Штраус

310

(Strauss) Давид Фридрих (1808-74), нем. Историк, философ, публицист, представитель *отрицательной критики. Род. В Лудвигсбурге в семье торговца и был воспитан матерью в духе протестантского благочестия. Готовясь к деятельности пастора, окончил Блауберенскую церк. Школу и Тюбингенский ун-т. В обоих этих учебных заведениях преподавал *Баур, оказавший большое влияние на Ш. Благодаря Бауру он стал приверженцем философии *Гегеля и, отказавшись от духовной карьеры, занял место репетитора по древним языкам и философии (сначала в Маульборнской ДС, а затем на Тюбингенском богосл. Фак-те). Согласно Гегелю, "идея Христа" важна прежде всего потому, что в ней раскрывается единосущие человеческого духа и Духа Мирового. Восприняв и по-своему интерпретировав этот взгляд, Ш.

Задумал положить его в основу своего труда по еванг. Истории. Книга, написанная в течение года, получила название "Жизнь Иисуса в критической переработке" ("Das Leben Jesu, kritisch bearbeitet") и вышла в 2-х объемистых тт. По 700 с. Каждый (Tub., 1835-36). Ш. Предназначал ее для богословской аудитории. Он стремился доказать, что "идеальный Христос" не может быть тождественным земному Иисусу. "Идея, - писал он, - не любит изливать все свое изобилие на один индивидуум и быть скупой по отношению ко всем остальным. Только род соответствует идее. В том-то и заключается разгадка всей христологии, что в качестве субъекта, носителя атрибутов, к-рые Церковь приписывает Христу, вместо индивидуума ставится идея, притом идея реальная".

Декларировав свое знание о том, чего "не любит идея", Ш. Истолковал все евангельские сказания как совокупность *мифов, возникших в результате коллективного творчества общин. Поскольку такое творчество не могло осуществиться слишком быстро, Ш., в согласии с Бауром, отнес Евангелия к более позднему послеапостольскому времени. Исходя из своих филос. Предпосылок, он отверг какую-либо историч. Достоверность Ин, к-рую защищал в те годы *Шлейермахер. "Никогда, - писал Ш., - истинно религиозный человек не мог сказать. "видящий меня видит Отца"". Особенности Ин объясняются, по его мнению, тем, что 4-е Евангелие возникло во 2-й пол. 2 в. "на чуждой земле и под влиянием философии, неизвестной первоначальной христианской среде" (по этому вопросу см.

Ст. Евангелия) Появление труда, в к-ром сочетались *гиперкритицизм и отход от фундаментальных истин христианства, вызвало ожесточенную полемику. Против Ш. Выступили многочисл. Оппоненты (*Толук, *Неандер, *Эбрард и др.). *Хенгстенберг встретил "Жизнь Иисуса" с удовлетворением, т.к. Считал, что она наглядно демонстрирует, куда могут завести радикальные теории. Ш. Был уволен с фак-та, а когда его пригласили читать догматику в Цюрих (1838), протесты христ. Общественности привели к тому, что он был отправлен на пенсию, не прочтя ни одной лекции. Такой реакции Ш. Не ожидал. С тех пор он стал вести жизнь свободного литератора, переезжая из города в город. В книге "Христианское вероучение" ("Die сhristlische Glaubenslehre", 1840-41, Bd.1-2) он еще более определенно высказал свое неприятие осн.

Христ. Догматов. Борьба с идейными противниками, семейные неурядицы сделали его мрачным и саркастическим. Ища опоры в истории скептицизма и *рационализма, он написал книги об Ульрихе фон Гуттене (1858, рус. Пер. СПб., 1896), *Реймарусе (Lpz., 1862) и Вольтере (1870, рус.пер. СПб., 1909). Не оставлял он и новозав. Тематики. После ряда полемич. Работ Ш. Издал вторую "Жизнь Иисуса", предназначенную на сей раз не для богословов, а (как гласит подзаголовок) "для немецкого народа" (1864, рус.пер. Под ред. *Никольского Н.М. "народного" варианта кн. Ш., М., 1907, т.1-2). Ш. Подчеркивал, что это "совершенно новый труд". И действительно, в нем он попытался дать не только критику текста, но и реконструкцию евангел. Истории, предварив ее обзором книг своих предшественников.

