Шеллинг
(Schelling) Фридрих Вильгельм Йозеф (1775-1854), нем. Мыслитель, классик идеалистич. Философии. Род. Близ Штутгарта в семье лютеранского диакона, знатока Библии и древних языков (впоследствии ставшего пастором). Идя по стопам отца, будущий философ поступил в 1790 в Богословский ин-т при Тюбингенском ун-те, где особенно тщательно изучал Писание и *языки библейские. Его взгляды, сыгравшие значит. Роль в богосл. Толковании Библии, неоднократно менялись на протяжении жизни, пройдя путь от натурфилософии до "философии Откровения". В его творчестве выделяют три гл. Периода. B ранний период (до 1801) в воззрениях Ш. Преобладает рационалистич. Элемент. Уже в студенч. Годы он написал две работы, предвосхищавшие тематику его поздних исследований.
"Опыт критического и философского истолкования древнейшей философемы о происхождении человеческого зла по третьей главе Книги Бытия" (на лат.яз.) и "О мифах, исторических сказаниях и философемаx древности" (изд. В 1793). B них Ш. Отказывается от "просветительского" отношения к *мифу как к басне, а стремится открыть в нем глубокое смысловое содержание. Начав работу по историко-критич. Исследованию Библии, Ш. Прервал ее, поскольку под влиянием Фихте и *Спинозы в нем возобладали философ. Интересы. Однако диссертация, написанная им в год окончания ун-та (1795), относится еще к сфере библеистики ("Об исправлении посланий Павла Маркионом"). В ней Ш. Пытался доказать, что *Маркион не сам сократил текст НЗ, а пользовался рукописью, сокращенной до него.
При содействии Гете и *Паулюса Ш. В 23 года стал проф. Йенского ун-та, где его лекции привлекли массы слушателей. В этот период он был одушевлен идеями "натурфилософии" и пантеизма. Он стремился построить цельную систему, к-рая объясняла бы все основные законы природы. Природу он мыслил как живое органическое целое, сотканное из противоположных начал. Религ. Взгляды Ш. Тех лет приближались к радикальному свободомыслию. Однако вскоре в них наметился поворот к иным принципам. Ш. Сблизился с кружком романтиков братья( Шлегели, Тик, Новалис, Гельдерлин). Не без влияния романтиков он пришел к мысли о синтезирующей роли искусства, к-рое способно охватить действительность в ее целокупном единстве. Средний период (до 1832) отмечен наибольшими успехами в карьере Ш.
Он - популярный университетский проф. (в Вюрцбюрге, Мюнхене, Штутгарте, Эрлангене), чл. Баварской АН, генеральный секретарь Академии художеств. В то же время личное горе (смерть жены) ускоряет его отход от скептицизма. Ш. Вновь возвращается к тайне зла и *теодицее, постепенно преодолевая свой пантеизм. В работе "Философские исследования о сущности человеческой свободы" ("Philosophische Untersuchungen uber das Wesen der menschichen Freiheit", 1809. Рус. Пер. СПб., 1908) Ш. Следует по пути, намеченному *Беме. Он рассматривает *Грехопадение не в антропологич. И даже не в космич. Плане, а ищет истоки того, что обнаруживает себя в мире как зло, в бессознательном "темном" иррациональном начале, из к-рого рождается Сам Бог. "Это, - по выражению Ш., - непостижимая основа реальности вещей, неразложимый и, несмотря ни на какие усилия, несводимый к разуму остаток, вечно остающийся в основе вещей".
