Эсхатология (От Греч. њScatoj - Последний) Библейская

278

Учение Свящ. Писания о последних судьбах мира и человека. Термин Э. Утвердился в богословии с 19 в. Принято разделять Э. На о б щ у ю и ч а с т н у ю, или индивидуальную. Первая рассматривает цель и завершение всего историч. И мирового процесса, а вторая учит о *посмертном бытии отдельного человека. Данная статья ограничивается проблематикой общей Э., к-рая теснейшим образом связана с библ. *мессианизмом и *сотериологией (о частной Э. См. Ст. Посмертное бытие). Внебиблейский мир представлял бытие подчиненным закону бесконечного круговорота и поэтому не знал Э. В строгом смысле слова. Подобно неизменно повторяющимся циклам природы, все трансформации во Вселенной были для языческого сознания лишь звеньями замкнутого круга. Полное качественное преображение мира исключалось.

Так, в Вавилоне и Индии космич. Процесс делился на огромные периоды, но конечной цели не имел, ибо все неизбежно возвращалось в исходное состояние. Согласно греч. Философам (напр., Гераклиту и стоикам), космос рождался из мирового огня и исчезал в нем, чтобы снова из него возникнуть. Каждый очередной цикл шел по пути деградации. От "золотого века" к упадку. Ожидание гибели мира наиболее обострялось в кризисные эпохи (в частн., в период *эллинизма). Но за этой гибелью предвиделся новый виток бесконечного существования. Только в Иране Э. Приобрела абсолютный характер, ибо *маздеизм исповедовал веру в конечную победу Бога Света над силами тьмы. Ветхозав. Э. Родилась под знаком веры в с п а с е н и е, в грядущую полноту бытия, к к-рой Творец ведет человека и все мироздание.

Хотя Бог открывает Себя в истории, смысл бытия лежит за ее пределами, там, где историч. Процесс завершается осуществлением высшей цели Творца. Во времена *патриархов, Моисея, судей и первых царей эсхатологич. *Откровение давалось лишь в *прообразах как спасение ветхозав. Церкви от врагов, а впервые тайна всеобщего п р е о б р а ж е н и я мира была открыта *пророкам-писателям, к-рые возвестили о грядущем Богоявлении (Дне Господнем). В соответствии с любовью и правдой Бога их Э. Была двуединой, являясь одновременно и с у д о м, и с п а с е н и е м. Суд Божий вначале понимался как историч. Возмездие народам за грехи, но постепенно был осмыслен как конечное торжество благой воли Творца над мировым злом (Ис 27:1. 51:9-10.

См.Грехопадение). Явление Бога-Судии изображалось у *пророков в виде космич. Очистител. Бури (Авв 3:3 сл. Соф 1:14 сл.). Поэтому День Господень назван у прор. Амоса и Софонии днем тьмы. Но цель Бога не просто уничтожение зла. Мир будет очищен для н о в о г о т в о р е н и я, в к-ром воцарится гармония между Богом и людьми, между человеком и *природой (Ис 11:6 сл. 45:8). Библия чаще говорит не о происхождении и причине зла (см. Ст. Теодицея в Библии), а о его конечной гибели, когда наступит Ц а р с т в о Б о ж ь е, владычество Мессии-Избавителя. Это владычество принадлежит истории, но в то же время простирается и за ее пределы (Дан 7. Прем 3:8). Звеном, связующим историю и метаисторию, является *"мессианская эра", к-рая увенчивает историч.

Процесс. Для многих иудеев мессианское эсхатологич. Царство отождествлялось с возрожденной и преображенной ветхозав. Церковью, но в проповеди пророков уже предрекается участие в нем всех народов земли (см. Ст. Универсализм и партикуляризм) В *междузаветный период Э. Получает особую форму выражения в *апокалиптич. Лит-ре. Сохраняя осн. Пункты учения пророков, апокалиптики используют сложную систему *символов, призванных изобразить тайны Божественного Домостроительства. *Апокрифы и *Кумранские тексты отражают страстное ожидание Царства Божьего, глубокую веру людей в благую конечную цель истории. Этим чаяниям свойственны и черты историч. Ограниченности. Так, мн. Считали, что "мессианская эра" будет апофеозом земного процветания и благоденствия.

