Хрисанф

253

(Владимир Николаевич Ретивцев), еп. (1832-83), рус. Правосл. Богослов и религиовед. Род. В Тверской губ. В семье сел. Священника. Окончил МДА (1856) и был назначен преподавателем Свящ.Писания в Костромскую ДС, где в 1857 принял постриг. Еще в студенч. Годы он привлек внимание профессоров своими способностями и глубоким знанием нем. Философии (в частн., *Гегеля). С 1858 вел курс основного богословия в Каз. ДА. По словам историографа академии П.Знаменского, Х. Внес в преподавание богословия "современный исторический метод". Его аудитории были всегда переполнены. "Лекции его списывались во множестве экземпляров, как драгоценное научное приобретение. Это было еще первое в академии такое полное, откровенное и вместе с тем талантливо-художественное изложение целого ряда новых философских систем и религиозных учений".

В 1860 Х. Вошел в комитет по подготовке рус. Пер. Свящ.Писания и работал над пер. НЗ. За труд "Деятельность пастырей церкви IV в. По отношению к общественной жизни" (ПС, 1860, т.1) Х. Получил степень магистра. В 1865 переведен в СПб.ДА, где через год был назначен инспектором с возведением в сан архимандрита. В 1869 он стал ректором СПб.ДС, но в 1874 его преподавательская деятельность прекратилась, поскольку он был хиротонисан во еп. Астраханского и направлен на епархию. Как пишет соученик Х. По МДА, "из сродной ему научной атмосферы этот философ-монах был послан и назначен архиереем в Астрахань, где, на границе Европы и Азии и христианского и мусульманского миров, прославился красноречием и деятельностью по обращению в христианство инородцев и иноверцев, но окончательно расстроил там свое хилое здоровье".

Несмотря на недуги, загруженный архипастырскими трудами, Х. Продолжал научную работу и завершил докторскую дисс. "Религии древнего мира в их отношении к христианству. Историч. Исследование" (СПб., 1873, 1875, 1878, т.1-3). Учитывая его болезни, Свят. Синод перевел его в Н. Новгород (там он обратил внимание на таланты юного А.Пешкова, будущего писателя М.Горького). Вскоре после перемещения в Н. Новгород Х. Перенес инсульт. Он вынужден был уйти на покой и последние годы провел в моск. Донском м-ре, где скончался и был погребен. Докторская дисс. Х. Являлась первой в России работой по истории древних религий, стоявшей на уровне мировой науки того времени. Усматривая гл. Черту язычества в его неотделимости от обоготворения природы, Х., однако, подчеркивал, что и во тьме язычества "светили лучи того света истины, к-рый никогда не оставлял человека".

Х. Был одним из первых рус. Религиоведов, к-рый не рассматривал язычество как нечто статичное, а находил в нем "своего рода прогресс". Но на фоне этого "прогресса" библ. *Откровение занимало, по словам Х., место исключительное. "Все разнообразные реки и потоки религиозной жизни древнего мира связаны между собой. Все они имели общее направление. Только еврейская религия представляет собой иной ток религиозной жизни, чистый, не смешанный с другими". 3-й том исследования Х. Целиком посвящен вероучению Ветхого и Нового Заветов. Он является первым опытом систематизации правосл. Библ. *богословия. Часть материалов этого тома была изложена автором в отд. Работе "Ветхозаветное учение о Боге в сравнении с воззрениями на Божество в древних языческих религиях" (ХЧ, 1876, т.II).

Х. Дает глубокий анализ смысла *Имен Божьих в Писании, характеризует различ. Аспекты библ. Мысли. В частн., он отмечает своеобразие учения *пророков с их *историзмом и отвержением "ложного аскетизма". "Пророки, - по его словам, - требуют внутреннего благочестия вместо одного внешнего исполнения обрядов и предписаний закона". Но и эти "своеобразные, исключительные по своему воззрению религиозные верования, были только приготовлением к иной всеобщей религии, перед к-рой пали все верования древнего мира и к-рая быстро распространилась по вселенной". Взгляд на мнения новейших рационалистов о существе религии, ПС, 1860, т.III. Современное иудейство и отношение его к христианству, СПб., 1867. Эммануил Сведенборг и его вероучение, ХЧ, 1866, т.1.

