Экзегеза Библейская

297

(от греч. (tm)x"ghsij - толкование, объяснение), толкование текста Свящ. Писания. В лит-ре термин Э. Нередко употребляется как синоним термина *экзегетика, хотя в строгом смысле слова они не являются тождественными. Необходимость Э. И ее методы. В своей центральной, керигматической основе (см. Ст. Керигма) Свящ. Писание доступно каждому. Однако, будучи сложным полисемантич. "организмом", Библия для более глубокого ее понимания нуждается в пояснениях. Эта необходимость обусловлена множеством факторов. И неоднозначностью библ. Средств выражения, и дистанцией (культурной, хронологич.), к-рая отделяет свящ. Писателей от их читателей, и наличием внутри Библии различных оттенков *Предания. Поскольку Свящ. Писание создано в лоне Церкви, Церковью и для Церкви (как ВЗ, так и НЗ), правосл.

Сознание отдает приоритет истолкования самой Церкви, особенно в тех случаях, когда речь идет о вероучительных истинах. Являясь Словом Божьим, выраженным через человеческое слово, Библия несет на себе печать тех эпох, когда писались ее книги, отражает особенности свящ. Авторов (их личности, языка, воззрений. См. Ст. Богочеловеч. Природа Писания) Это требует от Э. Учета того историч. Фона и *"жизненного контекста", с к-рыми связаны библ. Книги, а также филологич. Исследований, позволяющих проникнуть в ход мысли свящ. Авторов. Отсюда важность для Э. *исагогики, включающей проблемы *канона, *датировки и *атрибуции свящ. Книг, различных форм *критики библейской (текстуальной, литературной, исторической, историко-литературной и др.) и дополнительных дисциплин (*археологии, *географии, *палеографии, *папирологии, *эпиграфики, изучения *Древнего Востока и *античности).

Свящ. Писание есть письменно зафиксированное Предание Церкви (сначала ветхозав., а затем новозав.). Следовательно, Библию необходимо рассматривать в целостном контексте ее канона и христ. Церк. Учения. Христ. Э. На протяжении веков вырабатывала принципы толкования Библии (см. Ст. Герменевтика. Новая герменевтика) Эти принципы включают аллегорический, прообразовательный, анагогический, историко-литературный, тропологический и др. Подходы к Библии, к-рые по существу играют взаимодополняющую роль. Так, недостаточно установить лишь букв. Смысл текста и объяснить его с т. Зр. Древнего культурного контекста. Важно найти в нем Слово Божье, обращенное к человеку всех времен и народов. Только во взаимодействии всей совокупности приемов Э.

Раскрывается духовное богатство Писания в его многогранной полноте. Определенное место в Э. Занимает *сравнит.-лит., *сравнит.-религ. И *сравнит.-филологич. Изучение Библии. Библ. Э. Носит двуединый характер. С одной стороны, она изучает Писание как историч. И лит. Памятник, а с другой - как боговдохнов. Слово, как *Откровение. Каждый из двух аспектов требует собственного подхода. Вместе же они дают целостный экзегетич. Синтез. Этапы и направления Э. Начало Э. Прослеживается уже в дохрист. Время. Мн. Законы *Пятикнижия представляют собой истолкование и раскрытие заповедей *Декалога. В Пс содержится своего рода молитвенно-литургич. Коммент. К Пятикнижию, *Историческим книгам и *мудрецов Писаниям. Иудейское толкование Библии *междузаветного периода шло в двух направлениях.

В плане законнической *галахи и в плане этико-богословском. Евангельская проповедь - как Самого Христа Спасителя, так и апостолов - содержит объяснение ВЗ в свете нового *Откровения. Христианская Э. При своем возникновении заимствовала нек-рые приемы, выработанные в античных толкованиях древних текстов и в иудейской экзегезе. Впоследствии, в Новое время, она пользовалась методами различных школ в историографии, литературоведении, философии, языкознании. Э. Прошла неск. Этапов и породила ряд направлений, как ортодоксальных, так и отступающих от церк. Точки зрения. А) *Святоотеческая Э. (обычно датируется 1-5 вв.) разрабатывала осн. Методы толкования, ставя в центр духовно-нравств. И вероучит. Смысл Библии. См. Ст. Александрийская школа.

