Хаммурапи

279

(правил ок.1792-50 до н.э.), шестой царь 1-й Вавилонской династии. Мн. Экзегеты 19 в. Отождествляли его с Амрафелом, упомянутым в Быт 14 (в наст. Время эта гипотеза оставлена. См. Ст. "Поход четырех царей"). Как явствует из древневост. Документов, Х. Объединил под своей властью Шумер и Аккад (север и юг Месопотамии) и сделал Вавилон одной из мировых столиц. Х. Ввел в своем царстве свод законов, к-рые были высечены на каменных столбах (такой столб был найден в Сузах франц. Экспедицией 1901-02). Параллели между законами Х. И правовыми нормами *Пятикнижия показывают, что эти нормы не являлись продуктом эпохи ветхозав. Царей (как полагала школа *Велльхаузена), а существовали уже в эпоху *патриархов. Так, напр., статьи 196, 198, 200 кодекса Х.

Соответствуют ветхозав. Принципу уголовного наказания ("глаз за глаз, зуб за зуб", Исх 21:34), статьи 250-251 сходны с правилами о бодливом быке в Исх 21:28-29. Много общего имеют брачные законы Х. И законы Моисеевы, а также этическая направленность обоих кодексов. Х. Заявляет, что издал свои законы, "чтобы сильный не притеснял слабого, чтобы оказать справедливость сироте и вдове" (ср.Исх 22:22). Композиция вавилонского кодекса напоминает композицию законов Пятикнижия (в частн., Втор). Судебник Х. Начинается историч. Вступлением, затем следуют *казуистич. Законы, призывание в свидетели богов, и завершается он проклятием в адрес нарушителей законов. Нет, однако, оснований считать, что в Библии содержатся прямые заимствования из судебника Х.

Скорее всего и вавилонский кодекс, и Пятикнижие опирались на т.н. "обычное право", распространенное на Востоке в 1-й трети 2-го тыс. До н.э. Сравнивая законы ВЗ и законы Х., *Тураев отмечал их сходство в деталях и глубокое различие в сфере религиозной. П е р е в о д ы. В о л к о в И.М. Законы Вавилонского царя Хаммураби, М., 1914. Законы Вавилонского царя Хаммурапи, ХДВ, т.1, с.151-78. *Д ь я к о н о в И.М., Я к о б с о н В.А., Старовавилонский период в Двуречье, в кн. История Древнего Востока, М., 1983, ч.1. *Л о п у х и н А.П., Вавилонский царь правды Аммураби и его новооткрытое законодательство в сопоставлении с законодательством Моисеевым, СПБ., 1904. Т у р а е в Б.А., Вавилон и Хаммурапи, в его кн. История Древнего Востока, Л., 1936, т.1.

*M e n d e n h a l l E., Law and Covenant in Israel and the Ancient Near East, Pittsburgh, 1955. См. Также ст. Археология библейская. Древний Восток..

Значения в других словарях
Хаммурапи

царь Вавилонии (См. Вавилония) в 1792—50 до н. Э., с именем которого связано её возвышение. По происхождению аморей. Будучи искусным политиком и полководцем, Х. Посредством военной силы и дипломатии в течение 35 лет подчинил Вавилону территорию Ассирии, южную и среднюю части Месопотамии. При Х. Достигли значительного развития товарно-денежные отношения, частные рабовладельческие хозяйства, централизация государства и укрепление царской власти, нашедшие отражение в Хаммурапи законах (См. Хаммура..

Хаммурапи

ХАММУРАПИ - царь Вавилонии в 1792-50 до н. Э. Политик и полководец, Хаммурапи подчинил большую часть Месопотамии, Ассирию. Сохранившиеся законы - ценный памятник древневосточного права, отразивший характерные черты рабовладельческого права.. ..

Хаммурапи

ХАММУРАПИ, царь Вавилонии в 1792 - 50 до нашей эры. Подчинил Ассирию. Законы Хаммурапи - один из древнейших памятников древневосточного обычного права.. ..

