Эразм Роттердамский

256

(Еrasmus Roterodamus), Дезидерий, свящ. (ок.1469-1536), католич. Писатель, богослов, библеист, ученый-филолог. Род. В Роттердаме (Голландия). Рано осиротев, поступил в Августинский м-рь (1487) и вскоре был рукоположен (1492). Однако в 1494 добился разрешения выйти из м-ря и стал независимым ученым. Нек-рое время Э.Р. Жил во Франции, посещал Англию, где сблизился с Томасом Мором, работал в Альдинской типографии. В Италии ему присвоили степень доктора богословия. Деятельность Э.Р. Получила одобрение папы. В эти годы к ученому-гуманисту стал прислушиваться весь образованный мир. "Ему изумляется, его воспевает и превозносит, - писал *Камерарий, - каждый, кто не хочет прослыть чужаком в царстве муз". Когда *Лютер начал свою борьбу, Э.Р.

Оказался в трудном положении. С одной стороны, он сочувствовал идее реформы Церкви, но с другой - осуждал религиозно-политич. Распри, вызванные Реформацией. Э.Р. Не мог целиком встать и на сторону врагов Лютера, чем вызвал негодование в католич. Лагере. Последние годы жизни Э.Р. Провел в скитаниях по Европе, охваченной междоусобицами. Скончался он в Базеле, работая над комментарием к *Оригену. Поборник гуманности, просвещения и терпимости, Э.Р. Противопоставлял евангельский идеал фанатизму, обскурантизму и клерикализму. В своей знаменитой сатире "Похвала глупости" (1509. Рус. Пер. БВЛ, 1971, т.33), написанной в доме Т.Мора, Э.Р. Выступал против светской власти духовенства и против насилия в делах веры. Хотя он предвосхитил все основные требования Реформации, он желал, чтобы церк.

Обновление совершалось без расколов и вражды. Как христ. Мыслитель Э.Р. Черпал вдохновение в Библии, особенно у ап. Павла и в полузабытых тогда писаниях греч. Отцов Церкви. Философским дополнением к Писанию и патристике для Э.Р. Служил христианизированный платонизм. С этой позиции он полемизировал с Лютером, в частн., в своем трактате "Диатриба или Рассуждение о свободе воли" (1524. Рус. Пер., в его кн. Филос. Произведения, М., 1986). Гл. Предметом его критики был воинствующий лютеровский иррационализм. "Чистая молитва, - писал Э.Р., - ведет чувство на небо, словно в крепость, неприступную для врагов. Знание укрепляет ум спасительными помыслами, так что не следует лишаться ни того, ни другого". Библ. Тематике Э.Р. Посвятил ряд своих поэтич.

Произведений ("Установление христ. Человека", "Лирическая песнь о доме, в котором родился Христос" и др., см. "Стихотворения", М., 1983). Э.Р. Как библеист. Убежденный в *боговдохновенности Свящ. Писания, Э.Р. Высоко ставил филологич. Критику Библии, ведущую свое начало от отцов Церкви. Он принимал традиционную *атрибуцию свящ. Книг, делая исключение лишь для Евр и Откр, происхождение к-рых считал спорным вопросом. *Синоптическую проблему Э.Р. Трактовал в духе *"взаимозависимости" теории (Мк есть сокращение Мф). В историю библ. Текстологии Э.Р. Вошел как редактор и издатель первопечатного греч. НЗ (Базель, 1516), к-рый снабдил критич. Комментариями. Правда, до него греч. Текст НЗ был уже напечатан в составе *полиглотты *Хименеса (1514, Комплютен), однако Комплютенское издание фактически увидело свет лишь в 1522.