Именно он позволяет твари удаляться от Бога, что составляет самую суть Грехопадения. Поздний период (после 1832) характерен работой Ш. Над проблемами мифа и *Откровения. Философ за это время не напечатал ни одной крупной работы, поскольку постоянно стремился к усовершенствованию своей системы (все труды этого периода изданы посмертно). В лекциях по философии мифологии и философии Откровения Ш. Пытался показать историю мира и человечества как непрерывный процесс, в к-ром через дух и материю открываются вечные замыслы Творца. Тем самым Ш. Хотел преодолеть антагонизм между двумя крайностями. Спиритуализмом и механицизмом (Ш. Называл это "философией тождества" или "всеединства"). По словам прот.*Булгакова, "Шeллинг на философском языке своего времени выразил одну из самых основных истин христианства.
Ибо оно снимает противоположность плоти и духа в своем учении о человеке, как воплощенном духе. Живом единстве обоих". Поздний Ш. Окончательно реабилитирует мифологию, видя в ней особую форму восприятия истины. Если в Библии и содержатся элементы мифа, это не значит, что в ней есть ложные представления. "Все дело, - пишет философ, - в смысле, значении, содержании того или иного места в Библии. Вопрос об авторстве занимает при этом вполне второстепенное место". Мироздание и история проходят, согласно Ш., через ряд последоват. Эпох Откровения. Первичная интуиция Бога (*прамонотеизм) ослабевает в процессе становления *политеизма. Но и в политеизме есть искры истины. "Вершиной и концом мира богов" является Христос. В отличие от мифологич.
Образов древности, Он не "идея", как утверждал *Штраус, а реальное историч. Лицо, в К-ром Бог явил Себя миру. Исторически христианство коренится в *монотеизме и поэтому в какой-то форме существовало до Христа. Но и Сам Христос как Божественный Логос извечно существовал в Боге. Он есть "историческая Личность, биография К-рой была написана yжe до рождения Ее". Тринитарная тайна определяет тройственный характер истории и в частн. Истории Церкви. Три церковно-историч. Фазы олицетворены тремя *Апостолами. "Петр есть главным образом Апостол Бога Отца, его взор глубже всего направлен в прошлое. Павел есть главным образом Апостол Сына, Иоанн - Апостол Духа. Он один находит в своем Евангелии слова, неизвестные еще ни Евангелию Марка, написанному в духе Петра, ни Евангелию Луки, написанному в духе Павла.
Именно превосходные слова о Духе, К-рого Сын пошлет от Отца, о Духе истины, К-рый от Отца исходит, и впервые наставит на всякую, т.е. На полную и совершенную истину". Согласно Ш., Церковь ап. Петра - это Римская Церковь, Церковь ап. Павла - протестантизм, Церковь ап. Иоанна - единая Церковь будущего. Богосл. Идеи позднего Ш., будучи итогом его мысли, существ. Образом приближаются к церк. Умозрению. Не удивительно поэтому, что философ оказал большое влияние на рус. Религ. Мысль. В той или иной мере оно отразилось в творчестве *Чаадаева и *Хомякова, Киреевского И. И Тютчева Ф.И., *Соловьева Вл. И Одоевского В., прот.Булгакова и *Бердяева. В свою очередь, и Ш. Живо интересовался Россией. На склоне дней он говорил Одоевскому В. "Не будь я так стар, я принял бы Православие".
Sammtliche Werke, Bd.1-13, Stuttg., 1856-61. Briefe und Dokumente, Bd.1-3, Bonn, 1962-75. Historisch-kritische Ausgabe, Bd.1-3, Stuttg., 1976-82. В рус. Пер. Философия искусства, М., 1966. Соч. Т.1-2, М., 1987. Г у л ы г а А., Ш., М., 1982. Л а з а р е в В.В., Ш., М., 1976. Ф и ш е р К., Ш., его жизнь, сочинения и учение, в его кн. История новой философии, СПб., 1905, т.7. ФЭ, т.5. ФЭС. ЭСБЕ, т.39. Иностр. Библиогр. См. В указ. Трудах..
Дополнительный поиск Шеллинг
На нашем сайте Вы найдете значение "Шеллинг" в словаре Библиологический словарь. Александр Мень, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Шеллинг, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Ш". Общая длина 7 символа