В силу специфич. Ощущения времени, свойственного пророкам, отдаленные события представлялись им близкими и приход Царства Божьего нередко ожидался в ближайшие годы. Новозав. Э. Проповедь Христа Спасителя началась с вести о приходе Царства Божьего (Мф 4:17. Мк 1:14-15) и т.о. Стала продолжением и завершением ("исполнением") Э. Ветхозаветной. Говоря о Царстве, Господь не объяснял, что означает это понятие, Его слушателям оно было хорошо знакомо. Но, кроме традиционного учения о конце истории, отраженного в *Малом Апокалипсисе, Христос возвещал о Царстве как о реальности сегодняшнего дня, незаметно проникающей в мир, без тех космич. Знамений, к-рые ожидала прежняя Э. Библейская. Такой неприметный приход Царства составляет средоточие Евангелия.

Из евангельских *притч явствует, что и суд, и спасение явлены миру уже с того момента, когда Иисус Назарянин провозгласил наступление Царства. Оно в будущем, но одновременно уже здесь, среди людей (Лк 17:20-21). Тем не менее, оно подготавливается постепенно (Лк 13:18-21), a всякий, кто умеет различать знамения времени, сможет увидеть признаки наступления Царства (Мф 24:32). В нем происходит (и окончательно произойдет в будущем) о т д е л е н и е добра от зла, ибо ничто нечистое не может войти в Царство (Мф 13:47-52. 25:31-46). Вся апостольская проповедь была проникнута духом Э., чаянием полноты бытия, приобщения преображенного мира к Божественной жизни, к-рое должен предварить конец старого мира. Начало Царству положено п е р в ы м приходом Христа, уничиженного, распятого и воскресшего - первенца из мертвых.

*Парусия же станет Его в т о р ы м приходом - в Славе (Мк 14:62. Деян 1:11). Kaк и в ветхозав. Пророческом Откровении, у первохристиан временные рамки "сокращались" и апофеоз Царства ожидался в ближайшем будущем (Откр 22:12). Поэтому нек-рые люди бросали работу и все земные дела, рассчитывая, что со дня на день наступит конец мира. Против этой тенденции энергично выступил ап. Павел (2 Фес 2:1-17), напоминая о том, что ни день, ни час конца не открыт людям. Позднее, во 2 Петр 3:4-15 Церковь вразумляла тех, кто был удручен "промедлением" Господа, напоминая о том, что у Бога один день, как тысяча лет. Новозав. Э. Учит о полной трансформации человеческой природы в Царстве Божьем. По словам Христа Спасителя, люди Царства будут "как Ангелы на небесах" (Мк 12:25).

Ап. Павел говорит о "теле духовном", в к-рое облечется воскресший человек (1 Кор 15:42-55). Именно эта надежда, а не просто бессмертие души, составляет сущность христ. Э. ("чаю воскресения мертвых и жизни будущего века"). Согласно Откр, процесс воскресения совершается в два этапа. Сначала восстают к вечной жизни мученики за веру, к-рым предназначено царствовать со Христом тысячу лет (20:4-6). Затем последует великая эсхатологич. Битва между добром и злом, к-рая завершится Парусией и всеобщим воскресением. Вопрос о толковании этого места остается в богословии дискуссионным. По мнению прот.*Булгакова, "первое воскресение" означает наибольшую степень жизни умерших и участия их в жизни живых. Эта полнота является действенною, энергетической, она представляется как участие в земном царствовании со Христом, а это означает, очевидно, их земное служение и действование" ("Апокалипсис Иоанна", Париж, 1948, с.181).

