после 40 г. Н. Э., греческий философ. Происходил из богатой и влиятельной еврейской семьи (его брат был поверенным в делах и банкиром иудейского царя Ирода Агриппы, а племянник стал римским прокуратором Иудеи). Зимой 39/40 г. Ф. Приехал в Рим во главе посольства александрийских евреев, чтобы просить императора Калигулу о защите. В Риме, согласно легенде, Ф. Повстречался с апостолом Петром. Ф. Был эллинизированным евреем, уже не знавшим еврейского ..

Филон александрийский

(ок. 25 до н. Э. –до 50 н. Э.) Глава еврейской общины в Александрии. По инициативе Филона еврейская община обратилась к императору Калигуле с просьбой освободить ее членов от обязанности участвовать в обряде поклонения императору. В конце концов эта привилегия была предоставлена евреям Клавдием. Известно также несколько философских трудов Филона, в которых он делает попытку изложить доктрину иудаизма в терминах греческой философии, а также развивает учение о всепроникающем мировом духе. Философи..

Филон Александрийский

(Pilon oAlexandreus) (ок. 20 до н. Э. - ок. 50 н. Э.) - античный философ, представитель иудейско-греч. Философии. Ф. А. Оставил ряд религ.-филос. Трактатов, в к-рых стремился установить связи между иудейскими религ. Догмами, изложенными в Ветхом завете, и греч. Идеалистич. Философией. Своим аллегорич. Толкованием Библии и учением о "логосе" (греч. Logos - слово) оказал сильное влияние на христианскую философию первых веков н. Э. Ф. Энгельс охарактеризовал Ф. А. Как "настоящего отца христианства"..

Филон Александрийский

ФИЛОН АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ. ..

Филиппийцам Послание Св. Ап. Павла

См.Павла св. Ап.Послания.. ..

Филипяк

(Filipiak) Мариан, свящ. (р.1935), польск. Католич. Библеист. Окончил богосл. Фак-т Люблинского католич. Ун-та, где затем преподавал экзегетику ВЗ. Продолжал специализацию в этой области в *Папском библейском ин-те и в *Иерусалимской библейской школе. Важнейшие работы Ф. - толкование на Еккл и обобщающий труд по библейской *антропологии "Библия о человеке" ("Biblia o cz‹owieku", Lublin, 1979). Хотя Ф. Считает, что Писание не содержит систематич. Учения о человеке, анализ различных антропологич. ..

Филсон

(Filson) Флойд Вивиан (р.1896), амер. Протестантский исследователь НЗ. Род. В г.Гамильтоне (США). Окончил Пресвитерианскую семинарию Мак Кормика (Чикаго) и Базельский ун-т. В 1930 получил степень доктора богословия за труд "Учение св.Павла о воздаянии" ("St.Pauls Conception on Recompense", Lpz., 1931). В 1929-67 был преподавателем, а затем проф. Новозав. Лит-ры и истории в богосл. Семинарии Мак Кормика. В сотрудничестве с *Райтом выпустил Вестминстерский историч. *атлас по Библии. Редактор журна..

Финикийский Алфавит

Западносемитский консонантный алфавит, с помощью к-рого были записаны оригиналы большинства ветхозав. Книг. Вопрос о его происхождении остается в науке дискуссионным. Нек-рые авторы считают, что генетически он связан с *синайской, или протосинайской, письменностью. Первым дошедшим до нас памятником, зафиксировавшим Ф.а., является надпись на саркофаге финикийского царя Ахирама из Библа (ок.1000 до н.э.). По-видимому, Ф.а. Сложился в рамках ханаано-финикийской культуры. Порядок букв Ф.а. Возник не..

Дополнительный поиск Филон Александрийский Филон Александрийский

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Филон Александрийский" в словаре Библиологический словарь. Александр Мень, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Филон Александрийский, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ф". Общая длина 21 символа