Школы В Библеистике

280

Направления в библ. Науке, сложившиеся среди христ., иудейских и внеконфессиональных толкователей от древности до наст. Времени. Ш. В библеистике характеризуются предпочтением тех или иных методов *герменевтики и *экзегезы, что определялось различ. Факторами. Культурными традициями, вероисповедными установками, влиянием авторитетных ученых и филос.-богосл. Доктрин. Чаще всего Ш. Возникали в к.-л. Одном центре, распространяя оттуда свои идеи. Границы между Ш. Не всегда можно провести с достаточной четкостью, т.к. Они часто находились в тесном взаимодействии. Среди христ. Ш. Одни имели строго церк. Характер и признавались в Свящ. *Предании равноправными, другие, напротив, отражали воззрения, к-рые частично или полностью уклонялись от церк.

Учения. Ниже приводится перечень лишь основных Ш. В библеистике. Христианские Ш. Святоотеч. Периода (2-5 вв.). 1. Гностические Ш. Зародились во 2 в. В Египте и Сирии. Были отвергнуты Церковью как противоречащие ее учению. Эти Ш. Повлияли на *манихейство и др. Системы *дуализма. 2. *Александрийская Ш. Экзегезы. Сформировалась во 2 в. В катехизич. Училище Александрии. Гл. Особенность этой Ш. - использование *аллегорич. Метода толкования Библии. Основатели. *Климент Александрийский и *Ориген. Последний был родоначальником научно-филологич. Методов исследования библ. Текста. 3. *Антиохийская Ш. Экзегезы возникла в 3 в. Основателем ее считается сщмч.*Лукиан. Ш. Уделяла гл. Внимание букв., историч. Смыслу Библии. Крупнейшие представители Ш. Свт.*Иоанн Златоуст, *Феодор Мопсуестский, *Диодор Тарсийский, блж.* Феодорит Киррский.

4. Каппадокийская Ш., представленная гл. Обр. Свт.*Василием Великим и свт. Григорием Богословом, стремилась примирить крайности александрийцев и антиохийцев. 5. Сирийские Ш. Эдессы и Нисибина. Возникли в 4 в. По своим принципам наиболее близки к Антиохийской Ш. Крупнейшие представители. Прп.*Ефрем Сирин, *Нарсай Эдесский, *Раббула (см. Ст. Эдесская Ш. Экзегезы). 6. Латинская Ш. Не была связана с к.-л. Одним центром. Представители ее жили в Африке (*Тертуллиан, блж.*Августин), в Италии (свт.*Ипполит Римский, свт.*Амвросий Медиоланский) и в Балканских землях (блж.*Иероним). Лат. Экзегеты, подобно каппадокийским, занимали среднюю позицию между толкователями Александрии и Антиохии. Ср.-век. Христианские Ш. (5-15 вв.). 1. Византийскую экзегетич. Ш. Отличали три осн.

Черты. А) внимание к догматич. Проблемам. Б) собирание воедино святоотеч. Толкований (см. Катены). В) тесная связь экзегезы с аскетикой. Гл. Представители. Свт.*Андрей Кесарийский, *Экумений Трикский, прп.*Максим Исповедник, свт.*Фотий Константинопольский, прп.*Симеон Новый Богослов, блж.*Феофилакт Болгарский, *Евфимий Зигабен и др. 2. Раннеср.-век. Лат. Экзегеза носила преимущ. Гомилетич. Характер с ориентацией на святоотеч. Толкования. Гл. Представители. *Алкуин, *Беда Достопочтенный, свт.*Григорий Великий, *Исидор Севильский, *Кассиодор, *Рабан Мавр и др. 3. Католич. Ср.-век. Экзегетика развивалась гл. Обр. В монастырских Ш. (Сен-викторской, Сен-шерской и др.), а также при ун-тах (Парижском и др.). Гл. Представители. *Гуго Сен-викторский, Бернар Клервоский, *Петр Ломбардский и др.

Критич. Проблемы библеистики были в этот период затронуты *Абеляром. 4. Ш. *схоластической ср.-век. Экзегезы характеризовалась стремлением к систематизации и четкому определению различных смысловых пластов Писания Альберт( Великий, *Фома Аквинат и др.). 5. Католич. Ср.-век. Мистич. Ш. Возродила аллегоризм александрийцев, толкуя Библию в мистико-иносказат. Плане (*Иоахим Флорский, Бонавентура, Рейсбрук, Таулер, *Экхарт и др.). Ш. Эпохи Ренессанса, Реформации и католич. Реформы (15-17 вв.). 1. Ш. Гуманистов. Вернулась к традициям Оригена и блж.Иеронима, сосредоточившись на историко-филологич. Аспекте экзегезы (Л.Валла, *Эразм Роттердамский и др. См. Ст. Ренессансная библеистика) 2. Ш. *социнианской экзегезы развивала тенденции древнего арианства и историко-филологич.