В любом случае Э. Библейская подразумевает двойной пролог к Парусии. Торжество на земле и Христа и Антихриста (см.1 Ин 2:18. 2 Фес 2:8 сл. Откр 13:7). В истории интерпретации библ. Э. Существовало неск. Тенденций. Долгое время эсхатологич. Учение Библии рассматривалось только как пророчество о будущем ("футурологическая Э."). В 20 в. Мн. Экзегеты обратили внимание на то, что само явление Христа на земле и Его Благая Весть знаменовали начало суда над миром (см. Ст. "Осуществленная эсхатология"). В экзистенциалистской Э. Этот аспект библ. Учения был выдвинут на первый план, а "футурологическая Э." оттеснена в область *аллегорий и *метафор. Против этого выступил ряд богословов различных конфессий (прот. С.Булгаков, Г.У. Фон Бальтазар, Ю.Мольтман и др.).

Синтез был предложен *Иеремиасом, к-рый охарактеризовал евангельскую Э. Как "осуществляющуюся", т.е. Имеющую начало в проповеди Христа и одновременно сохраняющую футурологич. Перспективу. Рус. Религ. Мыслитель Николай Федоров (1828-1903) трактовал пророчества Библии о бедствиях, к-рые постигнут мир в конце времен, как предупреждение, не имеющее фатального характера. Он утверждал, что если человечество найдет правильный путь, переход к Царству Божьему не будет катастрофическим. Эта концепция носила черты весьма уязвимого оптимизма, опирающегося на веру в науку (см. Федоров Н., Соч., М., 1982). Учению Федорова родственны взгляды *Тейяра де Шардена, к-рый также считал вероятным переход к Царству Божьему без катаклизмов, путем природной, социальной и мистич.

Эволюции. Находилось немало толкователей, гадавших по Библии о "временах и сроках" Парусии и дерзновенно назначавших дату конца мира (апокалиптич. И хилиастич. Секты, *Иоахим Флорский, *Бенгель, *Юнг-Штиллинг и др.). Они забывали о предостережениях Самого Христа Спасителя и ап. Павла, осуждавших подобные гадания (Мф 24:36. Деян 1:7. 1 Фес 5:1-2). Либеральные протестанты нередко относились к библ. Э. Как к рудименту древнего *иудейства, к-рый должен быть устранен из христ. Богословия (см. Ст. Эсхатологич. Школа). Но подобный подход игнорировал важнейшую черту библ. Учения, взятого в целом. "Христианство как таковое, - отмечает *Трубецкой, - т.е. Как вера во Христа, Мессию Иисуса, необходимо от начала было связано с эсхатологией, составлявшей не случайный придаток, а существенный элемент евангелия царства.

Не отказываясь от самого себя, христианство не может отказаться от веры в Богочеловечество и в царство Божие, в конечную, совершенную реализацию Бога на земле. Отдельные образы христианской эсхатологии можно объяснять исторически, но основная идея ее, засвидетельствованная жизнью и смертью Христа Иисуса и всем Новым Заветом, начиная с молитвы Господней, представляет и до сих пор жизненный вопрос христианства - веры "во Единого Бога Отца Вседержителя". Есть ли мировой процесс безначальный, бесконечный, бесцельный и бессмысленный, чисто стихийный процесс, или же он имеет разумную конечную цель. У христианства возможен на это лишь один ответ". *Б е р д я е в Н., Опыт эсхатологич. Метафизики, Париж, 1947. Д а н и е л ю Ж., Эсхатологич.

Чаяния, "Символ", 1986, №16. ЕЭ, т.16. К а с п е р В., Чаяние окончат. И славного пришествия Иисуса Христа, там же. К н о п ф Р., Происхождение и развитие христ. Верований в загробную жизнь, пер. С нем., СПб., 1908. М а ш к и н Н.А., Э. И мессианизм в последний период Римской республики, "Изв. АН СССР", 1946, т.III, №5. *Н и к о л ь с к и й Н.М., Мировой и социальный переворот по воззрениям раннего христианства, М., 1922 (то же в его кн. Избранные произведения по истории религии, М., 1974). *П о с н о в М.Э., Иудейство, К., 1906. *С а в и н с к и й С.В., Эсхатологич. Беседа Христа Спасителя, К., 1906. *С в е т л о в Э. (прот. А.Мень), На пороге Нового Завета, Брюссель, 1983. Прот.*С м и р н о в А., Мессианские ожидания и верования иудеев около времени Иисуса Христа, Каз., 1899.