Антиохийская школа. Эдесская школа. Б) *Византийская Э. (6-15 вв.) следовала в осн. За экзегетами святоотеч. Школ. Тропологический характер носила Э. Визант. Подвижников. В) *Ср.-век. Западная Э. (6-11 вв.), подобно византийской, как правило, не выходила за рамки святоотеч. Традиции. Г) Ср.-век. Католич. Э. (12-15 вв.), включая *схоластическую ср.-век. Экзегезу, создавала святоотеч. *катены, разрабатывала учение о *полисемантизме Писания и о его мистической интерпретации. Д) Католич. Экзегеза *ренессансной библеистики (15-16 вв.) продолжила филологич. Исследования Библии, начатые св.отцами, и ставила акцент на этическом толковании. Е) Протестантская Э. Классич. Периода Реформации (16 в.) подчиняла толкование конфессионально-полемическим задачам, проводила различие между "внешним" и "внутренним" словом в Писании.

Ж) Православная Э. Hoвoгo времени, гл. Обр. *русская библеистика (18-20 вв.), шла по пути синтеза историко-критич. И нравств.-догматич. Толкования. З) Католическая Э. Нового времени (17-20 вв.) прошла два этапа. Первый (до 20 в.) характеризовался попытками привлечения критич. Методов для толкования и борьбой против них церк. Магистериума. Второй (20 в.) отмечен рецепцией этих методов при сохранении католич. Богосл. Ортодоксальности. И) Протестантские неортодокс. Направления Э. (16-20 вв.) включали *социнианскую экзегезу, толкования, связанные с *рационализмом в библеистике, учениями Канта И., *Гегеля, экзистенциальной философией и др. Доктринами. К) Протестантская ортодоксальная Э. (16-20 вв.) характеризуется множеством оттенков. От принятия библ.

Критики до полного ее отрицания (см. Ст. Фундаментализм) Кроме того, особые формы библ. Э. Сложились в рамках сект (см. Ст. Иеговистская экзегеза. Новоизраильское понимание Библии. Мунистская интерпретация Библии и др.), во внехрист. Учениях (см. Ст. Иудаизм. Оккультные толкования Библии) и, наконец, во внерелигиозной науке, рассматривающей Библию только как историч. Памятник Б л а н к И., Э. Как основная теологич. Дисциплина, "Символ", 1981, №6. *В и г у р у Ф. Руководство..., М., 19162, т.1. *Е л е о н с к и й Ф.Г., Состояние истории ветхозав. Церкви в современной протестантской лит-ре, ХЧ, 1870, №2. *К о р с у н с к и й И.Н., Иудейское толкование ВЗ, М., 1882. Е г о ж е, Новозав. Толкование ВЗ, М., 1905. Л и в ш и ц Г.М., Очерки историографии Библии и раннего христианства, Минск, 1970.

Прот.М е н ь А., О русской правосл. Библеистике, БТ, 1987, сб.28. Еп.*М и х а и л (Лузин), Библейская наука. Кн.1. Очерк истории толкования Библии, Тула, 1898. *Н и к о л ь с к и й М.В., Успехи науки библейской в России, ПО, 1887, ч. I, №3. Прот.*П о л о т е б н о в А., Историч. Свидетельства об изучении Библии в хронологич. Порядке, К., 1875. Происхождение Библии (Из истории библ. Критики). Ветхий Завет, М., 1964. П э й п е р Ф., Библ. Критика в Гoлландии, ХЧ, 1913, №5. *Р ы б и н с к и й В.П., Библ. Ветхозав. Критика, ТКДА, 1908, №12. *С о л ь с к и й С., Краткий очерк истории свящ. Библиологии и экзегетики, ТКДА, 1866, №10-12. *Ю н г е р о в П.А., Очерк истории толкования ветхозав. Книг Свящ. Писания, ПС, 1910, №11. *F a r r a r F.W., History of Interpretation, Grand Rapids (Mich.), 1961.