При работе Э.Р. Использовал святоотеч. Тексты и 8 древних рукописей НЗ. Издание было повторено им в 1519, 1522, 1527 и 1535 (в 4-м изд. Э.Р. Учел и Комплютенскую полиглотту). В публикацию Э.Р. Включил собств. Пер. НЗ на лат. Язык, поскольку считал, что *Вульгата не свободна от ошибок и неточностей. В своих комментариях ученый частично опирался на труды Л.Валлы (см. Ст. Ренессансная библеистика) выступавшего против *схоластической ср.-век. Экзегезы, к-рая толковала Библию лишь по лат. Переводу (коммент. Валлы Э.Р. Издал в 1505). Э.Р. Язвительно высмеивал *фигуризм ср.-век. Богословов, их злоупотребление методом *типологического толкования Библии и тенденцию искать в Писании того, чего там нет. Отвергая *вербализм, Э.Р. Отдавал предпочтение *аллегорическому методу, хотя использовал его гл.

Обр. Для выявления *тропологического смысла Писания. Чтобы избежать при этом произвола, нередко свойственного аллегоризму, Э.Р. Стремился тщательно исследовать библ. *символы и способы их употребления ("Ведь Божественный Дух имеет Свой язык и Свои образы"). Напр., в Библии часто встречаются образы воды, источника, колодца, что, согласно Э.Р., указывает на истину, к-рая скрывается под "внешним словом", подобно воде, текущей в "артериях земли". Впрочем, ученый был далек от мысли считать истины Свящ. Писания чем-то эсотерическим, доступным лишь для узкого круга избранных. Нет особой касты людей, утверждал он, к-рой принадлежит исключит. Право интерпретации Библии. Как каждый может с помощью Божьей стать благочестивым, так и каждый может стать богословом, если имеет чистое сердце и ясный разум.

Лучшими руководителями в этом деле являются отцы Церкви. Но у них нет полного единства взглядов, и поэтому пользоваться ими следует избирательно. "Из толкователей Священного Писания, - советовал Э.Р., - более всего выбирай тех, кто дальше всего отходит от буквы. После Павла таковы прежде всего Ориген, Амвросий, Иероним, Августин. Ведь я вижу, что новейшие теологи весьма охотно цепляются за буквы и затрачивают больше труда на всякие хитрые тонкости, чем на раскрытие тайн, - словно Павел в действительности не говорил, что наш закон - духовен". У св. Отцов Э.Р. Заимствовал мысль о полезности для экзегезы изучения различных наук и древней лит-ры. Являясь возродителем святоотеч. *текстуальной критики, работая над уточнением первонач.

Свящ. Текста, Э.Р. Считал, что сущность Писания остается неприкосновенной. "Нет, - писал он, - ни одного человеческого учения, не испорченного какой-либо чернотой ошибок. Только учение Христово совершенно белоснежно и чисто". Он называл евангел. Учение "философией Христа", основой к-рой считал *этику. Ей, в частн., Э.Р. Посвятил свой назидательный трактат "Оружие христианского воина" (1503. Рус. Пер. В его кн. Филос. Произведения, М., 1986). Трактат построен на метафорическом описании жизни верующего у ап.Павла (Рим 13:12. Еф 6:10-17). Э.Р. Не осуществил перевода библ. Книг на к.-л. Из народных языков, но способствовал осознанию необходимости подобных переводов. Тем самым он проложил путь для переводов, осуществленных деятелями *Реформации.

Орега omnia, t.1-4, Amsterdam, 1969-73. В рус. Пер. Жалоба мира, в кн. Трактаты о вечном мире, М., 1963. Разговоры запросто, М., 1969. Стихотворения, М., 1983. Философские произведения, М., 1986. Г о р ф у н к е л ь А.Х., Философия эпохи Возрождения, М., 1980. Г р и г о р ь е в а И.Л., Античные источники антропологич. Представлений Э.Р., в кн. Античное наследие в культуре Возрождения, М., 1984. М а р к и ш С., Никому не уступлю. Рассказы об Эразме из Роттердама, M., 1966. E г о ж е, Знакомство с Эразмом из Роттердама, М., 1971. Е г о ж е, Э.Р., КЛЭ, т.8. О с и н о в с к и й И.Н., Э.Р. И Мартин Дорп, в кн. Культура и обществ. Мысль, М., 1988. П у з и н о И., Значение диалога Эразма "Ciceronianus", ЖМНП, 1913, №11. С м и р и н М.М., Э.Р.

