Айхенвальд Юлий Исаевич

221

Айхенвальд, Юлий Исаевич, талантливый критик. Родился в 1872 году. Сын популярного в Одессе раввина. В 1892 году окончил курс в Новороссийском университете по историко-филологическому факультету, получив золотую медаль за сочинение "Эмпиризм Локка и рационализм Лейбница". Поселившись в Москве, был секретарем Философского общества и редакции "Вопросов философии и психологии". Читает лекции по истории русской литературы на московских женских педагогических курсах, в университете имени Шанявского и на высших женских курсах (Герье). Часто, с большим успехом, читает публичные лекции в Москве и провинции. С 1895 года поместил ряд статей и рецензий в "Вестнике Воспитания", "Вопросах философии и психологии", Словаре Граната, "Курьере", "Научном Слове", петербургском "Слове" (критические фельетоны), в "Истории русской литературы XIX века" Овсянико-Куликовского, в собрании сочинений Пушкина под редакцией Венгерова и других.

Особенно деятельное участие принимал в "Русских Ведомостях", где в 1895 - 1902 годах вел философскую библиографию, и в "Русской Мысли", где с 1902 года давал обзор драматического театра, а в 1907 - 1908 годах был членом редакции. Литературные характеристики А. Вышли отдельным изданием под заглавием "Силуэты русских писателей", I выпуск в 1906 году (М., 2-е дополненное издание, М., 1908), II - в 1908 году (2-е исправленное издание, М., 1909), III - в 1910 году. Статьи педагогические и философские собраны под заглавием "Отдельные Страницы" (М., 1910). Отдельно вышли также книжка "Пушкин" (М., 1908) и брошюра "Валерий Брюсов" (М., 1910). Первые два выпуска "Силуэтов" удостоены Академией Наук в 1909 году почетного отзыва.

А. Переведена сказка Апулея "Амур и Психея" ("Пантеон Литературы", 1895). Под его редакцией вышли книги Эллен Кей, "Век ребенка" (М., 1905), Ланге, "Женский вопрос", Маймона, "Введение в современную эстетику" (1909). С 1899 года в переводе и под редакцией А. Выходит полное собрание сочинений Шопенгауэра. "Силуэты русских писателей" отводят А. Заметное, весьма своеобразное место в современной критике. Общепризнанными можно считать его достоинства как замечательного стилиста. У него несомненно блестящий, образный слог. Его статьи нечто вроде критических стихотворений в прозе. Отсюда известная их вычурность. Приподнятость А., однако, органически и свободно вытекает из его восторженного отношения к литературе. Те писатели, которых он любит, представляются ему пророками.

Каждое слово их полно священного значения, о них надо говорить молитвенно. Статьи А. Являются попытками создания у нас чисто импрессионистской критики, задачи которой не столько истолковать автора, сколько передать впечатление, произведенное им на критика. Свои статьи о Пушкине А. Так и называет "Отклики Пушкину". С этим крайним субъективизмом, в конце концов, можно было бы помириться как с особого рода творчеством. Но А. Претендует и на объективное значение. Ему кажется, что он рисует хотя и силуэтные, но все-таки портреты. Между тем, его силуэты нередко теряют всякое сходство с оригиналом, и это, главным образом, потому, что А. - историк литературы, намеренно игнорирующий историю. А. Исходит из того, что искусство есть нечто абсолютно самодовлеющее и потому сознательно отказывается от анализирования писателя в связи с условиями места и времени.

Опираясь на авторитет немецкого эстетика Меймана, А. Желает убедить русского читателя, воспитанного на отзывчивости к этико-социальным запросам в искусстве и критике, что "великие мастера и их великие ценители не только не служат продуктами своей эпохи, не только не подчиняются ей, а, наоборот, часто выступают в резкой противоположности к ней и к современному обществу". "художник, который делается рабом социальных запросов, унижает этим и свое искусство, и самое общество". Вследствие такого отношения к общественности, А. Столь же тенденциозен, как и самые крайние из защитников утилитарного искусства. Для А. Сатирик, бытовик, общественник, будь это сам Тургенев, заранее осужден. "Настоящее" художественное творчество интересуется только созерцанием природы, проблемами страстей и.

Отношением к Богу. На религиозные вопросы враждебное отношение А. К идейности не распространяется. - Лучше всего удался А. Пушкин, потому что он для него "божественный". Красиво передано А. "сладкое" очарование "Бахчисарайского фонтана", интересны замечания о "Скупом рыцаре", "Моцарте и Сальери". Слабее характеристики "Бориса Годунова" и "Евгения Онегина", именно потому, что здесь главную роль играют быт и реальная действительность. - Отдельные тома "Силуэтов" не однородны по общему тону. Благодаря первым "Силуэтам", за А. Установилась репутация критика, "обсахаривающего" тех писателей, к которым относится хорошо. Это совершенно верно. Но уже во II т. "Силуэтов" А. С тою же неумеренностью, с которою он в I т. Расточал похвалы, становится крайне нетерпимым по отношению к творчеству идейно-общественному, а в III т.

Резко отрицательные характеристики даже преобладают. В I т. Очень содержательны этюды о Баратынском , Тютчеве , Гоголе , Лермонтове , Гаршине , Чехове . С особенною теплотою говорит А. О Чехове, в котором усматривает не столько пессимизм, сколько задушевную жалость ко всему несовершенному. В своем стремлении во всем отыскать элементы гармонии, критик усмотрел и в Лермонтове, в последние годы его жизни, "просветленное примирение с миром". Лермонтов познал смирение. Он не гордый и не злой, он был только несчастен. "Тихая муза" Гаршина привлекает А. Тем, что она дает так много "примирительных моментов" в изображении вековечной борьбы между добром и злом. "Неутомимая гуманность" Короленко умиляет критика, но он не отдает ему всей полноты своих симпатий, потому что в произведениях Короленко слишком много человека, и "не чуется космоса".