Однако, как справедливо заметил *Шафф, в этой книге Ш., "за немногими исключениями, утверждает свои старые положения с той только разницей, что она дышит еще более сильным озлоблением против Церкви и духовенства, чем его первое сочинение". Через неск. Лет Ш. Со всей четкостью противопоставил *"исторического Иисуса" "Христу веры" ("Der Christus des Glaubens und der Jesus der Geschichte", 1865). В своей последней книге "Старая и новая вера" ("Der alte und der neue Glaube", 1872. Рус.пер. Лейпциг-СПб., 1906) Ш. Предлагал заменить христианство новой "религией", основанной на вере в прогресс и пантеистически окрашенном эволюционизме (естественно-научном). Место культа в этой "религии" предназначалось искусству. В обществ.

Жизни Ш. Заявил о себе как консерватор, поклонник Бисмарка и прусского шовинизма. Это отразилось в его переписке с *Ренаном, пытавшимся найти общий язык со Ш. Во время франко-прусской войны (см. Пер. Этой переписки в кн. Де Лавелэ Э., Современная Пруссия в политич. И экономич. Отношениях, СПб., 1870). Скончался Ш. В своем родном городе. Евангелие в толковании Ш. Развивая идеи Гегеля, Ш. Пришел к обоготворению человека, положив начало лево-гегельянскому направлению в философии. По собств. Словам Ш., он предпринял критич. Анализ Евангелий не столько для выяснения историч. Истины, сколько для утверждения "истинной и непреходящей сущности христианства" (к-рая сводилась для него к человекобожию). Заслугой Ш. Явилось то, что он разрушил попытки старого рационализма (*Паулюс и др.) изгнать из Евангелий чудесное.

Оно, по Ш., органически связано с повествованием евангелистов. Однако вся ценность его аргументации уничтожается, когда он объявляет *чудеса вымыслом, возвращаясь тем самым на позиции рационализма. Согласно его априорному утверждению, все реальные факты "суть факты естественного порядка", и "даже самый выдающийся человек всегда был только человеком". Поэтому "в большей части евангельских рассказов" содержится не подлинная реальность, а "собрание мессианических идей того времени". В первой книге Ш. Рассматривает их как стихийно возникшие мифы о Божественном Человеке, а во второй - уже допускает элементы преднамеренного обмана. Саму мысль применить концепцию мифа к Библии Ш. Заимствовал у *Де Ветте, но придал ей специфич.

Характер. "Мифы о Христе", по его гипотезе, имеют один гл. Источник - ветхозав. *мессианизм. "Как только сперва ограниченное число, а потом все более и более возрастающее число верующих признали в Иисусе Мессию, они убедили себя, что все предсказания и все образы Ветхого Завета с тем смыслом и аксессуарами, к-рые связывало с ним толкование раввинов, должны были найти свое исполнение в Иисусе". Скрупулезная критика евангел. Текста подчинена у Ш. Одной цели. Показать, что сказания о Христе отражают гл. Обр. Мессианские верования той эпохи. Однако а) Ш. Не был в состоянии доказать, что мессианские пророчества в принципе не могли исполниться. Б) в его время сведения о мессианских верованиях оставались отрывочными и неполными, что не позволяло строить на них убедительную систему аргументации (Ш.

Часто обращался к постхристианским памятникам *иудаизма, к-рые далеко не всегда отражали верования евангельского и *междузаветного периодов). В) сам Ш. Вынужден был признать, что жизнь Христа "нисколько не отвечала национальным упованиям, под нек-рой властью к-рых находились даже самые передовые ученики". Его метод отыскивания в каждом евангельском сказании отзвуков мессианских идей был порочен в корне, ибо позволял объявлять любой из рассказов мифом на основе поверхностных и спорных аналогий. Так, находя в Евангелиях нечто, хотя бы отдаленно сходное с мессианскими пророчествами, он вычеркивал это из евангельской истории как миф. Приведем неск. Примеров аргументации Ш. По его мнению, рассказ о преследовании Иисуса в детстве - миф, т.к.