И реформационное движение в Германии, М., 1978. С у б б о т и н А.Л., Наследие Эразма, в кн. От Э.Р. До Бертрана Рассела, М., 1969. Ц в е й г С., Триумф и трагедия Э.Р., М., 1977. Э.Р. И его время, М., 1989. ЭСБЕ, т.40а. Н о l е с z e k Н., Нumanistische Bibelphilologie als Reformproblem bei Еrаsmus von Rotterdam, Thomas More and William Tyndale, Leiden, 1975. Проч. Иностр. Библиогр. См. В Enc.Kat., t. 4, s.1062..

Значения в других словарях
Эразм Роттердамский

(Erasmus Roterodamus) Дезидерий (Desiderius) (28.10.1469, Роттердам, — 12.7.1536, Базель), нидерландский учёный-гуманист, писатель, филолог, богослов, виднейший представитель северного Возрождения. Образование получил в Парижском университете (1495—99). Жил во Франции, Англии, Германии, Италии, Швейцарии, пользовался всеевропейским признанием. Писал на латыни, универсальном языке образованной Европы того времени. Решающими для формирования творческой личности Э. Р. Были нидерландский мистицизм и..

Эразм Роттердамский

ЭРАЗМ РОТТЕРДАМСКИЙ (Erasmus Roterodamus) - Дезидерий (Desiderius) (1467-1536), гуманист эпохи Возрождения (глава "северных гуманистов"), филолог, писатель. Родом из Роттердама. Автор "Похвалы Глупости" - сатиры, высмеивавшей нравы и пороки современного ему общества. Сыграл большую роль в подготовке Реформации, но не принял ее. Враг религиозного фанатизма.. ..

Эразм Роттердамский

Один из наиболее выдающихся гуманистов, которого вместе с Рейхлином, современники называли "двумя очами Германии". Родился, как гласит надпись на воздвигнутом ему в Роттердаме памятнике, 28 октября 1467 г. (эта дата оспаривается некоторыми биографами, отдающими предпочтение 1465 г.), в городе Роттердаме (в нынешней Голландии). Отец его, принадлежавший к одной из бюргерских фамилий городка Гуды (в южной Голландии), увлекся в юности одной девушкой, которая отвечала ему взаимностью. Родители, предо..

Эразм Роттердамский

(Desiderius Erasmus Roterodamus)ЭРАЗМ РОТТЕРДАМСКИЙ. Портрет работы Гольбейна Младшего.(ок. 1466-1536), нидерландский ученый, писатель, гуманист. Редактор и переводчик античной классики. Первый издатель Нового Завета на греческом языке. Сатирик. Родился в Роттердаме, вероятно, 27 октября 1466 (разброс возможных дат рождения находится в пределах 1465-1469). Незаконнорожденный сын дочери лекаря из Севенбергена и Герарда из Гоуды, ставшего священником, он воспитывался в Голландии - сначала в Гоуде,..

Эразм Роттердамский

(Герхард Герхардс) (1469—1536 гг.) филолог, писатель Безумию дарована привилегия говорить правду, никого не оскорбляя.Вежливость порождает и вызывает вежливость.Все превращает любовь и неумного делает мудрым.Все превращает любовь. Красноречье дает молчаливым,Старцев в юнцов превратить милая может любовь.Силу ломает любовь, но и слабых быть сильными учит,В робких отвагу вдохнуть также умеет любовь.Даже в самой худшей судьбе есть возможности для счастливых перемен.Даруй свет, и тьма исчезнет сама ..