С т р а х о в П.С., Э. Языческих мистерий, БВ, 1913, №7-8. Т р у б е ц к о й С.Н., Э., Соч., М., 1908, т.2. ФЭ, т.5. Ю д А., Бог - судия человека, "Символ", 1986, №16. B u c h a n a n G.W., Revelation and Redemption, Dillsboro (N.Carolina), 1978. *C h a r l e s R.H., Eschatology, N.Y., 1963. D a y J., Gods Conflict with the Dragon and the Sea, N.Y.-Camb. (Eng.), 1984. *G r е s s m a n n Н., Der Ursprung der israelitische-judischen Eschatology, Gott., 1905. *М о w i n с k е l S., He that Cometh, Oxf., 1959. *P r о с k s c h O., Eschatology in the Old Testament and Judaism, in. Twentieth Сеntury Theology in the Making, L., 1970. *R o b i n s o n J.A.T., Jesus and His Coming, N.Y., 1958. *R o w l e y H., The Relevance of Apocalyptic, L., 1963.

*S с h n a c k e n b u r g R., Gottes Herrschaft und Reich, Freib., 1959 (англ. Пер. Gods Rule and Kingdom, N.Y., 1963). Проч. Библиогр. См. В Enc.Kat., t.4, s.1106. NCE, v.5, р.533. RGG, Вd.2, S.650-89. LTK, Вd.3, S.1084. Ст. Богословие. Грехопадение. Малый Апокалипсис. Откровение св.Иоанна Богослова. Хилиазм..

Значения в других словарях
Эстонские Переводы Библии

Католич. Ливонский орден, православная Русь и протестантская Швеция в течение длительного периода боролись за господство в Эстонских землях. В 1629 перевес в этой борьбе оказался на стороне Швеции, что определило преимущ. Протестантский характер эстонского христианства. Соответственно и Э.п.Б. Осуществлялись протестантами. Первый перевод принадлежал пастору Генриху Шталю и вышел в составе нем.-эстонской *билингвы, включавшей катехизис, гимны, Евангелия и *антологию из Посланий (1632-37). Затем б..

Эсхатологическая Школа В Библеистике

Направления в библ. Науке, рассматривающие *эсхатологию как определяющий элемент новозав. Учения. Э.ш. Возникла в качестве реакции на попытки богословов *либерально-протестантской школы экзегезы превратить Евангелие в адогматич. Нравств. Кодекс. Начало Э.ш. Было положено выходом работы *Вайсса И. "Проповедь Иисуса о Царстве Божием". В ней он отверг чисто этическую интерпретацию идеи Царства Божьего и связал ее с апокалиптич. Чаяниями евангельской эпохи. Приход Царства, утверждал Вайсс, означал в..

Этика (От Греч. Г(oj Обычай) Библейская

Nothing found #123. ..

Этимология (От Греч. њTumoj - Истинный, Правдивый) Библейская

Объяснение происхождения и *семантики библ. Слов, терминов и имен. 1. В самом Свящ. Писании нередко используется народная Э., сложившаяся в различных древних преданиях. Такая Э. Обычно преследует цель смыслового раскрытия образа. Напр., жена (евр. Иш() названа так, поскольку "взята" от мужа (евр. Иш) и составляет с ним одно целое (Быт 2:23). Ева (евр. Хавв() получает свое имя от слова "жизнь" (евр. Х(йим), т.к. Она стала матерью всех живущих (Быт 3:20). Имя Каина (по-евр. Означающее кузнец) в Кн..

Дополнительный поиск Эсхатология (От Греч. њScatoj - Последний) Библейская Эсхатология (От Греч. њScatoj - Последний) Библейская

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Эсхатология (От Греч. њScatoj - Последний) Библейская" в словаре Библиологический словарь. Александр Мень, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Эсхатология (От Греч. њScatoj - Последний) Библейская, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Э". Общая длина 53 символа