Смертельной опасности в детстве подвергался Моисей. Прототипом сказания о приходе Отрока Иисуса в Храм послужил рассказ о детстве прор.Самуила. Иисус был искушаем в пустыне, но это миф, поскольку искушениям подвергались Авраам, Моисей, Давид. Рассказ о призвании учеников и сказания об исцелениях заимствованы из легенд об Илие и Елисее. Сообщение о самоубийстве Иуды не может быть историч., т.к. Во 2 Цар 17:23 сказано, что советник Авессалома Ахитофел повесился. Нетрудно заметить, что, используя подобные аналогии, можно "мифологизировать" любое жизнеописание. Т. О., экзегеза Ш. Предоставляла простор для самого грубого произвола. Но и допуская его, критик оказывался перед неразрешимыми для него проблемами. Ни ВЗ, ни народно-раввинистич.

Мессианизм не знали Мессии-Проповедника, Мессии распятого и воскресшего. Для Ш. Иисус был рядовым учителем, галилейским раввином, имевшим мессианские притязания. Во второй книге он признал, что в Нем было нечто значительное, производившее впечатление на современников. Но это не может объяснить того грандиозного духовного переворота, к-рый совершился в судьбах народов благодаря евангел. Событиям. Почему именно вокруг этого Учителя сложился столь мощный "миф", способный изменить русло истории. Подобные вопросы остаются у Ш. Без ответа. Сама его попытка реконструировать евангельские события повисает в воздухе, т.к. Большинство из них он объявляет мессианским мифом. Ему оставалось лишь вновь апеллировать к "идее Христа", к "идеальному человеку", к-рый представляет ценность, "даже если бы совсем не существовало исторического Христа".

В последней же своей книге Ш. Отказывается и от ценности этого образа во имя культа нем. Государственности, науки и прогресса. Несмотря на свой деструктивный характер, работы Ш. Косвенным образом содействовали развитию новозав. Науки. Он обратил внимание экзегетов на мн. *противоречия и *трудные места в Евангелиях, что вызвало к жизни новые исследования христиански мыслящих библеистов. Следует отметить генетич. Связь между идеями раннего Ш. И воззрениями *Бультмана. Streitschriften zur Verteidigung meiner Schrift uber das Leben-Jesu, Bd.1-3, Tub., 1837. Gesammelte Schriften, Bd.1-12, Bonn, 1876-78. В рус. Пер. Чудеса Христа, СПб., 1907. А р с е н ь е в К.К., Давид Фридрих Ш. Биографич. Очерк, "Вестник Европы", 1878, №9-10. Прот.*Б у т к е в и ч Т., Жизнь Господа нашего Иисуса Христа, СПб., 1887.

В е р н е р И., Евангелие и немецкая свободная критика. Дав. Фр. Ш., "Новый Путь", 1904, №4-5. Архим.*М и х а и л (Лузин), О Евангелиях и евангельской истории, М., 1870. *Р е н а н Э., Историки - критики Иисуса, в его кн. Очерки по истории религии, пер. С франц., СПб., 1907. Ц е л л е р Э., Биография Давида Фридриха Ш., в кн. Д.Ш. Старая и новая вера, Лейпциг-СПб., 1906. Ц и г л е р Т., Умственные и обществ. Течения XIX в., пер. С нем., СПб., 1900. ФЭ, т.5. ФЭС. ЭСБЕ, т.39a. *B a r t h K., David Friedrich Strauss als Theologe 1839-1939, "Theologische Studien", 1939, Hft.6. *H а u s r а t h A., David Friedrich Strauss und die Theologie seiner Zeit, Bd.1-2, Heidelberg, 1876-78. S c h w e i t z e r A., GLJF. Z i e g l e r T., David Friedrich Strauss, Bd.1-2, Strassburg, 1908.

Проч. Иностр. Библиогр. См. В LTK, Вd.9, S.1108. ODCC, р.1314. RGG, Bd.6, S.416..

Значения в других словарях
Штраус

IШтра́ус (Strauss) Давид Фридрих (27.1.1808, Людвигсбург, — 8.2.1874, там же), немецкий философ-младогегельянец (см. Гегельянство). Учился в Тюбингене (1825—31), испытал влияние Ф. К. Баура (см. Также Тюбингенская школа). В книге «Жизнь Иисуса, критически переработанная» (т. 1—2, 1835—36, рус. Пер., кн. 1—2, 1907), положившей начало «. Процессу разложения гегелевской системы...» (Маркс К. И Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 3, с. 15), отрицал историческую достоверность евангельских преданий, рассматр..