Эразм Роттердамский

Дезидерий (Erasmus Roterodamus, Desiderius) (28.X.1466 или 1469 - 12.VII.1536), - ученый-гуманист, виднейший представитель северного Возрождения. Род. В Роттердаме (Голландия) в бюргерской среде. Рано осиротев, вынужден был (ок. Сер. 80-х гг.) вступить в монастырь. В 1495 поступил на теологич. Ф-т Парижского ун-та, к-рый окончил в 1499. В последующие годы занял ведущее положение в европ. Науч. Мире как выдающийся филолог, писатель, мыслитель. Деятельность Э. Р. Проходила во мн. Европ. Странах. В..

Эразм Роттердамский

(Erasmus Roterodamus), или Дезидерий Эразм (Desiderius Erasmus), (настоящее имя Герард Герардсон) (1469-1536) - нидерландский гуманист, незаконнорожденный сын голландского священника, получил образование в Париже, затем преподавал в Кембридже. Там знакомится с Мором и становится его близким другом. В 1499 в Англии встречает Дж.Колета, видного богослова того времени, который побуждает направить его знания древних языков и литературы на изучение библейских текстов. Э.Р. Сыграл важную роль в подгот..

Эразм Роттердамский

ЭРАЗМ РОТТЕРДАМСКИЙ, Дезидерий (действительное имя Герхард Герхардс) (1469-1536) - выдающийся писатель-гуманист позднего Возрождения, ученый, богослов, знаток античной культуры. Родился в Роттердаме в семье бюргера. Рано лишившись родителей, провел юность в монастыре. Его исключительную одаренность заметили знатные покровители, благодаря которым он получил прекрасное образование. По происхождению голландец, жил во Франции, Англии, Италии, Германии, Швейцарии и считал себя принадлежащим ко всему ..

Эпонимы

(от греч. (tm)pиnumoj - дающий название) БИБЛЕЙCKИE, термин, обозначающий. А) царей и др. Правителей, по времени правления к-рых велось исчисление *хронологии в древности (напр., 3 Цар 6:1. Неем 2:1. Лк 3:1). Б) родоначальников племени или народа, от к-рых происходят их наименования. В народных *легендах Э.-предки обычно наделяются фантастич. Атрибутами, свойственными мифологич. Персонажам (см. Криничная Н.А., "Персонажи преданий. Становление и эволюция образа", Л., 1988). В Библии эти черты у Э..

Эпос В Библии

См.Жанры литературные. Роды литературные.. ..

Эрнести

(Ernesti) Иоганн Август (1707-81), нем. Лютеранский богослов, филолог, библеист. Род. В Тюрингии. Первоначально посвятил себя классич. Филологии, курс к-рой вел в Лейпцигском ун-те. В 1759 перешел на каф. Богословия. Хотя Э. Во многом был близок к идеям *рационализма в библеистике, он не отрицал *боговдохновенности Свящ. Писания. В своей гл. Исагогич. Работе он утверждал, что все *противоречия библейские либо мнимые, либо произошли от ошибок переписчиков. В библеистику Э. Вошел как ученый, перен..

Эстетика Библейская

(от греч. A"s(htikТj чувственно воспринимаемый), учение Свящ. Писания о красоте и о художеств. Творчестве человека. Изучение библ. Э. Началось в *святоотеч. Период и связано с анализом художеств. Особенностей свящ. Текста (*Ориген, блж.*Августин, блж.*Иероним и др.). Этот анализ был необходим прежде всего для работы над переводами Библии, к-рые требовали сопоставления евр., греч. И лат. *поэтики. Кроме того, св. Отцы рассматривали и саму идею прекрасного, толкуя Э. В свете платонизма и неоплатон..

Дополнительный поиск Эразм Роттердамский Эразм Роттердамский

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Эразм Роттердамский" в словаре Библиологический словарь. Александр Мень, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Эразм Роттердамский, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Э". Общая длина 19 символа