F i s h b а n е M., Biblical Interpretation in Ancient Israel, N.Y., 1984. G е n t h е H.J., Kleine Geschichte der neutestamentlichen Wissenschaft, Gott., 1977. G r а n t R.M., A Short History of the Interpretation of the Bible, N.Y., 1963, *К r а u s H.J., Geschichte der historisch-kritischen Erforschung des Alten Testaments, Neukirchen, 1956. *K u m m e l W., Das Neue Testament, Freiburg, 1958. L e v i e J., La Bible, parole humaine et message de Dieu, P.-Louvain, 1958 (англ. Пер. The Bible, Word of God in Words of Men, L., 1961). L u b а с H. De, Exeg-se medievale, v.1-4, P., 1959-64. N е i l l S., The Interpretation of the New Testament, 1861-1961, L., 1966. V e r m e s G., H а n s o n R., The Cambridge History of the Bible, v.1-3, Camb.

(Eng.), 1963-70. JBC, v.2, p.590. Enc.Kat., t.4, s.710. NCE, v.2, p.507. ODCC, p.490. RGG, Bd.1, S.1227. Cм. Также ст. Англо-Американская библеистика. Болгарская библеистика. Герменевтика. Греческая библеистика. Католическая библеистика. Комментарии библейские. Немецкая библеистика. Нидерландская библеистика. Польская библеистика. Православная библеистика. Протестантская библеистика. Ренессансная библеистика. Румынская библеистика. Русская библеистика. Святоотеческая экзегеза. Скандинавская библеистика. Ср.-век. Экзегеза. Схоластическая ср.-век. Экзегеза. Толковые Библии. Французская библеистика. Чешская библеистика. Школы библейские..

Значения в других словарях
Экзегеза Библейская

Термин "экзегеза" происходит от греческого слова exegesis (буквально "выведение"), со временем получившего специальное значение - "разъяснение", или "толкование". Такое словоупотребление засвидетельствовано уже для греческого языка классической эпохи. Экзегеза - одновременно и наука и искусство, и ее объектом могут выступать как священные, так и светские тексты. Наряду с толкованиями платоновских, гомеровских или шекспировских текстов существует также библейская экзегеза. Во всех случаях задача ..

Эйхродт

Вальтер - см. Айхродт.. ..

Экзаплы

Г е к с а п л а (от греч. ›x - шесть и plooj - сгибающийся), рукописное издание ВЗ, осуществленное *Оригеном. Включает евр. Текст, его греч. *транслитерацию и 4 греч. Перевода. Все они расположены в виде параллельных столбцов. Э. Сыграли большую роль в *текстуальной критике *святоотеч. Периода. Почти весь текст Э. Утрачен, поскольку воспроизведение его представляло в древние времена немалые трудности. В 90-х гг. 19 в. Фрагменты их, содержащие часть Псалтири, были обнаружены в Каирской *генизе (о..

Экзегетика

(от греч. (tm)xhghtikТj - объясняющий) БИБЛЕЙСКАЯ, синоним *герменевтики, хотя иногда этот термин употребляется для обозначения *экзегезы.. ..

Экземплярский

Василий Ильич (1875-1933), рус. Правосл. Богослов. Род. В Киеве в семье священника (впоследствии архиеп. Иеронима). Окончил ДС и КДА (1901), где затем преподавал нравств. Богословие. Докторская диссертация Э. Была посвящена проблематике, тесно связанной с Библией ("Библ. И святоотеч. Учение о сущности священства", К., 1904). В 1912 по настоянию еп.*Антония (Храповицкого) Э. Был лишен кафедры. Поводом послужила его статья "Гр. Л.Н.Толстой и св.Иоанн Златоуст в их взгляде на жизненное значение зап..

Дополнительный поиск Экзегеза Библейская Экзегеза Библейская

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Экзегеза Библейская" в словаре Библиологический словарь. Александр Мень, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Экзегеза Библейская, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Э". Общая длина 19 символа