Методы толкования. 3. Контр-реформационная католич. Экзегеза. Сложилась в эпоху *Тридентского собора. Полемич. Острие трудов этой Ш. Было нацелено против Реформации. Одновременно библеисты этого направления усовершенствовали научный аппарат экзегетики (*Каетан, *Сикст Сиенский, *Беллармино, *Эстий и др.). 4. Арминианская протестантская Ш. Вела свое начало от *Арминия. Гл. Представители. *Гроций, *Леклерк. Рационалистич. Ш. Различных направлений (17-20 вв.). 1. Ш. Классич. *рационализма в библеистике. Его представители в своих воззрениях колебались от радикального протестантизма (*Землер, *Эрнести, *Паулюс и др.) до пантеизма (*Спиноза) и деизма (*Толанд, *Реймарус, *Лессинг). 2. *Либерально-протестантская Ш. Экзегезы опиралась на философию И.Канта и неокантианство.

Гл. Представители. *Шлейермахер, *Ричль, *Гарнак и др. 3. *Тюбингенская Ш. Исходила из философии *Гегеля. Рассматривала историю НЗ и paннeгo христианства как историю борьбы противоположных тенденций, к-рая завершилась их примирением. Главой школы был *Баур. К этому же направлению частично примыкал и *Штраус. 4. *Ритуально-историч. Ш. Получила начало в англ. Библеистике (*Смит У.Р.), но развивалась преимущ. В *скандинавской библеистике. Согласно взглядам этой Ш., письменная традиция Библии коренится в *богослужении. 5. *Эсхатологическая Ш. В библеистике (*Вайсс И., *Швейцер А.) утверждала, что одной из определяющих тем в НЗ была *эсхатология, восходящая к учению *пророков и *апокалиптич. Лит-ре. 6. Мифологич. Ш. Выводила Ветхий и Новый Завет из восточной и античной мифологии (*Древс, *панвавилонизм) (см.

Ст. Мифологич. Теория). 7. *Религиозно-историч. Ш. Либерального протестантизма рассматривала историю библ. Религии в контексте всеобщей истории религии. Для этой Ш. Был характерен *исторический эволюционизм. Особой ее ветвью являлась Ш. *Велльхаузена. Протестантские ортодоксальные Ш. (19-20 вв.). Представители этих Ш., сохраняя особенности, свойственные протестантскому вероучению, отстаивали традиционные для всего христианства истины (*боговдохновенность Свящ. Писания, Богочеловечество Христа, идею свящ. Истории как Божественного Домостроительства и т.д.). Нек-рые из этих библеистов полностью отрицали выводы *новой исагогики (*фундаментализм), но большинство частично их принимало, придерживаясь умеренного критицизма и избегая скороспелых гипотез.

Среди ортодоксально-протестантских Ш. Выделяются три главных. 1. Немецкая (*Неандер, *Хенгстенберг, *Толук, *Хофманн, *Лютард, *Барт и др.). 2. Англо-американская (*Шафф, *Фаррар, *Гейки и др.). 3. Французская (*Прессансе, *Навиль и др.). Православные Ш. 19-20 вв. 1. Русская правосл. Ш., придерживавшаяся *старой исагогики (митр.*Филарет Дроздов, *Бухарев А., еп.*Михаил Лузин, *Лопухин и др. См. Ст. Русская библеистика) 2. *Русская библейско-историч. Ш., сочетавшая правосл. Подход к Писанию с принятием основных выводов *новой исагогики (прот.*Павский, *Трубецкой, *Тураев, *Карташев, прот.*Князев и др.). 3. Греч. Ш. *Велласа. По своим принципам близка к рус. Библейско-историч. Школе. Католические Ш. 19-20 вв. 1. Ш. *Вигуру, придерживавшаяся принципов *старой исагогики.

2. Ш. Католического *"модернизма", сблизившаяся с либеральной школой протестантов. 3. Франц. *Иерусалимская библ. Ш., к-рой руководил *Лагранж. В наст. Время является господствующей в католич. Библеистике. По установкам родственна рус. Библейско-историч. Школе. Иудейские и иудаистские школы. 1. Палестинская Ш. *раввинистической экзегезы. Сложилась в *междузаветный период гл. Обр. Среди *фарисеев, *таннаев и создателей *таргумов. Основное внимание толкователей этой Ш. Было направлено на проблемы, связанные с *галахой. 2. Александрийская Ш., возникшая во 2 в. До н.э. Использовала аллегорич. Метод толкования. Важнейший представитель - *Филон Александрийский. Исчезнув во 2 в. Н.э., Ш., однако, оказала влияние на ср.-век. *каббалу. 3. Вавилонская Ш., сложившаяся в Месопотамии в первые вв.