Штраус

ШТРАУС (Strauss) Рихард (1864 - 1949), немецкий композитор, дирижер. Работал с различными оркестрами, гастролировал в Европе (в 1896 в России) и США. Симфонические поэмы "Дон Жуан" (1889), "Тиль Уленшпигель" (1895), "Дон Кихот" (1897) отличаются красочностью и блеском оркестрового звучания. В операх "Саломея" (1905), "Электра" (1908) - черты экспрессионизма, в опере "Кавалер розы" (1910) - неоклассицизма (всего около 15 опер).. ..

Штраус

(Strauss), династия венских композиторов и дирижеров 19 в., авторов оперетт и множества вальсов, полек, маршей, галопов, кадрилей.ШТРАУС Иоганн1. (отец) (Strauss, Johann)(1804-1849), основатель династии. Родился 14 марта 1804 в семье содержателя гостиницы в венском предместье Леопольдштадт. В возрасте 14 лет поступил скрипачом в оркестр И.М.Памера. Товарищем Иоганна по оркестру был Й. Ланнер (1801-1843), прославившийся позднее своими вальсами и ставший преемником Памера в качестве ведущего венск..

Штраус

(StrauГџ), Давид Фридрих (27.I.1808 - 8.II.1874) - нем. Теолог и философ- младогегельянец. В 1830 окончил Тюбингенский ун-т, с 1832 преподавал в нём. Был уволен после опубликования соч. "Жизнь Иисуса" (Bd 1-2, Tübingen, 1835-36. Рус. Пер., кн. 1-2, Лейпциг - СПБ, 1907), подрывавшего устои религии и воспринятого современниками как антирелиг. Произведение. В 1839 получил приглашение в Цюрихский ун-т, но по требованию реакционных кругов не был допущен к преподаванию.Работу Ш. "Жизнь Иисуса" Ф. Энге..

Штейнер

Рудольф - см.Антропософия как истолковательница Библии.. ..

Штрак

(Strack) Германн Либрехт (1848-1922), нем. Протестантский *гебраист. Род. В Берлине. Был руководителем основанного Францем *Деличем "Institutum Judaicum". Автор ряда словарей, учебников и исследований по *древнеевр. И *арам. Языкам, а также публикатор ряда частей *Талмуда. Совместно с *Биллербеком составил "Комментарий к Новому Завету из Талмуда и Мидрашей". Выступал против антисемитизма в своей работе "Кровь в верованиях и суевериях человечества" (1900. Рус. Пер. Под ред. *Андреева, СПб., 1912)..

Штулмюллер

(Stuhlmueller) Карролл, иером. (р.1923), амер. Католич. Экзегет. Род. В Хамилтоне (США). В 1943 вступил в орден Пассионистов. Рукоположен в 1950. Высшее богосл. Образование получил в вашингтонском Католич. Ун-те и *Папском библ. Ин-те (где получил степень доктора). Преподавал Свящ. Писание в ряде церк. Школ Америки и за ее пределами. Член Католич. Библ. Ассоциации (в 1979 - президент) и др. *обществ библейских. Был консультантом экуменич., библ. И литургич. Комиссий. С 1965 сотрудничал в журн. "..

Штэлин

(Stahelin) Иоганн Якоб (1797-1875), нем.-швейцарский протестантский библеист. С 1829 э.-орд. Проф., с 1835 орд. Проф. Богословия по ВЗ в ун-те Базуля. В 1830 он одним из первых сформулировал теорию о происхождении *Пятикнижия, получившую название *дополнений теории. Согласно Ш., Моисею принадлежит *"Основа" Пятикнижия, к-рая впоследствии неоднократно дополнялась. Эта "Основа" носила преимущ. Богослужебный характер. Kritishe Unterauchungen uber die Genesis, Basel, 1830. Kritische Untersuchungen u..

Дополнительный поиск Штраус Штраус

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Штраус" в словаре Библиологический словарь. Александр Мень, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Штраус, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ш". Общая длина 6 символа