Нехорошо, что он слишком ясен, что "ему чужд всякий мистицизм". Во II томе "Силуэтов" А. Интересны характеристики Майкова , Щербины , Фета , Полонского . Полна истинного восторга, хотя в общем ничего нового не дает, характеристика Толстого . Замечательна колоритная статья о Достоевском . Безгранично высоко ставит А. Достоевского - на самую вершину мировой литературы. Но, с восторгом созерцая нечеловеческую силу его духовной личности, он, вместе с тем, полон ужаса пред теми безднами греха и неверия, которые вскрыты его творчеством. Достоевский для него "писатель-дьявол", все его творчество - "собственная психология в лицах. Все это - больное откровение его беспримерной души. Вопреки общепринятому взгляду можно думать, что Достоевский - великий атеист, не христианин, а именно антихрист".

Тягостное впечатление производят статьи об Островском и Тургеневе . Тут стремление выбросить из истории литературы исторический элемент жестоко отомстило критику. Что сказать о характеристике Тургенева, в которой буквально ни одним словом не упомянуто об общественном значении "Записок охотника", "Рудина", "Накануне" и др. Получился Тургенев без Тургенева. А. Не стесняется говорить, что "Тургенев не глубок", что "во многих отношениях его творчество - общее место", что он серьезные явления жизни изображает "поверхностно и в тонах слишком легких", что образованность у него "неприятная". Совершенно освобождая себя даже от таких, например, общеизвестных фактов, как смелый разрыв Тургенева с новым поколением, критик решается утверждать, что Тургенев всегда помнил "про молодежь, не хотел уронить себя в ее глазах".

И, единым взмахом пера уничтожив все, что отвело Тургеневу великое место в истории русской литературы, А. Вслед за тем называет то, что в Тургеневе ему нравится. "Два приятеля", "Часы", "Рассказ отца Алексея". В характеристике Островского критик не хочет отделить бытописателя от тупости изображаемого им быта. Третий том "Силуэтов", посвященный писателям наших дней, идет еще дальше по пути произвольных толкований и немотивированных симпатий. Можно объяснить себе, почему А., с его культом полной отрешенности от злобы дня, нравится Бунин и совершенно не нравится Горький . Труднее понять, почему он сводит к нулю отрешенного от условий места и времени Леонида Андреева , и совершенно нельзя понять неслыханную резкость, с которою он обрушился на Брюсова .

В чрезвычайной тщательности, с которою Брюсов отделывает свои стихи, критик-импрессионист, забыв "муки слова" даже в пушкинском тексте, усматривает доказательство того, что он от "Господа никакого таланта не получил". Не останавливаясь на других, чрезвычайно частых в А. Капризах импрессионизма, нельзя не сказать, что, в конце концов, они вредят изящному дарованию А.С. Венгеров..

Значения в других словарях
Айналов Дмитрий Власьевич

Айналов, Дмитрий Власьевич, доктор истории и теории искусств, профессор СПб. Университета (с 1903 года). Родился в Мариуполе в 1862 году, окончил курс в Новороссийском университете, где занимался, главным образом, под руководством Н.П. Кондакова . С 1890 по 1903 год читал лекции в Казанском университете. Напечатал ряд работ по истории искусств древнехристианского, византийского, русского, итальянского Возрождения. Из них главнейшие. "Мозаики IV и V веков" (СПб., 1895), "Эллинистические основы ви..

Айнмиллер Макс-эмануэль (ainmiller)

Айнмиллер (Ainmiller), Макс-Эмануэль, немецкий живописец на стекле (1807 - 1870). Был инспектором института для возобновления средневековой живописи на стекле. Овладел техникой приготовления цветных стекол в таком совершенстве, что располагал 100 - 120 цветами и оттенками. Из его произведений замечательны. Окна для Регенсбургского собора (1826 - 1833) и для церкви Богородицы в Ау, предместье Мюнхена (1833 - 1838). Окно для Исаакиевского собора в С.-Петербурге, вышиною в 9,5 м., свидетельствующее..

Акамир

Акамир или Окомир - имя Славянского князя племени велесичей, которому приписывают господство в конце VIII века над Виотией, Аттикой и южной частью Фессалии. Сохранился какой-то мифический рассказ о великом могуществе этого князя и его стремлении восстановить на византийском престоле сыновей Константина VI.. ..

Аквилонов Евгений Петрович

Аквилонов, Евгений Петрович, родился в 1861 году, духовный писатель, сын протоиерея Тамбовской губернии, воспитанник СПб. Духовной академии, в которой состоял профессором по кафедре введения в круг богословских наук. В 1910 году А. Назначен протопресвитером военного и морского духовенства. Главный труд А. "Церковь. Научные определения церкви и апостольское учение о ней, как о теле Христовом" (СПб., 1894). В сочинении этом, представленном для получения степени магистра, было усмотрено уклонение о..

Дополнительный поиск Айхенвальд Юлий Исаевич Айхенвальд Юлий Исаевич

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Айхенвальд Юлий Исаевич" в словаре Биографический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Айхенвальд Юлий Исаевич, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "А". Общая длина 23 символа