Хаммурапи

Царь Вавилонии.ХАММУРАПИТочное время правления Хаммурапи до сих пор не установлено. Ранее его царствование относили к 21 в. До н.э., но затем эта дата была перенесена на более позднее время - ок. 1950 до н.э., 1700 до н.э. Или даже позже. Хаммурапи, как считают, был шестым монархом династии Аморитов. При нем Вавилон был столицей обширной империи, простиравшейся от Персидского залива на север и запад, захватывая долины Тигра и Евфрата и Ассирию, вплоть до Средиземного моря. Хаммурапи был удачливы..

Хаммурапи

Царь Вавилонии в 1792-50 до н. Э. Политик и полководец, Хаммурапи подчинил большую часть Месопотамии, Ассирию. Сохранившиеся законы - ценный памятник древневосточного права, отразивший характерные черты рабовладельческого права.. ..

Хаммурапи

- царь Вавилонии в 1792- 50 гг. До н.э. Искусный полководец. Используя военную силу и дипломатию, подчинил Вавилону Ассирию, южную и среднюю части Месопотамии. При нём усилилась централизация государства и укрепилась царская власть. В конце царствования (около 1760 г.) создал свод законов, древнейший в мире. Свод начертан клинописью на диоритовой стеле (найдена в 1901- 02 гг. При раскопках на месте столицы древнего Элама - города Сузы. Хранится в Лувре, Париж). 282 закона фиксируют правовые отно..

Хаммурапи

Царь Вавилонии (1792-1750 до н. Э.), шестой представитель I Вавилонской династии, с именем к-рого связано возвышение Вавилонии. По происхождению аморей. Будучи искусным политиком и полководцем, X. Посредством воен. Силы и дипломатии в течение первых 35 лет своего царствования подчинил Вавилону терр. Ассирии, юж. И ср. Части Месопотамии. При X. Достигли высшего развития процессы, начавшиеся после падения III династии Ура (ок. 2000). Рост товарно-денежных отношений, частных рабовладельч. Х-в, цент..

Хайниш

(Heinisch) Пауль, свящ. (1878-1956), нем. Католич. Библеист. Окончил ун-т в Бреслау. Рукоположен в 1902. Начало его научной деятельности совпало с борьбой вокруг католич. *"модернизма", что обусловило осторожность методики Х. И выбора им тем для работы. Степень доктора он получил за труд "Влияние Филона Александрийского на раннехрист. Экзегезу" ("Der Einfluss Philos von Alexandrien auf die alteste christliche Exegese", Munster, 1908). Х. Преподавал в Бреслау, а затем был проф. В ун-тах Австрии. ..

Хакамы

(евр. Хокамим - мудрецы, от хокма - мудрость), см.Мудрецов писания.. ..

Хантер

(Hunter) Арчибалд (р.1906), англ. Протестантский библеист, исследователь НЗ. Высшее богосл. Образование получил в ун-тах Глазго, Марбурга и Оксфорда. Был проф. НЗ в Оксфорде, Глазго, Абердине, Ричмонде (США). Во время 2-й мировой войны занимал должность пастора. Гл. Труды Х. Посвящены новозав. Тематике. Большинство из них рассчитано на широкий читательский круг. Они написаны сжато, доступно, тесно связаны с актуальными проблемами христ. Жизни. В комментарии к Рим (1955) Х. Для пояснения взгляда ..

Хаос

(греч. CЈoj), термин, заимствованный из греч. Лит-ры и философии и означающий первичное недифференцированное состояние Вселенной. Аналогии этому греч. Термину имеются почти во всех древних космогониях. Хотя они носят не отвлеченный, а мифологически-образный характер. Внебиблейские представления о Х. Олицетворением Х. В мифо-поэтич. Сказаниях *Древнего Востока и Греции является могучая морская стихия. Х. Изображался как первичный Океан, вечный и божественный по своей природе. Чаще всего в нем вид..

Дополнительный поиск Хаммурапи Хаммурапи

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Хаммурапи" в словаре Библиологический словарь. Александр Мень, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Хаммурапи, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Х". Общая длина 9 символа