Н.э. Так же, как и Палестинская, интересовалась гл. Обр. Обрядовой стороной толкования. 4. Ср.-век. Раввинистич. Ш. Сочетала внимание и к иносказательной, и к буквальной интерпретации ВЗ (*Абрабанель, *Маймонид). Стремилась к систематизации вероучения иудаизма. 6. Ш. *либерально-иудаистской экзегезы восходит к идеям *Мендельсона (*Клаузнер и др.). В определ. Смысле к этой Ш. Примыкает *Бубер. Ш. 20 в., имеющие интерконфессиональное значение. Эти Ш. Сложились в рамках различных протестантских деноминаций, однако в той или иной мере распространили свое влияние на правосл. И католич. Экзегетику. 1. *"Истории форм" Ш. Исследует историю дописьменной библ. Традиции (*Гункель, *Бультман, *Дибелиус и др.). 2. *"Истории редакций" Ш. (*Борнкамм, *Концельманн, *Марксен).

Изучает особенности богословия каждого из свящ. Писателей и их отражение в Библии. 3. "Балтиморская Ш.", основанная *Олбрайтом, выступает против историч. Скептицизма, опираясь на новейшие данные библ. *археологии (*Брайт, *Райт и др.). 4. Ш. *"канонического" метода экзегезы, основанная *Чайлдзом. Изучает Писание в целостном контексте всего *канона. Нек-рые из наиболее радикальных Ш. (напр. Мифологическая) в наст. Время фактически исчезли. Другие вынуждены были смягчить крайности своих воззрений. Мн. Ш. Дополняют друг друга, а нек-рые, исчезнув, оставили тем не менее свой след в работах дальнейших поколений библеистов. Д ь я к о н о в А.И., Типы высшей богословской Ш. В древней Церкви III-IV вв., ХЧ, 1913, ( 4, 5. П р е о б р а ж е н с к и й В.

(еп. Василий) Вост. И зап. Ш. Во времена Карла Великого, их отношения между собой, к классическим и древне-христианским, СПб., 1881. С h m е е l J., Biblijne szkоlу, Enc.Kat., t.2. Проч. Рус. И иностр. Библиогр. См. В ст. Исагогика. Историко-литературная критика. Экзегетика и в ст. Об отдельных Ш. И экзегетах..

Значения в других словарях
Шиваров

Николай, прот. (р.1930), болг. Правосл. Библеист. Род. В Софии. Окончил Софийскую ДА (1953). Кандидатская дисс. Ш. Была посвящена сравнению законов *Пятикнижия с кодексом *Хаммурапи. Был оставлен в академии при каф. Свящ. Писания. Рукоположен в 1960 (с 1966 протоиерей). С 1971 проф. По каф. ВЗ. Член комитета Болг. Правосл. Церкви по пересмотру болг. Пер. Библии. Участник конференций "Объединенных Библ. Обществ" (см. Ст. Общества библейские), а также I Конгресса правосл. Экзегетов в Афинах (1972)..

Шин

(Sheen) Фултон, архиеп. (1895-1979), амер. Католич. Церк. Писатель и проповедник. Род. В Эль Пaco (Иллинойс). Рукоположен в 1919. Был проф. Философии в Католич. Ун-те Америки, директором "Общества по распространению веры". Хиротонисан в 1951 (c 1969 архиепископ). В течение мн. Лет Ш. Использовал радио и телевидение как проповеднич. Кафедру и вел обширную переписку с паствой (в год он получал свыше 8 тыс. Писем и для ответов должен был прибегать к помощи 30 секретарей). Ш. - автор 60 книг о вере ..

Шлаттер

(Schlatter) Адольф (1852-1938), швейц.-нем. Протестантский богослов, библеист и философ. Род. В Швейцарии в семье баптистского проповедника, однако под влиянием матери стал членом реформатской общины. Высшее филос. И богосл. Образование получил в Базеле и Тюбингене. Был пастором в Цюрихе, а затем преподавал богословие в Берне, Грейфсвальде, Берлине и Тюбингене, где сблизился и сотрудничал с *Гарнаком. Ему принадлежит нем. Пер. НЗ (1931), ряд исследований и толкований на Евангелия и Послания. Ш. ..

Шлейермахер

(Schleiermacher) Фридрих Даниэль Эрнст (1768-1834), нем. Протестантский богослов, библеист и философ, основоположник *либерально-протестантской школы экзегезы. Род. В Бреслау в семье реформатского пастора. Учился в гимназии общины "гернгутеров", основанной *Цинцендорфом, и со школьных лет испытал влияние пиетизма. "Благочестие, - вспоминал он, - было материнским телом, в святой тьме к-рого питалась моя юная жизнь". Однако, поступив в Галльский ун-т (1787), он был увлечен идеями *рационализма в б..

Дополнительный поиск Школы В Библеистике Школы В Библеистике

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Школы В Библеистике" в словаре Библиологический словарь. Александр Мень, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Школы В Библеистике, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ш". Общая длина 19 символа