Египетский метемпсихоз, ПО, 1875, т.I, ( 1. Прочие соч. Х. См. В лит-ре о нем. З н а м е н с к и й П.В., История Каз. ДА, т.1-3, Каз., 1891-92. *К о р с у н с к и й И.Н., Хрисанф, РБС, т.21, 1901. *С м и р н о в С.К., История МДА до ее преобразования, М., 1879. У Троицы в Академии, М., 1914. *Ч и с т о в и ч И.А., С.-Петерб. ДА за последние 30 лет, СПб., 1889. Я з ы к о в Д.Д., Обзор жизни и трудов покойных рус. Писателей, СПб., 1883, вып.3. ЭСБЕ, т.37а..

Значения в других словарях
Хрисанф

(в мире Христофор Щетковский, 1869—1906) — писатель, воспитанник Казанской духовной академии. Был начальником российской духовной миссии в Корее, викарием сначала Казанской, потом Херсонской епархии. Напечатал. "Из писем корейского миссионера" (Казань, 1904). "От Сеула до Владивостока. Путевые записки миссионера" (М., 1905). "К вопросу о переводах на инородческие языки" (Казань, 1904).. ..

Хрисанф

Златоцветный. ..

Хоскинс

(Hoskyns) Эдвин Клемент (1884-1937), англиканский библеист. Учился в Кембридже. Рукоположен в 1908. Во время 1-й мировой войны служил армейским капелланом. С 1919 был деканом капеллы колледжа Корпус Кристи в Кембридже. Первоначально Х. Находился под влиянием *либерально-протестантской школы экзегезы и идей *Швейцера А., но позднее сблизился с неоортодоксией *Барта (Х. Перевел его толкование на Рим на англ. Яз.). Х. Выступал против концепции *"исторического Иисуса", подчеркивая, что НЗ знает Хрис..

Хофманн

(Hofmann) Иоганн Христиан Конрад фон (1810-77), нем. Лютеранский библеист и богослов. Род. В Нюрнберге. Учился в ун-тах Эрлангена и Берлина. С 1845 и до конца жизни был проф. Богословия в Эрлангене. Хотя Х. Испытал влияние *Бенгеля, *Шлейермахера и *Гегеля, он остался ревностным приверженцем лютеранской ортодоксии. В своей работе "Пророчество и Исполнение в Ветхом и Новом Завете" ("Weissagung und Erfullung im Alten und Neuen Testamente", Bd.1-2, Nordlingen, 1841-44) и др. Трудах Х. Решительно вы..

Христология Библейская

Учение Свящ.Писания о личности и миссии Спасителя мира. Эта область библ. *богословия теснейшим образом связана с *сотериологией Писания. Библ. Х. Подразделяется на ветхозав. И новозав. Первая содержит учение о Спасителе-Мессии, Которого ожидал ветхозав. Мир. Вторая учит о Мессии, пришедшем на землю - Иисусе Христе. Ниже будет рассмотрена гл. Обр. Новозав. Х. (о ветхозаветной см. Ст. Мессианизм) Интерпретация библейской Х. В истории христианской мысли. Вера во Христа как в *Откровение Бога и Его..

Христофор

Феодор( Алексеевич Смирнов) еп. (1842-1918), рус. Правосл. Богослов, литургист, историк. Род. В Смоленской губ. В семье диакона. Окончил КДА (1869). B 1870 получил степень магистра богословия. Преподавал в КДА церк. Археологию и литургику. В 1883 рукоположен в иеромонаха. Был ректором Тамбовской и Вифанской ДС, а затем - МДА (1885-87). Хиротонисан в 1887 во еп. Волоколамского. Затем занимал кафедры Ковенскую, Екатеринбургскую, Ирбитскую, Подольскую и Уфимскую. В 1908 был уволен на покой и жил в ..

Дополнительный поиск Хрисанф Хрисанф

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Хрисанф" в словаре Библиологический словарь. Александр Мень, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Хрисанф, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Х". Общая длина 7 символа