Экхарт
(Eckhart) Иоганн (М е й с т е р Э к х а р т), иером. (ок.1260-1327), нем. Католич. Богослов и мистик. Род. В Тюрингии в рыцарской семье. В отроческие годы стал монахом Доминиканского opдeнa. Пoлyчил разностороннее схоластич. Образование. Читал лекции в Парижском ун- те. Занимал руководящие должности в ордене. Прославился как проповедник, впервые обращавшийся к народу на его родном языке. Незадолго до смерти Э. Против него было выдвинуто обвинение в ереси, и хотя доминиканцы успешно защищали его, ряд положений доктрины Э., вырванных из контекста и скорее всего неверно понятых, был осужден папой Иоанном XXII (1329). Тем не менее авторитет Э. В католич. Богословии не был подорван и его наследие тщательно изучалось. Э. Как экзегет и богослов.
Э. Написал комментарии к Быт, Исх, Притч и Ин. Самой большой известностью пользуются его Беседы, или Проповеди. Они представляют собой комментарий к важнейшим местам Библии, написанный в духе богосл. *мистицизма. Для раскрытия своей мысли Э. Чаще всего прибегает к *аллегорич. Методу толкования. Так, напр., пять мужей евангельской самарянки превращаются у него в пять чувств, отдаляющих душу от Бога. Одна из главных тем Э. - "духовная нищета" (см. Мф 5:3), к-рую он понимал как высшую форму освобождения от всего тварного. "Человек, к-рый вполне отрешен, настолько восхищен в вечность, что ничто преходящее не может уже заставить его почувствовать плотского волнения. Тогда он мертв для земли". Эта отрешенность есть путь к Богу.
"Где кончается тварь, там начинается Бог. И Бог не желает от тебя ничего большего, как чтобы ты вышел из себя, поскольку ты тварь, и дабы Богу быть в тебе Богом". Историч. Рождество есть для Э. Символ таинственного рождения Бога в человеке. Оно продолжается вечно, как вечен процесс самого творения. Следуя апофатич. Учению *Дионисия Ареопагита, Э. Утверждал абсолютную надмирность Божества. "Божество" (Gottheit) выше даже Самого Бога, ибо Оно становится Богом лишь когда действует, когда из Него изливается тварное бытие (здесь у Э. Отмечается элемент пантеизма). Мир исходит из Божества, чтобы в Него вернуться. Это возвращение совершается искупительной силой Христовой и "духовной нищетой" верных, отдающих себя Небу. Э., однако, не ограничивается отрешенным мистицизмом, признавая ценность деятельной жизни (Мария избрала благую часть, но и Марфа возлюблена Спасителем).
Чтобы объяснить, как можно сочетать созерцание и деятельность, Э. Находит в Библии свидетельства в пользу двуединого бытия человека. Действуют и Моисей, и Дева Мария, и Сам Христос, и одновременно дух их пребывает с Богом и в Боге. "Знай, - пишет Э., - внешний человек может быть погружен в деятельность, в то время как внутренний человек остается свободным и неподвижным". Учение Э. Оказало большое влияние на европ. Мысль, в частн., на Николая Кузанского, *Беме, *Лютера, *Шеллинга, *Гегеля и на экзистенциалистские филос. Системы. Die deutschen und lateinischen Werke, Bd.1-8, Stuttg., 1936-48. Meister Eckhart. А Modern Translation, N.Y., 1957. В рус. Пер. Духовные проповеди и рассуждения, М., 1912. Избранные проповеди, М., 1912.
Г р у ш к е Н., Экгарт, ЭСБЕ, т.40. Мейстер Экхарт, "Логoc", 1972, №4. C о к о л о в В.В., Ср.-век. Философия, М., 1979. С т е п у н Ф., Трагедия мистич. Сознания, "Логос", 1911-12, №2-3. X о р у ж и й С., Э., ФЭ, т.5. *Ш т е й н е р Р., Мистика на заре духовной жизни нового времени и ее отношение к совр. Мировоззрениям, М., 1917. А n с е l е t - H u s t а с h е J., Ma?tre Eckhart et la mystique rhenane, Р., 1956 (англ. Пер. Master Eckhart and the Rhineland Mystics, N.Y., 1957). М i е t h D. (hrsg.), Meister Eckhart, Freib., 1984 (с библиогр.). ОDСС, р. 442..
Дополнительный поиск Экхарт
На нашем сайте Вы найдете значение "Экхарт" в словаре Библиологический словарь. Александр Мень, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Экхарт, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Э". Общая длина 6 символа